Бюрократический аппарат необходим для управления. Разрастание бюрократического аппарата

    Бюрократи́зм представляет собой отдельно взятые проявления бюрократии, которые в организации управления и власти (причём, как в частных, так в государственных органах управления) выражаются в следующих аспектах: взяточничество, казнокрадство, канцелярщина, местничество, волокита, протекционизм, отписки и некоторые другие, делающие работу соответствующей организации в большей или меньшей степени неэффективной с точки зрения целей и задач этой организации.

    Бюрокра́тия (от фр. bureau «бюро, канцелярия» + греч. κράτος «господство, власть») - система управления, осуществляемая с помощью аппарата, стоящего над обществом. Определение бюрократии как системы управления, осуществляемой с помощью оторванного от народа и стоящего над ним аппарата, наделенного специфическими функциями и привилегиями, и как слоя людей, связанных с этой системой, может использоваться при выполнении педагогических и пропагандистских функций.

    Феодальная монархия - разновидность монархии и форма правления, при которой в экономике преобладает сельскохозяйственное производство, господствует натуральное хозяйство, существуют две основные социальные группы: феодалы и крестьяне. Характерно использование методов внеэкономического принуждения, соединение верховной власти с землевладением. С точки зрения марксистской теории феодализм - общественно-экономическая формация, приходящая на смену рабовладельческой и предшествующая капиталистической...

    Раннефеодальная монархия - форма правления, хронологически первая из форм феодальной монархии. Развивается при переходе к феодализму в зависимости от климатических особенностей региона либо от рабовладельческого строя (Южная Европа, Северная Африка, Передняя Азия, Средняя Азия, Индия, Китай), либо непосредственно от первобытнообщинного строя (Западная Европа, см. варварские королевства, Северная Европа, Восточная Европа). Сохраняется также в период феодальной раздробленности. Хронологически предшествует...

    Центра́льные о́рганы госуда́рственного управле́ния (син. центра́льные управле́нческие о́рганы) - органы верхнего эшелона государственной власти, уполномоченные осуществлять государственное управление на всей территории суверенного государства в пределах их компетенции. Полномочия, подчиненность, область деятельности и порядок деятельности центральных органов власти определяются конституцией и законами страны, а также иными актами. Органы государственного управления в целом, и центральные органы в...

Вспомним, что движущей силой революции 90-х годов наряду с небольшой демократически настроенной частью советского общества выступила часть советской партийно-хозяйственной номенклатуры. Эта часть и, прежде всего, средние и только начавшие подъем по карьерной лестнице нижние слои партийно-государственной бюрократии были заинтересованы в устранении закостенелых высших руководящих слоев и партийных бонз, так как только это и могло ускорить их личный карьерный рост и обеспечить прорыв к рычагам управления государством. Однако взаимовыгодное, как тогда представлялось, партнерство длилось недолго. Уже в ходе революционных событий 1991-1993 годов началось формирование новой российской государственной бюрократии, которая быстро стала приобретать знакомые номенклатурные очертания. Представители советской номенклатуры, которые пришли во власть вместе с представителями демократического движения, воссоздали в президентских и правительственных структурах органически присущие им номенклатурные методы и механизмы кулуарного принятия управленческих решений, далеко не бескорыстных межличностных и групповых взаимодействий в процессе подготовки и принятия таких решений. Начавшейся регенерации советских номенклатурных методов и механизмов государственного управления способствовали следующие обстоятельства. Во-первых, одним из самых серьезных стратегических просчетов новой российской власти стало массовое использование во всех структурах и на всех уровнях вновь создаваемой системы государственного управления бывших чиновников советского партийно-государственного аппарата. Власть исходила из того, что для быстрого запуска нового государственного аппарата нет других кадров и другого пути, кроме привлечения знающих хозяйственную систему советских чиновников. Возможно, в тактическом плане это и было оправданно.

Во-вторых, немногочисленные представители демократического движения, первоначально включенные во властные структуры, сделали ставку только на персональную поддержку президента Ельцина. Они не уделяли должного внимания укреплению своей политической опоры и созданию кадрового резерва для постепенной замены номенклатурного чиновничества в структурах власти. Поэтому частично новая по составу, но старая по характеру основных механизмов функционирования номенклатурная среда быстро вытеснила «демократов первой волны» из властных структур как чужеродный для нее элемент.

К середине 90-х часть бывшей советской номенклатуры стала номенклатурой российской и достигла своей главной цели - пришла к власти и овладела всеми рычагами управления государством. Существенно потерявшее революционный запал и общественное влияние, раздробленное и дискредитированное не без помощи своих временных номенклатурных попутчиков демократическое движение перестало быть нужным российской номенклатуре в качестве союзника. Тем более что к этому времени оформилась и окрепла не только ее государственно-бюрократическая, но и экономическая составляющая - новая российская «бизнес-элита», состоящая из назначенных собственников.

Номенклатура стала ведущей силой, определяющей и навязывающей обществу политические и экономические трансформации, нацеленные на укрепление и расширение ее господствующего положения. В результате развала СССР и трудностей экономических преобразований Россия сократила на треть свой экономический потенциал, потеряла половину морских портов и торговый флот, прямой выход к мировым путям на Западе и на Юге. Вместе с тем Россия объявила себя правопреемницей Союза и унаследовала всю союзную собственность, расположенную на ее территории, включая остатки золотого запаса. Российское руководство столкнулось с падением производства, прекращением инвестиционной деятельности, развалом кооперационных связей в рамках СССР и СЭВ. Произошло сокращение объемов товарооборота и ухудшение его структуры. Все это отразилось на социально-экономического ситуации в стране, вызвало процесс поляризация населения.

После 1991 г. в России начинается новый этап экономической модернизации. Пришедшие к власти радикалы во главе с Б.Н. Ельциным выдвинули программу либерализации экономических реформ (1992-1993 гг.), которая включала в себя: 1) свободное ценообразование (что должно было ликвидировать товарный дефицит); 2) либерализацию торговли; 3) массовую приватизацию жилья, госпредприятий. Тотальное разрушение монополии государства на хозяйственную деятельность явилось главной задачей либерально-приватизационного курса реформ. Главным стратегом экономических реформ, сторонником шокотерапии выступил вице-премьер российского правительства Е.Т. Гайдар. Курс реформ предполагал первоначальную либерализацию цен, затем переход к приватизации, осуществление жесткой финансово-кредитной системы. Следующим шагом стала приватизация государственной собственности. На 1992 г. предусматривалась приватизация 20% госпредприятий торговли и сферы услуг. С 1 октября 1992 г. началась выдача приватизационных чеков (ваучеров) российским гражданам. С 1993 г. было разрешено вложение этих ценных бумаг в акции предприятий.

Таким образом, результаты реформ оказались глубоко противоречивы. С одной стороны, в России был введен рынок, либерализация торговли ликвидировала товарный дефицит. Российская приватизация выполнила задачу демонтажа механизма централизованного управления экономикой. С другой стороны, продолжился спад промышленного производства (на 35%), произошло резкое снижение уровня жизни народа. Центральным положением реформы явились новые цены, которые выросли в 100-150 раз, в то время как средняя зарплата лишь в 10-15 раз. В результате освобождения цен с 1 января 1992 г. денежные средства населения были конфискованы, что вызвало острое социальное недовольство.

Эпоха Бориса Ельцина войдет в истории, прежде всего как период энергичных, но весьма противоречивых экономических реформ. Где на одной чаше весов разрушение командной системы и создание свободного рынка, а на другой - девальвация рубля, обесценивание вкладов и дефолт. С одной стороны, предпринимательское сословие и нарождающийся средний класс, а с другой - залоговые аукционы и приватизация, которые сегодня многие называют не иначе как грабительскими. Б.Ельцин так и не смог интегрировать верховную власть. При этом ни одна государственная структура не стала доминантной. В условиях вакуума власти неформальные группировки и кланы брали на себя государственные функции, конкурируя между собой за право выступать от имени президента. По мнению ученого, «в ельцинский период произошел распад верховной власти. Диффузия власти привела не к демократическому разделению властей, а к управленческому хаосу».


Наряду со старинными республиканскими учреждениями зарождался особый бюрократический аппарат. Появление его можно объяснить тем авторитетом, которым обладал Август. При создании этого аппарата были использованы частные связи Августа.
Во времена империи широкое распространение получил институт прокураторов. Императорские прокураторы ведали самыми разнообразными делами. Им предоставлялся сбор некоторых налогов и они выполняли и другие функции. Собственно говоря, из прокураторов, вольноотпущенников, клиентов и рабов императора и вырос имперский бюрократический аппарат. Высшие должности занимались людьми высших сословий.
Только от императора зависело назначение префекта города (prefectus urbi). Основной функцией префекта была охрана порядка в городе, он ведал городской полицией и ему принадлежала юрисдикция по уголовным делам.
В силу того, что Август пользовался империем, он назначал легатов из представителей сенаторского сословия. Они командовали армиями и управляли императорскими провинциями. Назначение легатов восходило к республиканской практике. Императором была использована эта практика для создания круга должностных лиц, принадлежащих к сенаторскому сословию, но зависящих от императора. Многочисленные надписи указывают, что императорские легаты приравнивались к пропреторам и составляли особое «нерегулярное» звено в сенаторской карьере.
Большое значение в возникающей императорской бюрократии приобрели особые всаднические должности. Венцом всаднической карьеры была должность командующего преторианской гвардией - префекта претория, на которую люди назначались самим Августом.
Особо важные миссии возлагались на приближенных Августа. Высокое положение принцепса позволяло поручать это его близким (amici) и спутникам (comites).
Источники и прецеденты императорской власти были многообразны. Император, в качестве верховного полководца, назначал легатов и префекта претория, как носитель высшего империя, он назначал префекта города. Но в этой системе много таких черт, которые мы можем назвать патримониальными. Август, подобно патрону, дает поручения и назначает на различные должности своих друзей, спутников, вольноотпущенников и даже рабов. Эти патримониальные черты приобретут впоследствии общегосударственное значение, а использование личных связей опять-таки было выражением auctoritas Августа.
В период домината была создана законченная бюрократическая система. Центр её составлял священный дворец (palatum sacrum) и священная опочивальня императора. Обслуживание императора и его семьи не отделялось от общегосударственных задач. Император был неограничен в своей власти, он лишь советовался со своими приближенными, составлявшими государственный совет - consistorium principis (самое слово consistorium, заменившее слово consilium, показывает, что члены совета стояли в присутствии императора).
Государственный совет подготавливал законопроекты и обсуждал, по поручению императора, вопросы политики. От имени императора мог выступать его главный секретарь - quaestor sacri palatii; ведомством двора управлял praepositus cubiculi (эту должность обычно занимали евнухи), во главе императорских служб стоял magister officiorum. Высшие чиновники назывались comites. Комиты (первоначально comes значило - спутник императора, затем это стало определенным служебным рангом) делились на разряды. За ними следовали notarii. Каждый высший императорский чиновник имел свою канцелярию. Чиновники составляли как бы особую армию, построенную на субординации, высшие из них имели те же чины, что и командиры армии, а весь штат императорских канцелярий составлял как бы особое войско (militia palatina). Чиновникам присваивалась определенная форма одежды, они получали право на пенсию.
Для выполнения всякого рода поручений существовал целый штат в 1100 человек, так называемые agentes in rebus, среди которых особую роль играли агенты тайной полиции. Финансовое ведомство делилось на два разряда: общегосударственных приходов и расходов (aerarium sacrum) и частных средств императора.
Итак, относительно бюрократической системы можно сказать, что аппарат, как в эпоху принципата, так и в эпоху домината, полностью зависел от императора.
Рассмотрев подробно две монархические формы правления, существовавшие в Древнем Риме, можно придти к выводу о том, что обе они были монархиями, но несколько разного характера: власть императора при принципате формально ограничивалась другими институтами, а при доминате она была неограниченной.

Политической основой деспотической монархии являлся бюрократический аппарат управления. Социальной основой деспотической монархии стал слой чиновничества, бюрократии, благополучие которой было тесно связано с монархией. Именно служилая знать, бюрократия являются правящим классом в деспотической монархии. Абсолютная, юридически неограниченная власть правителя нуждается в чиновниках. Как система передаточных властей, бюрократия необходима во всяком государстве и является необходимой и полезной до тех пор, пока не узурпирует, не присваивает верховной власти монарха. Бюрократия обладает собственными интересами, отличными от общего блага. Монарх может стать игрушкой в её руках, что в конечном итоге приводит государство к гибели.

Бюрократия - это иерархическая лестница лиц и учреждений, которая служит для передачи влияния монарха по всем направлениям государственного управления. Бюрократия - это господство слоя профессиональных чиновников, находящихся в иерархической зависимости друг от друга. Бюрократический аппарат - это система подчинённых монарху профессиональных чиновников, которые назначаются сверху, и назначение происходит по принципу личной преданности монарху, профессионализму (знанию дела), а не по происхождению. Разумеется, предоставление должности возможно по праву родственной близости, по рекомендации и протекции влиятельных лиц, по праву знатности. Чиновники делятся на ранги (чины), получают плату за исполнение должностей в соответствии с рангом. Нижестоящие чиновники подчиняются вышестоящим.

Важнейшей опорой власти монарха являлись силовые структуры - дружина (армия) и полиция, способные физическим воздействием поддерживать повеления власти. Хорошо вооруженная, отлично владеющая оружием дружина служила достаточной угрозой против разъединённой массы населения. Деспотическая монархия опиралась не столько на ополчение свободных, сколько на постоянное войско, в котором воины получали от царя за службу наделы земли.

Особенности бюрократического аппарата управления в Китайской монархии

Наиболее мощный, сложный, разветвленный бюрократический аппарат управления был создан в Китайской империи с III в. до н.э. В ней существовали чисто китайские методы отбора чиновников. К ним относился метод выдвижения способных чиновников, за которых отвечали те чиновники, кто их рекомендовали. Это означало, что в случае плохой работы или нарушения приказа отвечал не только провинившийся чиновник, но и тот вышестоящий, который в своё время рекомендовал виновного на должность. Китайцы впервые использовали систему конкурсных экзаменов, при которой экзаменующийся демонстрирует свои знания и способности, отвечая без книг и пособий, по памяти, на заранее неизвестные вопросы (заранее известен только круг вопросов) в устной либо письменной форме. Успешно сдавшие экзамены назначались на должности в управлении.

В большинстве случаев чиновниками становились потомки знати и чиновников, зажиточных землевладельцев. Ведь сыну богатого было легче получить образование и оказаться в рядах чиновников. Однако богатство само по себе не обеспечивало принадлежности к чиновничеству. Дело в том, что при обилии сыновей и отсутствии принципа майората (это преимущественное наследование недвижимого имущества старшим сыном) даже весьма значительное имущество уже в третьем поколении становилось практически небольшим. Поэтому получившие в наследство небольшую часть имущества отца или деда и сами не преуспевшие в учении и сдаче конкурсных экзаменов оказывались за пределами чиновничьего сословия.

Наоборот, упорные, способные, честолюбивые выходцы из небогатых слоев населения могли попасть в сословие чиновников. В императорском Китае ученый - чиновник являлся социальным идеалом. Все слои населения империи обладали сильным стимулом к учёбе и получению знаний. Формально каждый налогоплательщик имел право попробовать свои силы и испытать свой шанс на экзаменах, а в случае удачи сделать блестящую карьеру. Поэтому на практике появление способного мальчика в деревне обращало на себя внимание односельчан и родни. При материальной поддержке родственников, богатого покровителя он мог, преодолев все препятствия, успешно сдать экзамены, получить должность, что сулило почёт и богатство не только ему, но и его родственникам и покровителю.

Последние недели в Украине проходят под знаком административной реформы. И, по всей видимости, кроме перепрофилирования министерств и заявленного сокращения бюрократического аппарата, власть решила заодно немного "подреформировать" оппозицию - с помощью следователей прокуратуры и Уголовного кодекса. Знать, совсем скоро выборы.

Результаты этих инициатив пока выглядят следующим образом: Юлия Тимошенко - под подпиской о невыезде, вчера задержан экс-глава МВД Юрий Луценко . Двумя днями ранее взят под стражу "оранжевый" бывший губернатор Днепропетровской области и глава Минтранссвязи Виктор Бондарь . Еще раньше были арестованы экс-подчиненные Тимошенко по Кабмину Евгения Корнийчука и Георгия Филипчука . Если же вспомнить о том, что бывший министр экономики Богдан Данилишин уже несколько месяцев не может спать спокойно, а лидера партии "За Украину! " Вячеслава Кириленко в той же Генпрокуратуре настоятельно просят объясниться в отношении соратников - Андрея Парубия и Юрия Гримчака , становится понятно, что шутки закончились. Возникает вопрос: зачем власти столько узников, которые автоматически могут превратиться в "мучеников"? Борьба с коррупцией? Не смешно. Личная месть за Майдан и его последствия? Тоже вряд ли.

Как ни крути, но от пугающего и неприятного определения "преследование оппозиции" или того хуже - "политические репрессии" уйти не удается: уж настолько массовый характер приобретают события вокруг Генпрокуратуры и других силовых органов. Помнится, еще до выборов в местные советы политолог Владимир Корнилов , комментируя факты задержания А.Макаренко , И.Диденко и еще ряда чиновников рангом пониже, так или иначе причастных к прошлой власти, заявил, что о политических репрессиях есть смысл .

Итак, выборы прошли, а новые уголовные дела появляются с завидным постоянством. Вероятно, пришла пора вспомнить изречение о том, что выборы в Украине не заканчиваются. Вскоре ожидается парламентская кампания, в которой для власти, мягко говоря, нежелательно участие "отпетых оппозиционеров". Конвейер по открытию уголовных дел в данном случае можно объяснить желанием власти провести выборы в Верховную Раду уже в 2011 году. В пользу этого предположения высказался политолог, один из лидеров партии "Единый Центр " Вадим Карасев .

"Мой прогноз - в 2011 году будут выборы. Я не берусь судить, когда именно - весной или осенью, но точно в 2011-м. Возбуждение уголовных дел против оппозиции - это просто подготовка к выборам. И подготовка эта связана не с тем, чтобы реально посадить лидеров, а чтобы лишь ограничить для них возможность проведения избирательной кампании", - сказал В.Карасев.

Кроме того, эксперт уверен в том, что о подготовке к парламентским выборам в 2011-м свидетельствуют и кадровые перестановки в губернаторском корпусе. Напомним, что 21 декабря Президент Янукович сменил губернаторов двух западных областей - .

"Последние изменения в губернаторском корпусе также свидетельствует о том, что власть думает, как бы укрепить перед будущими выборами те регионы, губернаторы которых не выполнили свое "электоральное домашнее задание" на выборах прошлых", - отметил В.Карасев.

Таким образом, мнение о политических преследованиях как предварительном этапе избирательной кампании власти существует. Однако насколько эффективными могут быть столь радикальные методы борьбы с политическими конкурентами?

Директор Международного института демократий Сергей Таран считает, что постоянные вызовы оппозиционеров в Генпрокуратуру так же мешают им влиять на украинского избирателя, как и помогают. Ведь ни для кого не секрет, что украинцы всегда больше сочувствуют тем, кого преследуют. Давление же со стороны власти позволяет оппозиционерам постоянно пребывать в центре внимания.

"Подобными методами власти будет тяжело получить желаемый результат. Если бы преследование оппозиции было объединено с системными антикоррупционными действиями, и граждане видели бы эффективность этих реформ, тогда бы они воспринимали преследование оппозиции именно как борьбу с коррупцией. А так все происходящее выглядит именно как политические преследования. Тем более что механизм правосудия применяется только к оппозиционерам, тогда как представителям власти можно все", - говорит С.Таран.

Говоря о давлении на оппозицию, политолог также отмечает некоторую постановочность и поспешность в действиях власти. К примеру, обвинение Ю.Тимошенко в перенаправлении средств, полученных по Киотскому протоколу, на выплату пенсий настолько "добавляет баллов" экс-премьер-министру, будто бы идея родилась не в Генпрокуратуре, а в штабе БЮТ .

"Так сформулировать обвинение могли только те, кто желает поднять рейтинги Тимошенко, но ирония в том, что это написали сотрудники прокуратуры, которые абсолютно не понимают того, что в глазах граждан все будет воспринято так: Юля забрала деньги у других и отдала нам, а ее за это посадили", - комментирует ситуацию С.Таран.

Таким образом, можно сказать, что, во-первых, выборы вполне могут состояться в 2011 году. К тому же в пользу этого говорит и настоятельная просьба парламентариев Конституционному Суду "уточнить" его точку зрения по дате выборов. Предварительная рекомендация КСУ, обнародованная 19 ноября, напомним, позволяла нынешнему созыву Верховной Рады беспрепятственно .

Во-вторых, есть все основания говорить, что власть начала жесткую избирательную кампанию, вооружившись Генпрокуратурой, Уголовным кодексом и особым отношением к оппозиции.

В-третьих, как считает упомянутый выше политолог В.Карасев, в процессе преследований оппозиции власть придерживается простой и понятной для себя логики - систему нужно "перезагрузить", так как реформы становятся все более и более непопулярными, и политический механизм дает сбой, несмотря на любые вертикали. Однако по итогам "перезагрузки" в новую Верховную Раду не должны попасть ни Тимошенко, ни другие оранжевые оппозиционеры.



error: