Характеристика и подключение генератора на камаз. Генератор на двигателе камаз.

На двигателе установлен генератор переменного тока Г-272 , представляющий собой трехфазную 12-полюсную синхронную электрическую машину с прямоточной вентиляцией и со встроенным выпрямительным блоком.

Генератор предназначен для работы в однопроводной схеме электрооборудования автомобиля с присоединением отрицательного вывода на корпус. Ошибочное подключение к корпусу положительного вывода аккумуляторной батареи приводит к выходу из строя диодов генератора и регулятора напряжения.

На генераторе имеются следующие выводы:
«+» - для подключения аккумуляторной батареи и нагрузки;
Ш (в виде двухконтактной штеккерной колодки) - для соединения с выводом Ш регулятора напряжения и клеммой ВК выключателя приборов и стартера;
«-» - для подключения к корпусу регулятора напряжения и «массе» автомобиля.

Устройство генератора показано на рис. 134, а принципиальная схема соединения генератора и регулятора напряжения - на рис. 135.

Генератор расположен в верхней передней части двигателя и прикреплен двумя лапами к кронштейну, а третьей лапой - к натяжной планке. Натяжение ремней производится перемещением генератора при помощи натяжной планки.

Рис. 134. 1 - шкив; 2 - вентилятор; 3 - передняя крышка; 4 - статор; 5 - вал ротора; 6 - полюсы; 7 - контактные кольца; 8 - задняя крышка с выпрямительным блоком; 9 - щеточный узел

Регулятор напряжения

Регулятор напряжения РР 356 служит для автоматического поддержания напряжения генератора, необходимого для обеспечения зарядного режима аккумуляторной батареи и работы потребителей.

Регулятор напряжения бесконтактный, на полупроводниковых приборах. Во время эксплуатации регулятор не требует каких-либо регулировок, и вскрывать его не следует.

Аккумуляторная батарея

На автомобиле установлены две аккумуляторные батареи 6СТ-190ТР напряжением 12 В каждая, емкостью по 190 А-ч (при 20-часовом режиме разряда), соединенные между собой последовательно и подключенные в схему электрооборудования параллельно генератору. Отрицательный вывод аккумуляторных батарей присоединен к корпусу автомобиля через дистанционный выключатель.



Рис. 135. 1 - аккумуляторные батареи; 2 - дистанционный выключатель аккумуляторных батарей; 3 - кнопкадистанционного выключателя; 4 - выключатель устройства «Термостарт», 5 - реле отключения обмотки возбуждения генератора; 6 - генератор; 7 - регулятор напряжения; 8 - предохранитель, 9 - выключатель приборов и стартера; 10 - контактор; 11 - амперметр

Выключатель аккумуляторных батарей

На автомобиле использован выключатель аккумуляторных батарей типа ВК 860 . Он служит для отсоединения аккумуляторных батарей от электрической системы автомобиля при длительных стоянках и для защиты батарей от коротких замыканий.

Выключатель смонтирован на переднем кронштейне крепления аккумуляторных батарей. Аккумуляторные батареи включаются и выключаются дистанционно из кабины водителя кнопочным выключателем путем кратковременного нажатия кнопки. В аварийных ситуациях возможно непосредственное отключение электромагнита дистанционного выключателя вручную - нажатием штока выключателя через резиновый колпак.

В схеме электрооборудования предусмотрена блокировка выключения аккумуляторных батарей при работающем генераторе для предотвращения перенапряжений в системе. Для этого обмотки выключателя 2 (рис. 135) включаются размыкающими контактами контактора 10, вследствие чего выключение аккумуляторных батарей возможно только после отключения генератора от системы электрооборудования установкой ключа выключателя приборов и стартера в нейтральное положение.

может устанавливаться любой генератор исходя из потребности изделия.. Электрическая схема генератора Г 273В показана на рисунке 53 .

Рисунок 53. Генераторная установка Г 273В: а) - электрическая схема; б) - разрез; в) - переключение напряжения «лето» - «зима»; 1 - шкив; 2 - вентилятор; 3 - крышка со стороны привода; 4 - статор; 5 - ротор; 6 - вал ротора; 7 - выпрямительный блок; 8 - крышка со стороны контактных колец; 9 - контактное кольцо; 10 - крышка подшипника; 11 - подпиточный резистор; 12 - регулятор напряжения; 13 - щеткодержатель; 14 - переключатель посезонной регулировки.

На генераторе имеются следующие выводы:

  • «+»- подключения аккумуляторной батареи и нагрузки;
  • В- для соединения с выводом ВК выключателя приборов и стартера;
  • «-» подключения к массе силовой установи;
  • штекер на корпусе для вывода фазы.

На регуляторе напряжения, встроенном в щеткодержатель генератора, установлен переключатель сезонной регулировки.

Уровень регулируемого напряжения генератора в положении переключателя Л (лето) при силе тока нагрузки 20 А, частоте вращения коленчатого вала двигателя (1450+100) мин-1, температуре окружающей среды (25+10) °С и включенной аккумуляторной батарее должен находиться в пределах 27...28 В, в положении З (зима)- 28,8...30,2 В.

На двигателе может быть установлен генератор 6582.3701, ТУ 37.003.1365-88.

Рисунок 53-1. Генераторная установка 3122.3771: а) - электрическая схема; б) разрез; 1 - шкив; 2 - вентилятор; 3, 8 - крышки; 4 - статор; 5 - ротор; 6 - вал ротора; 7 - выпрямительный блок; 9 - контактное кольцо; 10 - крышка подшипника; 11 - подпиточный резистор; 12 - регулятор напряжения; 13 - щеткодержатель; С - конденсатор 2,2мкФ.

Внимание!

  • Нельзя подсоединять и отсоединять штепсельные разъемы и плюсовой вывод генераторной установки при работающем двигателе и включенных аккумуляторных батареях, а также пускать двигатель при отсоединенном плюсовом проводе генератора.
  • Не следует проверять исправность генераторной установки, замыкая выводы «+», «В» и «-» перемычками на массу и между собой.
  • Не соединять клемму «Ш» щеткодержателя, доступ к которой открыт через окно в кожухе щеткодержателя, с выводами «+» и «В» генератора. Это ведет к выходу из строя регулятора.
  • Нельзя проверять исправность схемы электрооборудования и отдельные провода мегомметром или лампой, на которую подается напряжение выше 26 В, при неотключенном генераторе.
  • Не следует проверять выпрямительный блок от источника постоянного тока напряжением более 24 В, от источника переменного тока, а также без сигнализатора, включенного последовательно с выпрямительным блоком.
  • Во избежание выхода из строя регулятора напряжения при подзарядке аккумуляторных батарей от внешнего источника необходимо отключить батареи от сети.
  • При мойке двигателя рекомендуется защищать генератор от попадания воды.

Чтобы обеспечить энергопотребители питанием, на авто устанавливается генератор, КАМАЗ может быть оборудован генератором, который отвечает требованиям. В статье дается описание устройства, приводятся тех.характеристики, возможные неполадки, а также способы их устранения.

Описание устройства

Генераторная установка является одним из основных узлов авто. Она обеспечивает питанием однопроводную электрическую схему автомобиля во время работы двигателя. В ее конструкцию входит генератор и регулятор напряжения (автор видео — yuriy s).

Расположен агрегат в верхней части мотора спереди. Его удерживают 3 лапы. Две из них крепят устройство к кронштейну, третья лапа служит креплением к натяжной планке. Приводится в действие через клиновые ремни. Они должны иметь расчетное напряжение, иначе устройство не будет эффективно работать. Поэтому на КАМАЗах устанавливают два ремня.

Принцип работы

Напряжение от АКБ передается на обмотку возбуждения благодаря щеткам и контактным кольцам, при условии, что включен выключатель приборов и стартер находится в положение «I» или «II». Вокруг нее возникает магнитное поле, благодаря которому на роторе появляется плюс и минус, соответствующие южному и северному полюсу. Когда ротор начинает работать, одновременно с ним меняется магнитный поток. Он пересекает обмотки катушек статора, в которых возникает переменный ток, который поступает в блок выпрямителей. В блоке он становится постоянным.

Выполняемые функции

Для запуска генераторной установки, нужен аккумулятор. Когда напряжение, возникающее при работе установки, будет превышать напряжение аккумулятора, агрегат начнет давать питание потребителям и заряжать АКБ.

Благодаря регулятору напряжения и генератору напряжение бортовой сети поддерживается в допустимых пределах.

Технические параметры

Генераторная установка Г273-А имеет номинальное напряжение 24 В и мощность 800 Вт. Номинальное напряжение генератора Г288 составляет 28 В, а мощность — 1000 ВТ. Генератор Г288 устанавливается на КАМАЗ 5320. Существуют и другие модели генераторов.

Компоненты устройства



Основными элементами генератора являются статор (2) и ротор (5). Кроме того, в конструкцию входят крышки (8), щеточный узел (1) и блок выпрямителей. На 2-х шарикоподшипниках вращается вал, на котором находится обмотка возбуждения. На одном конце вала находятся контактные кольца, которые соединены с обмоткой, на другом – вентилятор (6) и 2-хручьевой шкив (4). По кольцам скользят щетки. Блок выпрямителей и щетки находятся в крышке.

Регулятор напряжения оснащен тумблером сезонного переключения. При температуре ниже нуля градусов переключатель занимает крайнее правое положение, при температуре выше нуля – крайнее левое.

Основные неисправности и их устранение

Причины Методы устранения

Коленвал вращается с номинальной частотой, а амперметр показывает разрядный ток

Слабое натяжение ремня привода Натянуть ремень.
Загрязнения на контактных кольцах Почистить с помощью бумажной салфетки, пропитанной бензином.
Пробой в блоке выпрямителей Заменить блок.
Зависают щетки, износ щеток Сняв щетки, нужно проверить их размер. Если высота меньше 10 мм, щетки следует заменить. Очистить от загрязнений.
Произошло короткое замыкание обмоток статора Меняется статор.
Цепь возбуждения имеет обрыв Прозвонить цепь и устранить обрыв.
Обрыв или замыкание обмоток ротора Замена ротора в целом.
Не работает регулятор напряжения Заменить исправным.

Высокий зарядный ток

Короткое замыкание в цепи или в щеточном узле Восстановление цепи.
Не функционирует регулятор Заменить регулятор новым устройством.

Колеблется ток нагрузки

Зависание щеток, пробуксовка ремня Отрегулировать ремень, почистить щеткодержатель, измерить высоту щеток.

Перегревается подшипник

Сильно натянут ремень Отрегулировать натяжение.

Повышенный шум во время работы генераторной установки

Изношенный подшипник Заменить деталь.
Плохо закреплен шкив Подтянуть гайку крепления.
Согнут вентилятор Заменить новым.

Руководство по подключению

Для успешного подключения генераторной установки необходима схема подключения.



Кроме того, для правильной работы установки, нужно строго соблюдать ее подключение согласно схеме выводов:

  • к выводу «+» подключается аккумулятор и нагрузка;
  • к выводу «-» необходимо подключить массу автомобиля;
  • вывод «В» или «Ш» предназначен, чтобы подключиться выключателю приборов и стартера.
  • вывод «W» или «~» — это вывод фазы, которому подключаются тахометр и реле, блокирующее стартер;
  • вывод «+D» или «Д» от дополнительных диодов для подсоединения контрольной лампочки.

Важно правильно выполнить подключение, иначе могут выйти из строя компоненты автомобиля и сам генератор.

Цена вопроса


1. Bosch для КАМАЗа (цена — от 18 990 руб.)


2. Г-288-О (цена — от 3 795 руб.)

3. Г-273 (цена — от 2 000 руб.)


К атегория:

Автомобили Камаз Урал

Устройство и работа генератора


Генератор предназначен для работы в однопроводной схеме электрооборудования автомобиля. На двигателях КамАЗ 740 устанавливается генератор Г288, работающий с регулятором напряжения 11.3702, или генераторная установка Г273-А.

Генератор переменного тока Г288 (рис. 3.2) с электромагнитным возбуждением представляет собой трехфазную двенадцати-полюсную электрическую машину со встроенным выпрямителем на шести кремниевых диодах. Номинальная мощность генератора 1000 Вт, номинальное напряжение 28 В, выпрямленный ток не менее 47А. На генераторе имеются следующие выводы: «+»- для подключения аккумуляторных батарей и нагрузки, «-»- для подключения к «массе» автомобиля, «Ш» - для соединения с выводом «ВК» выключателя приборов и стартера и выводом «Я/» регулятора напряжения.

Генераторная установка переменного тока Г273-А состоит из генератора, встроенных в него выпрямительного блока и интегрального регулятора напряжения Я- 120М. Ее номинальное напряжение 24- В, номинальная мощность 800 Вт. Вывод «+» служит для подключения аккумуляторной батареи и нагрузки, а вывод «В» - для соединения с выводом «ВК» выключателя приборов и стартера.

На регуляторе напряжения установлен переключатель сезонной регулировки, которую проводят следующим образом: если наружная температура держится устойчиво на 0 °С и выше, винт повертывают в крайнее левое положение, если же наружная температура установилась на 0 °С и ниже, винт повертывают в крайнее правое положение.

Рис. 3.3. Генераторная установка:
1 - шкив; 2 - гентилятор; 3, 8 - крышки; 4 - статор; 5 - ротор; 6 - вал ротора; 7 - выпрямительный блок; 9 - контактное кольцо; 10- крышка подшипника; 11 - подпиточ-ное сопротивление; 12 - регулятор напряжения; 13 - щеточный узел


Рис. 3.4. Схема соединения источников тока:
О, I, И, III - положение ключа выключателя приборов и стартера; IV- к выключателю электрофакельного устройства; V- к выключателю приборов и стартера; VI - к втягивающему реле стартера; VII - к электродвигателям отопителя; VIII - к фонарям заднего хода; IX - к терморело электрофакельного устройства; 1 - генератор Г272; 2 - контактор; 8- кнопочный выключатель «массы»; 4- выключатель «массы» ВК.860; 5 - аккумуляторные батареи; 6- реле стартера РС530; 7 - амперметр; 8 - выключатель приборов и стартера ВК353; 9 - блок предохранителей; 10- реле-регулятор РР356; 11-реле отключения обмотки возбуждения генератора; Ч - черный; Б- белый; 3 -зеленый; Ж - желтый; К - красный; Ф - фиолетовый; Кор коричневый; О - оранжевый

Генератор состоит из статора, ротора, крышек, блока выпрямителей, щеточного узла. Обмотка возбуждения размещена на валу, который вращается на двух шарикоподшипниках. На одном конце вала закреплены вентилятор и двухручьевой шкив, на другом - контактные кольца, соединенные с обмоткой возбуждения, по которым скользят щетки. В крышке размещен блок выпрямителей и щеткодержатель.

Бесконтактный регулятор напряжения автоматически поддерживает напряжение генератора в пределах, обеспечивающих заряд аккумуляторных батарей и надежную работу потребителей.

К атегория: - Автомобили Камаз Урал

Поиск по сайту:


Статьи

Генераторная установка

Генераторная установка предназначена для питания всех потребителей автомобиля электрической энергией при работающем двигателе и для поддержания напряжения в бортовой сети автомобиля в пределах (28,4 ± 0,6) В.

Генераторная установка представляет собой генератор модели 3122.3771 со встроенным регулятором напряжения (по типу Я120М12И).

Генераторная установка расположена в верхней передней части двигателя и прикреплена двумя лапами к кронштейну, а третьей к натяжной планке и приводится во вращение поликлиновым ремнем.

Техническая характеристика генераторной установки модели 3122.3771

Номинальное напряжение, В 28.

Ток нагрузки максимальный, А 80.

Частота вращения ротора, при которой напряжение генератора достигает величины 26 В:

При токе нагрузки, равном 10 А - не более 1300 мин -1 ;

При токе нагрузки, равном 30 А - не более 1550 мин -1 ;

При токе нагрузки, равном 60 А - не более 2200 мин -1 .

Ток нагрузки при напряжении 26 В и частоте вращения ротора 3500 мин -1 , не менее 75 А. При этом напряжение на выводе "W" должно быть не менее 17 В, напряжение на выводе "+D" должно быть не менее чем на выводе "+".

Регулируемое напряжение при температуре окружающей среды (25 ± 10) °С, частоте вращения ротора 5000 мин -1 и токе нагрузки 27 А с подключенной аккумуляторной батареей со степенью заряженности не ниже 75 % или с подключенной нагрузкой, эквивалентной аккумуляторной батарее по фильтрующим свойствам, должно быть (28,4 ± 0,6) В.

Генераторная установка представляет собой трехфазную двенадцатиполюсную синхронную электрическую машину со встроенным выпрямительным блоком, помехоподавляющим конденсатором, щеткодержателем с регулятором напряжения и системой с протяжной вентиляцией.

На генераторной установке имеются следующие выводы:

"+" - для соединения с аккумуляторной батареей и нагрузкой;

"Ш" или "В" - для соединения с выключателем стартера и приборов;

"W" или - вывод фазы для соединения с тахометром и реле блокировки стартера;

"+D" или "Д" - вывод от дополнительных диодов для соединения с контрольной лампой.

Генераторная установка (рис. 7-8) состоит из статора 2, ротора 5, крышки со стороны контактных колец 8 с выпрямительным блоком и щеткодержателем с регулятором напряжения 1, крышки со стороны привода 7, шкива 4, вентилятора 6.

Статор состоит из сердечника и обмотки. Сердечник набран из пластин электротехнической стали, изолированных друг от друга лаком и соединенных сваркой по наружной поверхности пакета. Внутри сердечника равномерно расположены по окружности 36 пазов, предназначенных для размещения обмоток.

Обмотка статора трехфазная, соединенная в треугольник. Такое соединение позволяет уменьшить силу тока в обмотке и, следовательно, использовать более тонкий провод. Каждая фаза состоит из последовательно соединенных катушек, намотанных проводом с эмалевой изоляцией. Катушки закреплены в сердечнике статора текстолитовыми клиньями. Выводы фазных обмоток крепятся к зажимам выпрямительного устройства. Вывод одной из фаз "W" служит для подключения реле блокировки стартера и тахометра.

Ротор является индуктором и состоит из вала, обмотки возбуждения, полюсных наконечников, контактных колец. Вал стальной, на его рифленой поверхности жестко, посредством прессовки, закреплены стальная втулка, полюсные наконечники и контактные кольца. Полюсные наконечники выполнены из мягкой стали, имеют по шесть заостренных клювов, которые образуют шесть пар полюсов.

Рис. 7-8. Генераторная установка: 1 - щеткодержатель с регулятором напряжения; 2 - статор; 3 - подшипник со стороны привода; 4 - шкив; 5 - ротор; 6 - вентилятор; 7 - крышка со стороны привода; 8 - крышка со стороны контактных колец; 9 - стяжные винты

Обмотка возбуждения намотана на стальную втулку. От втулки и полюсных наконечников обмотка изолирована полиэтиленовым каркасом и картонными шайбами. Концы обмотки возбуждения припаяны к контактным кольцам, расположенным на изоляционной втулке. Для уменьшения нагрузок на подшипники ротор динамически балансируется путем надсверливания отверстий на полюсных наконечниках.

Крышка со стороны контактных колец изготовлена из алюминиевого сплава, имеет вентиляционные окна и лапу крепления генератора на двигателе.

В крышке установлены:

Выпрямительный блок (служит для двухполупериодного выпрямления трехфазного тока) с тремя дополнительными диодами, предназначенными для питания цепи возбуждения;

Пластмассовый щеткодержатель с регулятором напряжения, закрепленный на крышке двумя винтами;

Помехоподавляющий конденсатор, установленный сверху на крышке;

Соединительная колодка с выводом от дополнительных диодов;

Вывод фазы.

Крышка со стороны привода изготовлена из алюминиевого сплава, имеет вентиляционные окна и две лапы, одна из которых служит для крепления генератора на кронштейне двигателя, а другая с резьбовым отверстием М8 - для крепления натяжной планки.

Вентилятор и шкив устанавливаются на вал генератора и закрепляются гайкой с пружинной шайбой.

В крышках генератора установлены закрытые шариковые подшипники вала ротора со смазкой одноразового наполнения. При эксплуатации не требуется добавлять смазку. Шарикоподшипник, размещенный на валу со стороны привода, фиксирован от осевого перемещения. В крышке со стороны контактных колец наружное кольцо имеет скользящую посадку, что разгружает подшипник от осевых усилий.

Генератор водостойкий, поэтому автомобиль может преодолевать брод без повреждений генератора. После выхода из воды работоспособность генератора должна сохраняться.

Водостойкое исполнение генератора обеспечивается применением соответствующих покрытий поверхности его деталей и пропиткой обмоток водостойкими лаками.

Принцип действия генератора

При включении выключателя приборов и стартера напряжение от аккумуляторной батареи подается на обмотку возбуждения (через щетки и контактные кольца), размещенную на вращающейся части генератора - роторе. Вокруг обмотки возбуждения создается магнитное поле, которое, проходя через полюсные наконечники, образует северные и южные полюсы на роторе. При вращении ротора будет вращаться и магнитное поле, которое, пересекая обмотки статора, будет индуцировать в них ЭДС. Учитывая то, что под каждой обмоткой статора поочередно проходят полюсы различной полярности, то ЭДС, индуцированная в обмотках статора, будет переменной, одинаковой частоты, но сдвинутой по фазе на 120°.

Выпрямительным блоком переменное напряжение преобразуется в постоянное, и когда оно станет больше напряжения аккумуляторной батареи, генератор начнет питать потребители и заряжать батарею. Обмотка возбуждения также будет питаться от генератора через дополнительные диоды.

С увеличением частоты вращения ротора напряжение генератора может достигнуть опасного для приемников значения, поэтому генератор работает совместно с регулятором напряжения, поддерживающим напряжение в бортовой сети автомобиля в заданных пределах.

Принцип действия регулятора напряжения

Напряжение генератора определяется тремя факторами - частотой вращения ротора, силой тока, отдаваемой генератором в нагрузку, и величиной магнитного потока, создаваемой током обмотки возбуждения. Чем выше частота вращения ротора и меньше нагрузка на генератор, тем выше напряжение генератора. Увеличение силы тока в обмотке возбуждения увеличивает магнитный поток и с ним напряжение генератора; снижение тока возбуждения -уменьшает напряжение.

Регулятор напряжения стабилизирует напряжение изменением тока возбуждения. Если напряжение возрастает или уменьшается, регулятор соответственно уменьшает или увеличивает ток возбуждения и вводит напряжение в нужные пределы. Регулятор содержит измерительный элемент, элемент сравнения и регулирующий элемент.

Чувствительным элементом электронного регулятора напряжения является входной делитель напряжения. С входного делителя напряжение поступает на элемент сравнения, где роль эталонной величины играет напряжение стабилизации стабилитрона. Стабилитрон не пропускает через себя ток при напряжении ниже напряжения стабилизации и пробивается, т. е. начинает пропускать через себя ток, если напряжение на нем превысит напряжение стабилизации. Ток через стабилитрон включает электронное реле, которое коммутирует цепь возбуждения таким образом, что ток в обмотке возбуждения изменяется в нужную сторону.

Работа генераторной установки автомобиля КАМАЗ

На рис. 7-9 изображена электрическая схема подключения генераторной установки в систему электроснабжения (см. рис. 7-1).

Обмотка возбуждения генератора подключается к бортовой сети и далее генератор, работает как описано выше (см. принцип действия генератора). После того как генератор начал вырабатывать электрическую энергию, напряжение на выводе "+D" генератора становится равно напряжению на выводе "+" генератора, следовательно, ток в цепи первоначального возбуждения генератора исчезает и контрольная лампа выключается, а обмотка возбуждения начинает питаться от блока дополнительных диодов. С увеличением частоты вращения ротора генератора в работу вступает регулятор напряжения.

РООВ предназначено для недопущения возбуждения генератора при использовании электрофакельного устройства (ЭФУ). Причина здесь в том, что свечи ЭФУ рассчитаны на напряжение 19 В, поэтому после пуска двигателя с использованием ЭФУ, если генератор начнет вырабатывать электрическую энергию свечи выйдут из строя.

Рис. 7-9. Электрическая схема подключения генератора в систему электрооборудования

Реле выключателя «массы» выполняет две функции. Первая - это после включения ВПС разорвать цепь кнопки выключателя аккумуляторных батарей, чтобы исключить возможность отключения батарей от бортовой сети при работающем двигателе (на рис. 7-11 не показано). Вторая - включить цепь первоначального возбуждения генератора. Это сделано для того, чтобы разгрузить контакты ВПС, так как ток при первоначальном возбуждении генератора может достигать 5 А. На автомобиле КАМАЗ выключатель приборов и стартера коммутирует только цепь обмотки РВМ и цепь управления регулятора напряжения, где ток составляет доли ампера.

Контрольная лампа выполняет диагностическую функцию. После включения ВПС она находится во включенном состоянии и сигнализирует об исправности цепи первоначального возбуждения генератора. После пуска двигателя она должна выключиться, если этого не произошло, или лампа включилась во время движения, - это говорит о том, что генератор по какой-либо причине не вырабатывает электрическую энергию.

На автомобиле КАМАЗ наряду с генераторной установкой модели 3122.3771 используется также генератор модели 4001.3771-53.

Генераторная установка представляет собой генератор модели 4001.3771-53 со встроенным регулятором напряжения типа 7312.3702 ТУ 37.473.052-2003.

Технические характеристики генераторной установки

1 Номинальное напряжение, В 80

2 Номинальный ток, А 28

3 Частота вращения номинальная, мин -1 5000

4 Частота вращения максимальная, мин -1 8500

5 Направление вращения со стороны привода правое

6 Масса генератора, кг 10,8

7 Токоскоростная характеристика см. рис. 7-10

8 Габаритные и присоединительные размеры см. рис. 7-11

9 Схема генератора электрическая принципиальная см. рис. 7-12

Рис. 7-10. Токоскоростная характеристика генератора



Рис. 7-11. Габаритные размеры генератора 4001.3771-53



Рис. 7-12 Схема электрическая принципиальная генератора 4001.3771





Рис. 7-13,а. Схема сборки генератора.

Устройство и работа

Генератор представляет собой бесконтактную пятифазную электрическую машину с комбинированным (электромагнитным) возбуждением от обмотки возбуждения и от постоянных магнитов, с встроенным выпрямительным блоком и регулятором напряжения. Конструкция генератора представлена на рис. 7-13.

Статор 19 выполнен шихтованным из листовой стали, имеет 15 зубцов, на которых закреплены катушки фазных обмоток. Соединение катушек в фазе последовательное, фазы соединены по схеме «многоугольник», концы фаз выведены обмоточным проводом с наконечниками. Ротор 17 представляет собой вал с напрессованными шихтованным пакетом и втулкой. Пакет имеет 6 зубцов (пар полюсов). В пазы пакета установлены постоянные магниты, прессованные пластмассой. Наличие постоянных магнитов обеспечивает надежное самовозбуждение генератора при пуске, как при работе с аккумуляторной батареей, так и без нее. Ротор установлен в подшипниках 6-180603КС9 (Международное обозначение 62303.2RS.P6G7) 11 и 11А.

Передний подшипниковый щит 14 представляет собой сварное соединение из деталей: крышка, диск. На крышке и диске на торцевой части имеются вентиляционные отверстия. На выступах диска имеются два отверстия, предназначенные для установки и фиксации генератора на кронштейне двигателя. Задний подшипниковый щит 28 отлит из алюминиевого сплава. На заднем подшипниковом щите на торцевой части имеются вентиляционные отверстия. Лапка с отверстием предназначена для установки и фиксации генератора на кронштейне двигателя.

Катушка возбуждения крепится к передней крышке и представляет собой стальной сердечник с каркасом; на каркас намотаны обмотка возбуждения и размагничивающая обмотка. Начало и конец обмоток выведены гибкими монтажными проводами с наконечниками. Начало обмотки возбуждения (маркировка вывода красным цветом) подключено к винту 72А (клемма «Ш» генератора) в колодке выводов 72, а конец обмотки возбуждения и начало обмотки размагничивания выведены одним проводом (маркировка вывода цветом отличным от красного) и подсоединены к винту 72Б (клемма «D» генератора) в колодке выводов 72. Конец обмотки размагничивания выведен монтажным проводом без цветовой маркировки и с помощью винта 47А крепления регулятора напряжения подключается к «массе» генератора.

Сопротивление обмотки возбуждения должно находиться в пределах 7,8-8,40м. Сопротивление обмотки размагничивания должно находиться в пределах 31-340м.

Блок полупроводниковый выпрямительный 25 (БПВ 97-210 ТУ РБ 600066462.024-2002) собран по пятифазной мостовой схеме на кремниевых диодах, запрессованных в алюминиевые радиаторы, разделенные друг от друга изоляционными втулками. Радиаторы являются выводами анодной и катодной групп диодов. «Плюс» силового выпрямителя выведен винтом поз. 20, как «плюс» (+) генератора, а «минус» (-) силового выпрямителя соединен с корпусом генератора. Кроме того, для питания обмотки возбуждения блок полупроводниковый выпрямительный содержит дополнительный выпрямитель, образующий анодную группу, выполненный на диодах меньшей мощности, что позволяет избежать разряда аккумуляторной батареи через цепь обмотки возбуждения при неработающем генераторе. Вывод от дополнительного выпрямителя подключен к клемме «D». Величина тока нагрузки на клемме «D» не должна превышать 5 А.

Для фильтрации сигнала фазного напряжения (для отдельных исполнений) в генераторах могут устанавливаться фильтры фазного сигнала 68. Плата фильтра устанавливается на винт 37, который является выводом «Т» генератора. Один вывод фильтра (имеет короткую длину) винтом 47А подключается к массе генератора, другой (длинный вывод) подключается к фазе генератора (к винту 73).

Регулятор напряжения 51 типа 7312.3702 ТУ 37.473.052-2003 (или другой тип согласно перечня запасных частей. По согласованию с заводом-изготовителем допускается установка регуляторов напряжения других производителей) предназначен для автоматического поддержания напряжения на выводах генератора при изменениях скорости вращения или нагрузки посредством регулирования тока, протекающего по обмотке возбуждения. Выводы регулятора напряжения подключены к клеммам «В», «D», «Ш», массе генератора.

Для уменьшения уровня помех в бортовой сети автомобиля в генераторе установлен помехоподавляющий конденсатор 60 (К73-21-8-100В-2,2 мкФ ±20% ОЖО 461.131ТУ).

Для предотвращения загрязнения внутренней полости генератора при работе протяжной вентиляции на задний подшипниковый щит установлена пластмассовая крышка 52. На крышке выведены клемма «±» генератора, клемма «D» дополнительного выпрямителя, клемма «В», вывод фазы «W» и (или) вывод фильтра «Т».

Охлаждение генератора производится протяжной вентиляцией. Поз.5 - колесо вентилятора.

Использование по назначению

1. Эксплуатационные ограничения

1.1 Во избежание выхода из строя генератора при подключении аккумуляторной батареи необходимо строго соблюдать полярность: вывод «-» аккумуляторной батареи подключается к массе автомобиля; вывод «+» подключается к выводу «±» генератора.

1.2 При работе без аккумуляторной батареи возможно скачкообразное изменение напряжения при резких сбросах-набросах нагрузки. Во избежание выхода из строя приборов и устройств электрооборудования не рекомендуется при работе без аккумуляторной батареи сброс нагрузки более 50% от номинального значения и резкое увеличение/уменьшение частоты вращения коленчатого вала.

1.3 При работе без аккумуляторной батареи возможна неудовлетворительная работа приборов и устройств электрооборудования, чувствительных к качеству электроэнергии.

1.4 Во избежание выхода из строя регулятора напряжения при работе без аккумуляторной батареи запрещается работа генератора при токе нагрузки менее 5А.

1.5 Запрещается мыть генератор струей воды под давлением, бензином, дизельным топливом и т.д. При мойке автомобиля необходимо защищать генератор от попадания в него воды.

1.6 При проведении сварочных работ необходимо отсоединить все провода, подходящие к генератору. Провод массы сварочного аппарата должен быть подсоединен в непосредственной близости от сварного шва.

1.7 Проверять качество изоляции статора и обмотки возбуждения повышенным напряжением следует только на стенде и обязательно с отсоединенными от выпрямительного блока и регулятора выводами.

1-24 Запрещается проверять исправность схемы электрооборудования и отдельные провода мегаомметром или лампой, питаемой напряжением выше 26В, при неотключенном генераторе.

1.9 Во избежание выхода из строя регулятора напряжения и выпрямительного блока при подзарядке аккумуляторных батарей от внешнего источника необходимо отключить батареи от сети машины.

1.10 Запрещается проверять регулятор напряжения и выпрямительный блок от источника постоянного тока напряжением более 24В, от источника переменного тока, а также без сигнализатора, включенного последовательно с проверяемой цепью.

1-27 Запрещается проверять работоспособность генератора путем замыкания выводов «±», «D», «В», «W», «Т» перемычками на массу и между собой.

1-28 Запрещается присоединять и отсоединять штепсельные разъемы и плюсовой вывод генератора при работающем двигателе и включенных аккумуляторных батареях.

1.13 Запрещается запускать двигатель при отсоединенном плюсовом проводе генератора.

1.14 Запрещается отключать аккумуляторные батареи выключателем батарей при работающем двигателе.

2. При монтаже генератора на двигателе необходимо:

2.1 Удалить с генератора консервационную смазку ветошью, смоченной бензином, и протереть сухим обтирочным материалом.

2.2 Установить генератор на кронштейне двигателя.

2.3 Одеть приводной ремень на шкив генератора. Ослабить гайки болтов крепления передней и задней лап генератора. Отклонив генератор вверх, отрегулировать его натяжение с помощью натяжной планки. Натяжение ремня привода генератора должно обеспечивать прогиб наибольшей ветви на 15-22мм при нажатии на ремень с усилием 40Н (4 кгс). При выходе из строя одного из ремней заменить оба ремня комплектно с разницей в длине не более 3 мм. Внимание.

2.4 Зафиксировать генератор в этом положении и затянуть крепежные гайки и болты.

2.5 Подсоединить провода к генератору в соответствии со схемой подключения генератора на автомобиле с учетом схемы генератора (рис. 7-12).

3. Назначение выводов генератора

3.1 Вывод “+” генератора подключается к выводу “+” аккумуляторной батареи, предназначен для обеспечения энергией электропотребителей машины и зарядки аккумуляторной батареи. Вывод “+” генератора выведен болтом М8. Корпус генератора является минусовым выводом и подключается к массе машины.

3.2 Вывод “D” является анодным выводом дополнительного выпрямителя блока полупроводникового выпрямительного. Наличие постоянного напряжения на выводе может использоваться в целях сигнализации о начале работы генератора, для чего к нему могут подключаться контрольные лампы, реле блокировки стартера и прочее. Максимальный ток нагрузки на выводе “D” не более 1,5 А при значении напряжения относительно “массы” не менее 26,5 В. Вывод “D” генератора выведен штырем 6,4, установленном на винте М5.

3.3 Вывод “W” является выводом одной из фаз генератора. Вывод предназначен для подключения тахометра и других устройств (реле блокировки стартера, АБС и прочее), использующих переменное напряжение для определения частоты вращения вала генератора и, с определенным передаточным отношением (определяется шкивами на валу двигателя и генератора), вала двигателя. Амплитуда импульсного напряжения на клемме “W” относительно “массы” при токе нагрузки не более 1,5 А должна быть не менее 25 В. Частота импульсного сигнала f w (Гц) связана с частотой вращения вала генератора n r (мин -1) следующим соотношением:

f w =0.1 n r .

Вывод “W” генератора выведен болтом М4. При наличии вывода “Т” вывод “W” генератора может отсутствовать.

3.4 Вывод “Т” является выходом фильтра, обеспечивающего формирование прямоугольных импульсов напряжения из переменного сигнала (“W”) одной из фаз генератора. Вывод предназначен для подключения тахометра и других устройств (реле блокировки стартера, АБС и прочее), критичных к форме фазного сигнала. Сигнал с вывода “Т”, как и с вывода “W”, может использоваться для определения частоты вращения вала генератора и, с определенным передаточным отношением (определяется шкивами на валу двигателя и генератора), вала двигателя. Напряжение на клемме “Т” относительно “массы” должно быть не менее 2,0 В при частоте вращения (2000+100) мин -1 и токе нагрузки в цепи вывода «Т» не более 5 мА. Частота сигнала f t (Гц) связана с частотой вращения вала генератора пn r (мин -1) следующим соотношением:

f t =0.1 n r .

Вывод “Т” генератора выведен болтом М4. При наличии вывода “W” вывод “Т” генератора может отсутствовать.

3.5 Вывод “В” генератора предназначен для включения электромагнитного возбуждения генератора путем включения регулятора напряжения. Вывод “В” генератора подключается через замок зажигания к плюсовому выводу аккумуляторной батареи.

Ток потребления регулятором на клемме “В” генератора не должен превышать 50мА при напряжении 26,5В.

Вывод “В” генератора выведен болтом М5.

Техническое обслуживание

Генераторы не имеют щеточно-коллекторного узла. На генераторах установлены подшипники закрытого исполнения, не требующие замены смазки в течение всего срока службы.

Ежедневно , перед запуском двигателя проверьте натяжение ремней привода генератора и затяжку болтов крепления генератора. Натяжение ремня привода генератора должно обеспечивать прогиб наибольшей ветви на 15-22 мм при нажатии на ремень с усилием 40Н (4 кгс). При выходе из строя одного из ремней необходимо заменить оба ремня комплектно с разницей в длине не более 3 мм. Проверьте надежность крепления проводов, подходящих к генератору, затяжку гайки крепления шкива.

Внимание. Слабое натяжение ремня приводит к уменьшению отдаваемой мощности генератора и недозарядке аккумуляторной батареи, а чрезмерное натяжение ремня приводит к значительному перегреву подшипников генератора и их преждевременному выходу из строя.

После запуска двигателя проверьте исправность работы генератора по вольтметру (амперметру). Периодически контролируйте показания вольтметра (амперметра).

В случае обнаружения неправильной работы генератора (пониженное или повышенное напряжение) во избежание выхода из строя аккумуляторной батареи и электропотребителей необходимо отключить генератор от бортовой сети. Для этого необходимо отсоединить все провода, подходящие к генератору, надежно заизолировать контактные площадки и закрепить провода в подкапотном пространстве так, чтобы исключить их замыкание на ’’массу” автомобиля. В ближайшем автосервисе необходимо найти и устранить возникшую неисправность.

Один раз в месяц выполните следующие работы:

Очистите корпус и заднюю крышку генератора от пыли и грязи щеткой или влажной тряпкой.

Внимание. Попадание внутрь генератора топлива, масла, охлаждающей жидкости, пыли, волокнистых материалов (соломы, тополиного пуха и т.п.) затрудняет проточную вентиляцию генератора, приводит к значительному перегреву генератора и его преждевременному выходу из строя.

Проверьте надежность крепления генератора на двигателе, при необходимости подтяните гайки крепления генератора на двигателе. Проверьте затяжку гайки крепления шкива.

Проверьте натяжение ремня, при необходимости отрегулируйте натяжение ремня.

Проверьте состояние и надежность крепления проводов, подходящих к генератору, при необходимости заизолируйте провода в местах повреждения изоляции, подтяните гайки, крепящие наконечники проводов.

В постгарантийный период с интервалом один раз в год выполните следующие работы:

Снимите генератор, проверьте легкость и плавность вращения вала генератора, убедитесь в отсутствии повышенных осевых и радиальных люфтов в шарикоподшипниках. При больших люфтах генератор необходимо отремонтировать в специализированной мастерской.

Проверьте легкость вращения подшипников. При наличии тугого вращения, шума, больших осевых и радиальных люфтов необходимо заменить подшипники на новые.

На специализированном стенде проверьте работоспособность генератора на соответствие требованиям технических условий ТУ 4573-004-24352420-2003 по соответствующей методике.

Меры безопасности

Запрещается производить регулировку натяжения приводного ремня при работающем двигателе.

Запрещается присоединять и отсоединять штепсельные разъемы и плюсовой вывод генератора при работающем двигателе и включенных аккумуляторных батареях, а также пускать двигатель при отсоединенном плюсовом проводе генератора.

Текущий ремонт

1 При возникновении неисправностей, связанных с работой генератора необходимо выполнить следующее:

1.1 Перед снятием генератора с двигателя необходимо:

а) проверить исправность бортовой сети и приборов автомобиля, затяжку резьбовых соединений, натяжение приводного ремня генератора. При необходимости, убедиться в исправности показывающих приборов с помощью заведомо исправных.

б) на неработающем двигателе включить ключ зажигания и измерить падание напряжения между клеммами генератора «+» и «В», оно определяет превышение регулируемого напряжения от номинального и не должно превышать 0,3 вольта.

в) проверить сопротивление цепи, измеренное между выводом, снятым с клеммы «D» генератора и массой автомобиля. Сопротивление должно быть не менее 20 Ом.

г) проверить сопротивление цепи, измеренное между выводом, снятым с клеммы «W» генератора и массой автомобиля. Сопротивление должно быть не менее 25 Ом

д) проверить сопротивление цепи, измеренное между выводом, снятым с клеммы «Т» генератора и массой автомобиля. Сопротивление должно быть не менее 85 Ом.

В случае отклонения указанных замеров за требуемые пределы необходимо определить и устранить неисправность бортовой сети автомобиля. Поиск неисправности и ее устранение производить согласно “Руководства по эксплуатации автомобиля”.

2 В случае возникновения неисправности по причине выхода из строя генератора для выяснения причин и ремонта необходимо обратиться на завод-изготовитель или в специализированные сервисные центры.

3 Схема сборки генератора и позиционные обозначения его узлов и деталей приведены на рис. 7-13,а.

Правила эксплуатации системы электроснабжения

1. Нельзя нажимать кнопку включения электрофакельного устройства при работающем двигателе во избежание выхода из строя регулятора напряжения.

2. При стоянке автомобиля необходимо отключить аккумуляторные батареи от системы электрооборудования, нажав кнопку дистанционного выключателя батарей. Кнопку надо нажимать кратковременно (не более 2 с).

3. Нельзя отключать аккумуляторные батареи выключателем батарей при работающем двигателе.

4. При проведении электросварочных работ на автомобиле аккумуляторные батареи должны быть отключены дистанционным выключателем, и сняты провода с выводов "+" и "Ш" ("В") генератора. Провод «массы» сварочного аппарата должен быть подсоединен в непосредственной близости от сварного шва.

5. Нельзя подсоединять и отсоединять штепсельные разъемы и плюсовый вывод генератора при работающем двигателе и включенных аккумуляторных батареях, а также пускать

двигатель при отсоединенном плюсовом проводе генератора.

6. Не следует проверять исправность генератора путем замыкания выводов "+" или "Ш” ("В”) перемычками на «массу» и между собой.

7. Не нужно соединять вывод "Ш" ("В") щеткодержателя с выводом "+". Это ведет к выходу из строя регулятора напряжения.

8. Нельзя проверять исправность схемы электрооборудования и отдельные провода мегомметром или лампой, на которую подается напряжение выше 26 В, при неотключенном генераторе.

9. Не следует проверять выпрямительный блок от источника постоянного тока напряжением более 24 В, от источника переменного тока, а также без сигнализатора, включенного последовательно с выпрямительным блоком.

10. Во избежание выхода из строя регулятора напряжения при подзарядке аккумуляторных батарей от внешнего источника необходимо отключить батареи от сети автомобиля.



error: