Этруски - русская историческая библиотека. Боги этрусской мифологии Этрурия и завоевания этрусков в VIII-VI вв

В пророческой книге "Чистилище" из трилогии об ангельских папах современного голоса Ватикана немецкого писателя Йорга Кастнера Папа Кустос и Антипапа Луций IV ведут свою родословную от этрусков. Поэтому, полезно узнать больше об их цивилизации и мифологии.
Публикация посвящается новому проекту бывшего коллектива Ленты.ру
https://meduza.io

ВСТУПЛЕНИЕ
МАНИЯ/МАНИА
ВЕЙОВИС/ВЕТИСЛ
МАНТУС
АИТА
ОРК
ТУРМС/ХЕРМЕ
ХАРУ/ХАРОН
ТУХУЛКА
ФЕРСУ
ТИФОН
ЗМЕИ
ВСТУПЛЕНИЕ

Этруски – древний загадочный народ, когда-то живший на Апеннинском полуострове, на территории современной Италии. Этрурия – область Тосканы, расположенная между реками Тибр и Арно. Самоназвания этрусков – “рассенна” сохранилось в названии горной гряды близ Ареццо в Тоскане. Греки знали этрусков под именем тирренов или тирсенов, и оно сохранилось в названии Тирренского моря.

Загадочность народа этрусков проявляется практически во всем. Их язык неизвестен, письменность не расшифрована, происхождение и этническая принадлежность не ясны. Об этом народе написано удивительно мало, словно этруски жили какой-то замкнутой жизнью и практически не соприкасались со своими соседями. Дело, видимо, в том, что образ жизни и мировоззрение этрусков воспринималось большинством народов Средиземноморья как нечто исключительное. Их быт, нравы и обычаи казались их современниками настолько непонятными и противоречивыми, что вызывали наряду с восхищением острое неприятие, религиозный страх и даже ненависть. Авторы греческих и римских письменных источников чаще всего пишут об этрусках с осуждением, либо просто замалчивают о них. А ведь этруски создали самобытнейшую цивилизацию, удивительные шедевры искусства, экологическую и экономическо-социальную системы. Они завезли в Италию виноград и оливы, основали сам Рим и правили им полтораста лет, но исчезли как народ с лица планеты будто в одночасье, забрав с собой свои тайны. Самое интересное то, что свое исчезновение они предсказали еще за несколько столетий.

Религия и мифология этрусков имеют много общих черт с древнегреческой религией и мифологией. Долгое время считалось, что произошло заимствование культуры “дикими” этрусками у образованных греков. Оказалось, что это не так или не совсем так. Это не заимствование представлений у “более культурных греков”, а взаимообмен сюжетами и персонажами мифов. Грекам просто исторически больше повезло, после них сохранилась обширная литература.

Мы можем утверждать, что в результате контактов этрусков с греческими колонистами в Италии и на окружающих ее островах происходил процесс сопоставления и отождествления древнейших этрусских богов с олимпийскими богами; одновременно этрусские боги вводились в греческий пантеон. Частым поводом для утверждения о заимствованиях этрусками древнегреческих верований служит созвучие и частичное совпадение имен божеств в пантеонах древних греков и этрусков. При этом не учитывают тот факт, что многие персонажи этрусской мифологии с именами, созвучными греческим богам, присутствовали в этрусском пантеоне еще до образования общности народов Эллады. При этом сами древнегреческие историки неоднократно указывали на большую, относительно греческих, древность этрусских мифологических представлений. Тем не менее, многие современные ученые, вопреки античным письменным свидетельствам, отказываются видеть самобытность этрусской цивилизации, хотя определенное влияние греческой культуры на Этрурию, конечно, имело место.

Можно с полной достоверностью утверждать, что зафиксированное заимствование этрусками греческих мифов – это не плагиат, но переосмысление последних в ключе собственных космогонических, религиозных и политических представлений. Одновременно происходили ассимиляция и заимствование финикийских, карфагенских, египетских и отчасти кельтских мифологем и верований. Такое “заимствование” носит условный характер. Сам исходный миф может быть общим для древних средиземноморских народов, но со временем он получает наибольшее развитие в одном из регионов. В дальнейшем именно этот вариант перенимают другие народы, причем перенимают они не чужой миф, а свой собственный, в новой переработке и ином осмыслении. Этот переработанный миф в дальнейшем мог модернизироваться в соответствии с местными представлениями, в результате создается иллюзия заимствования. Принято считать, что родиной мифа является страна, у народа которой миф сохранился в более литературном и развернутом виде, - например Греция или Египет. Такое мнение опровергается археологическими данными, показывающими наличие мифологических представлений, подобных представлениям Греции и Египта, у других народов еще до появления и Древней Греции и Древнего Египта.

Коротко остановимся на связях этрусков с древнейшими цивилизациями Востока. Наличие таких связей указывает на тот факт, что Древняя Греция являлась не единственным источником знаний и опыта для Этрурии, более того, сама Этрурия во времена Древней Греции владела многими знаниями, которыми древние греки не обладали.

Греческая культура, как довольно позднее образование, несла в себе мало традиционных концепций, связанных с цивилизациями шумеро-вавилонской и хеттской культур. В то же время этрусская ранняя мифологическая система и культура имели в некоторых базовых чертах ярко выраженное сходство с этими древнейшими цивилизациями. Это сходство относится в первую очередь к таким важнейшим достижениям мысли древних народов, как календарь, астрологические представления и гадательные практики. Сходство между этими базовыми ритуальными и космогоническими представлениями в Этрурии, у хеттов и ассиро-вавилонцев наблюдается почти полное.

Все вышеперечисленные знания относились к категории жреческих тайн и строго охранялись. Их берегли больше, чем теперь берегут военные секреты. Открыть эти тайны чужаку, а тем более целиком отдать чужому народу было немыслимо. Данное сходство жреческих знаний и представлений возможно только в двух случаях: если народы имели добрососедские отношения и их жрецы входили в одну и ту же тайную коллегию или если их жреческие системы имели общие корни. Некоторым аналогом подобных жреческих союзов могут служить современные тайные общества и современные же межнациональные сообщества ученых. Следовательно, хеттские, вавилонские и этрусские жрецы, как и сами народы, имели общие религиозные и мифологические представления еще до переселения предков этрусков на Апеннинский полуостров.

Знаменитый римский историк Тит Ливий писал об этрусках: “Народ, который посвятил себя религии больше других народов, потому что отличался искусством религию культивировать”. При этом нужно особенно отметить, что этруски равно почитали как Небесных богов, так и богов Подземного пантеона, и можно предполагать, что элементы многих этрусских мистерий, жреческой магии и мифологических представлений легли в основу европейской черного магического искусства. Именно этим и определяется наш интерес к богам Преисподней этрусской религии.

МАНИЯ/МАНИА

Мания – подземная хтоническая богиня, считавшаяся матерью или бабкой Манов (в ранних верованиях преимущественно злые духи), а иногда Ларов/Лазов/Ларвов. Мания была одной из самых ужасных богинь этрусков – насылала на людей безумие.

Об этой богине и ее культе известно из греческих и римских источников. Этрусские источники донесли до нас о ней крайне мало сведений, что объясняется особенностями ее культа, который у этрусков носил тайный сакральный характер. Рассмотрим, что известно об этой страшной этрусской богине.

Богиня Мания имела свой одноименный греческий аналог. В греческой мифологии Мания – персонификация безумия, насылаемого на людей преступивших закон и обычай. Она иногда отождествлялась и Эвменидами – богинями мщения. Храм Мании находился между Аркадией и Мессенией, где по преданию Орест был лишен ума за убийство матери.

Римляне заимствовали культ богини Мании у этрусков по причине большой силы и значимости этой богини, хотя им и претила ее магическая мрачность и жестокость. Из римских источников известно, что Мания – богиня мрака и безумия.

В Риме изображения богини Мании вывешивалось перед домом для его охраны. Аналогичные изображения, как принято считать – Горгоны Медузы, вывешивались и делались по фризу зданий у этрусков. Это может указывать на их идентичность, так как культ богини Мании заимствован римлянами у этрусков, а отнесение изображений на этрусских храмах к Горгоне Медузе принято условно, исходя из греческих аналогов подобных изображений. Прототип обряда вывешивания изображения чудовища на домах и храмах существовал еще в древнем Вавилоне. Так маски чудовища Хумбабы у ассиро-вавилонцев служили той же охранной цели. Известно, что изображения Горгоны наносились на щиты этрусских воинов для устрашения врагов и магического превосходства в сражениях. Видимо, «богиня Медуза» этруссков – это и есть древнейшая богиня Мания/Маниа.

Основной жертвенной пищей богини в римские времена считалась бобовая каша, но этим жертвы Мании не ограничивались. Ее культ у этрусков был связан с человеческими жертвами и отсеченными головами. По этрусским представлениям в голове находилась душа человека. Из этого следует, что страх перед Манией – не просто страх перед смертью, это страх перед безумием – гибелью души, после которого гибнет сама внутренняя сущность человека и невозможно его посмертное перерождение. Принесение в жертву головы указывает на древнейшее поверие, что Мания/Медуза – хозяйка Протоокеана, где растворяется даже душа человека. Позднее, в римские времена, вместо голов людей Мании приносили в жертву головку лука и чеснока. Кроме того, в этрусские времена ей приносили в жертву мальчиков, используя ножи, смоченные в крови жертвенного козла.

Видимо, про то, кто такой этот Пегас, уже мало кто помнит. Слишком уж измаяли благородное животное сначала многочисленные поэтические клише XIX века, а потом беззубые советские карикатуры из "Литературной газеты". Так вот, произвела это существо на свет небезызвестная Медуза Горгона – в тот самый момент, когда ей отрезали голову. Будучи предоставленным сам себе, крылатый жеребец как-то выбил копытом из земли Гиппокрену – родник муз, и в этом его заслуга перед поэзией. Но главной его заслугой было то, что, сидя на нем, герой Беллерофонт победил еще одно мифологическое чудище – Химеру. Правда, потом у Беллерофонта не задались отношения с богами. Зевс наслал на летучего коня бешенство, и тот сбросил седока и узду. Беллерофонт при падении так расшибся, что лишился рассудка; что сталось с Пегасом, мифографы рассказывали уже менее ясно.

Тот факт, что праздник Мании совпадал с праздником Луперка (Волкобог)/Фавна, не случаен. В римской мифологии бог Фавн отождествлялся с греческим богом Паном. Пан покровительствовал стадам и мог наслать на врагов безумие или панику. Следовательно, Пан/Фавн вполне мог быть мужской ипостасью все той же Мании. Хтоническая природа Мании тоже сближает ее с Фавном/Паном/Луперком: в римской, греческой и ряде других мифологий божества растительности и плодородия имеют хтоническую природу.

Представления о Протоматерии как порождающей стихии, видимо связаны с женским менструальным циклом. Женщины в это время имеют повышенную возбудимость, которая могла соотноситься с ритуальным безумием женских или женоподобных хтонических богов плодородия, например богини Мании и Диониса. Сама кровь, выходящая при менструальном цикле, возможно рассматривалась как отражение порождающего Протоокеана, с ней могли соотноситься обязательные кровавые жертвы этим богам и богиням, как восполнение Протоматерии, носящее у этруссков кровавый характер.

Обычай наносить красную краску в обрядах, связанных с плодородием и войной, с циклами «жизни – смерти» сохранился у многих народов. Не случайно одежда этрусского царя, а затем и римских цезарей и императоров, имела красный цвет. Пурпур символизирует древнейшую функцию царей как носителей плодородной силы народа. Возможно, пурпур, символизируя функцию царя, как жертвоприносителя, имел и иное значение в сакральном смысле не обрядового жертвования хтоническим богам самого царя за процветание своего народа.

Мания имела праздник в один день с богом подземного огня Велхансом/Вулканом, что подчеркивает ее хтоническую природу и разрушительную силу, так как Велханс отвечал за извержения вулканов.

С богиней Манией связан еще один этрусский бог – Мантус. Боги Подземного мира Мантус и Мания упоминаются Сервием. На модели печени из Пьяченцы бога Мантуса, вероятно, представляет Ветисл. Варрон, в свою очередь, считал Манию эквивалентом царицы Загробного мира Персефоны.

Если искать параллели между богиней Манией и богами других древних индоевропейских пантеонов, то к Мании по этимологии имени и функционально близка ведическая Майя – богиня иллюзии, обмана и в конечном смысле безумия и гибели того, кто ей подвластен. Все жреческие, аскетические, йогические, буддийские и другие индийские системы посвящены преодолению воздействия Майи.

На связи богини Мании с символикой «черной», колдовской луны стоит остановиться подробней.

Само имя порожденных Манией Манов указывает на древность этрусского верования в них и на его изначальный характер. По-видимому, Маны, или их прототип, были в глубокой древности связаны с лунной символикой, культом первопредка и мужским началом. На это указывает связь однокоренных с именем Манов понятий в различных космогонистических системах с культом луны и месяца. Соотнесение имени Манов с символикой луны дает основание обратиться к сравнению культа Манов и их матери Мании с культом лунной богини Аритими.

Культ Аритими включал в себя сакральные обряды женской, жреческой магии. Помимо этого, богиня Аритими в древности была связана с представлениями о перерождении души и вечной жизнью. Близость богинь Мании и Аритими косвенно подтверждается тем фактом, что обеим богиням, этруски приносили обильные человеческие жертвы. Кроме того, Мания считалась богиней ритуального безумия, а воздействие лунных фаз на протекание психических заболеваний было хорошо известно как в древности, так и теперь. Достаточно вспомнить явление лунатизма или обострение маниакальных депрессий в полнолуние…

Для установления соответствия между Манами, богиней Манией и Аритими приведенных совпадений явно недостаточно, но хорошо известно, что в древнейших жреческих представлениях существовал мрачный культ «темной луны», который по своей природе был близок к кровавым обрядам богини Мании.

У древних греков была известна богиня Геката, имеющая малоазийское происхождение, что сближает ее появление с прародиной пеласгов и этруссков. Геката объединяет в себе характеристики этрусских богинь Аритими, Мании и Медузы. Древнейшее происхождение богини может указывать на то, что Аритими, Мания и Медуза – ее ипостаси, получившие со временем статус самостоятельных богинь.

Рассмотрим характеристики богини Гекаты, для того чтобы убедиться в правомочности нашего предположения.

Геката является ночной, демонической ипостасью лунной богини Артемиды/Аритими. Она отвечала за магию и колдовство, подобно богине Мании была связана с душами предков и карающими силами Преисподней. С Манией и Медузой богиню Гекату сближает ее облик: наличие змей в руках и волосах. Ее атрибутом являлся зажженный факел. Наличие подобного атрибута связывает ее с Манами, так как факел – один из символов Манов, как проводников в Загробный мир.

Известно, что Геката – древняя женская богиня, которая защищает и отмщает покинутых женщин и зажигает любовь в сердцах их избранников. Ее изображения ставились на перекрестках дорог и там же ей приносились жертвы. Этот факт, сближает ее, согласно указанию Овидия, с культом Манов. Овидий пишет, что жертвы Манам нужно приносить на перекрестках дорог. Подобный обряд уводит нас во времена расцвета древней женской лунной магии и мифологии, когда на перекрестках совершались наиболее значительные и мрачные обряды. До XX века в России сохранялся обычай хоронить великих грешников и страшных колдунов на перекрестках дорог. Также во многих колдовских традициях других народов обряды по вызову нечистой силы происходили именно на перекрестках.

Ритуальные и мифологические функции богини Гекаты связывают ее культ с культами таких богинь, как Аритими/Артемиды ипостасью которой она считалась, с хтоническими богинями Манией и Медузой, а также со всем множеством демонов Манов. Рассмотрение функций богини Гекаты указывает на общий идоевропейский прототип темной лунной богини, связанный с магией (см. Горгона, Лилит как Великая Мать).

Об этрусской ипостаси богини Мании Медузе известно крайне мало. Медуза считалась владычицей Подземного мира. Возможно она носила имя Тарсу, олицетворение чистого Хаоса, так как у этруссков была горгоноподобная демоница под этим именем, по многим данным аналогичная богине Мании.

Имеются гравюры с этрусских зеркал, где Медуза изображена мужеподобной и с бородой. Данный факт убеждает в том, что Медуза может быть одной из ипостасей богини Подземного мира – Мании, а ее мужеподобный вариант изображает пару Мании – бога Манта/Мантуса.

Сама Медуза олицетворяла первозданные хтонические силы. Она связана с Протоморем, в котором может утонуть, раствориться душа и тело человека. Уровень Медузы – «самый ужасный круг Ада», откуда нет и не может быть возврата для души. Этот круг обнесен полосой из треугольников. Число 3 у этруссков соотносилось с тремя мирами, составляющими Космос. Круг из треугольников, в таком случае должен символизировать власть богини смерти во всех трех мирах. Отметим также, что Медуза – одна из ипостасей богини Менервы, которая властвует на небе, на земле и в Загробном мире.

По этрусским верованиям богиня Мания/Медуза (олицетворение Хаоса) породила бога Велханса. От своего сына Велханса она родила бога подземного разрушительного огня и его сестру. Велханс – царь центра земли, бог подземной природы; он царь вулканов и диких разрушительных сил, не подвластных больше никому. Умилостивить его и получить отсрочку наказания можно только путем принесения в жертву мальчика. Не случайно праздники Велханса и Мании проводили в один день 1 мая. (В день 1 мая, по средневековым поверьям, видимо, дошедшим до нас через Древний Рим от этрусков, был максимальный разгул нечистой и хтонической силы (ср. праздник ведьм Вальпургиева ночь)).

ВЕЙОВИС/ВЕТИСЛ

Вейовис считался царем Подземного мира, о чем говорится у Цицерона, который называет Вейовиса (veiovis) подземным Юпитером этрусков.

Роль Вейовиса, как одного из хозяев Подземного мира подчеркивается тем, что во второй главе в сочинении Марциана Капеллы Вейовис вершит суд над злыми духами.

На модели бронзовой печени для священных гаданий бог Вейовис обозначен как Ветисл и находится в 15 регионе. У Марциана Капеллы в том же 15 регионе находится бог Вейовис (Veiovis). То, что Вейовис – подземный бог, подтверждается тем, что его имя написано в самой неблагоприятной, пятнадцатой клетке на кайме в левой части модели печени из Пьяченцы. Его имя встречается также в тексте на пеленах Загребской мумии. Вейовис был довольно почитаемым богом: известно поклонение Вейовису на римском Капитолии. Согласно Авлу Геллию статуя Вейовиса на Капитолии изображала юного бога со стрелой в руке, стоящего рядом с козой, которую ему приносили в жертву (ср. «библейский козел отпущения грехов»). Этот же ритуал, по Фесту, предполагал приношение мертвым.

Атрибутами Вейовиса были коза и стрелы громовержца. У этрусков важнейшие боги могли распоряжаться громовыми стрелами, а у греков громовые стрелы принадлежали только громовержцу Зевсу. Наличие громовых стрел выводит Вейовиса в сонм высших богов.

Рассмотрим имя Вейовиса, который у римлян именовался Вейовис/Ведиовис/Ведий. Частица «ve» обозначает отрицание, корень «Diovis» означает «Юпитер» или «бог», из чего следует, что Вейовис – «не бог», «антибог». Следовательно, Вейовис противопоставляется небесному богу Юпитеру и становится понятным, почему он назван Юпитером Подземного мира.

На роль царя Подземного мира существует еще несколько претендентов. Одним из претендентов на роль Вейовиса предстает царь Загробного мира Аита. То, что Вейовис – царь Подземного мира, не противоречит тому обстоятельству, что царем Загробного мира был Аита. Загробный мир – мир посмертного воздаяния души, но подземный мир – мир хтонических сил.

МАНТУС

Мантус – имя этрусского бога Подземного царства. Боги Подземного мира Мантус и Мания упоминаются Сервием. На модели печени Мантус, возможно, соответствует богу Ветислу.

Существует большое количество мнений об этом этрусском боге. Кратко приведем основные их них. По мнению О. Мюллера, Мант – не кто иной, как демон Харон. Герхард отождествлял Мантуса с одним из встречающихся на зеркалах и фресках демонов, изображенных с короной на голове.

Бог Аита – этрусский владыка Загробного мира, что следует и из того, что он изображался в короне и со скипетром. Иногда на фресках в этрусских гробницах его можно видеть с волчьим или собачьим скальпом на голове или шлемом в виде волчьей головы.

Из сравнительной мифологии индоевропейских и средиземноморских народов известно, что волк-пес – проводник в царство мертвых. Примером этому может служить хотя бы египетский бог Анубис.

Аита/Аид – общий персонаж греческих, этрусских и римских мифов. Древнегреческий Аид, скорее всего, бог догреческого происхождения. Его изображение встречается на троне в догреческих Амиклах.

Греческий Плутон/Аита имеет атрибутом двузубец (вилы), как обозначение его вторым братом царя богов громовержца Зевеса. Его имя означает «безвидный, ужасный» и соотносится с именем этрусского Аита.

Характерно, что вилы у славян связывались с древнейшими представлениями о хтоническом божестве Вие. В более позднее христианское время вилы стали атрибутом хтонических, адских бесов и чертей. В эзотерическом исчислении двузубец олицетворяет число 2. Двойка в свою очередь – противопоставление одного другому, указание на своеобразный раздел Живого и Мертвого – Загробного мира.

Гораций называет Харона satellos Orci – «служитель Орка». Имя Орка в латинских надписях в двух случаях из девяти имеет написание Orchus. Форма Orchus указывает на этрусское происхождение этого имени. У римлян именем Оркус называли то бога Загробного царства, то само Загробное царство, а то и демона увлекающего туда свои жертвы. Но в большинстве случаев римляне и этруски почитали Орка как хозяина Подземного мира с карательными функциями. Он сохранял черты самостоятельного божества в пантеоне этрусков.

Орк наказывал за нарушение обещаний, и его именем клялись. Попробуем разобраться, почему имя этого бога использовалось для самых нерушимых клятв. Для понимания этого обратимся к греческим верованиям. У греков самой страшной клятвой была клятва подземными водами реки Стикс. Даже бог, нарушивший такую клятву, лежал бездыханным 10 лет. Попадание в мире Смерти в реку Смерти означало смерть в царстве мертвых, что могло приравниваться к потере или смерти души, ее растворению в Первоматерии реки Смерти. Возможно, культ Орка был связан с путешествием душ в Загробном мире и силой незыблемого закона этого мира. Если Орк был связан с перевозкой души через реку Стикс, то и клятва этой рекой могла быть перенесена на само имя этого бога.

Интересно, что имя Орка может быть родственно русскому слову «рака» - «гробница».

ТУРМС/ХЕРМЕ

Бог Турмс – божество Преисподней и проводник душ в Подземном мире.

Бог Турмс соотносился с греческим богом Гермесом/Херме. Существование двух имен у одного бога объясняется тем, что Херме был богом пеласгов, а Турмс – тирренов.

В позднейшее время, под греческим влиянием, Турмс заменен богом Хару – греческим аналогом Харона.

ХАРУ/ХАРОН

Демон смерти Хару/Харун, по мнению ряда ученых и по созвучию имен, соответствовал греческому Харону – перевозчику душ через реку Загробного мира Стикс. Считается, что под влиянием греческой мифологии демон Хару стал проводником дущ и заменил в этой роли более раннего этрусского бога Турмса.

Мы полагаем, что данное мнение основывается в основном на предвзятом отношении к этрусской мифологии, когда ее считают просто калькой с греческой. Оно лишает этрусские воззрения своей самобытности и уводит нас от истинного понимания мировоззрения этого народа.

Соотнесение демона Хару и древнегреческого перевозчика душ Харона в один персонаж могло возникнуть только при закате Этрурии, когда многие древние знания были потеряны и под влиянием Рима распространялись греческие мифологемы. Скорее всего, Харон и Хару имеют одно древнее происхождение, но у греков этот бог достаточно рано превратился в простого перевозчика душ через реку Стикс, а этруски долго сохраняли его более древнее значение. Мы полагаем, что Хару был у этрусков богом физической Смерти.

Для обоснования нашего взгляда на то, что демон Хару в раннем этрусском пантеоне был богом Смерти и имеет к древнегреческому перевозчику душ Харону весьма далекое отношение, рассмотрим, как и в каких сценах он фигурировал в этрусском искусстве. Хару довольно часто изображался на фресках в этрусских гробницах и на погребальном убранстве.

Хару ранних памятников этрусков имеет зловещий вид, является молчаливым свидетелем смертных мук и смерти. На сцене жертвоприношения человека из Вульчи V- VI вв. до н.э. Хару находится рядом с демоном Ванф. Он выглядел как демоническое существо с крючкообразным носом, острыми ушами, крыльями за спиной, в руке держал свой основной атрибут – молот на длинной рукояти.

В могиле Орка он также изображен с молотом – этрусским символом Смерти, который соответствовал косе Смерти. Нос демона подобен клюву, загнутому, как у хищной птицы. Сопоставление с хищными птицами не случайно. У этрусков хищные птицы считались символами смерти.

На рельефной урне из Кьюзи изображены ворота Подземного мира, а перед ними находятся адский пес Цербер и Хару вместе с душой умершего. В могиле Франсуа в Вульчи в сцене жертвоприношения Ахиллом троянских пленников в честь Патрокла запечатлен момент, когда Ахилл повергает на землю одного из троянцев и убивает его, и тут же справа изображен Хару, который замахивается тяжелым молотом. На демоне – конический головной убор и юбка.

Позднее происходят изменения в облике Хару: на изображении в могиле он сидит с молотом, положенным на левое плечо, торчащим носом, как и в могиле Орка, широкие дуги бровей над горящими глазами, открытый рот, но облик скорее карикатурный чем устрашающий. Джильом дает фрагментарное изображение головы Хару: у демона выдающийся нос, глаза дикие, рот открыт в хищной усмешке.

Из перечисленных изображений видно, что Хару нигде не изображен как проводник души, напротив, он имеет своим атрибутом молот как символ смерти. Следовательно, он – убивающий демон, олицетворение самой физической смерти. Сцены, в которых изображен Хару, это или жертвоприношение или убийство. Хару изображался рядом с адским псом Цербером – сторожем Загробного мира, что говорит о том, что сам он не сторож, а демон устрашающий и карающий. На то, что этрусский Хару не идентичен древнегреческому Харону, указывает и его ужасающий вид, который проводнику в Загробный мир просто не нужен. Еще одним аргументом в пользу того, что Хару не проводник, а олицетворение физической смерти, причем. Скорее всего насильственной, является то, что он изображен рядом с демоном проводником души Ванф, и в руках у него его смертоносное оружие. Если Хару – проводник души, то в данной сцене непонятно, зачем душе два демонических проводника. Скорее, один из персонажей – сама Смерть, а другой персонаж – проводник души. Некая карикатурность в облике Хару в позднее время находит в сете того, что Хару – олицетворение физической смерти, вполне понятное объяснение. В эпоху заката своего государства этруски относились к смерти довольно стоически и с известной долей черного юмора, что объяснимо существованием психологической защиты перед угрозой опасности. Они свято верили в предсказании последнего срока жизни своего народа, а римская экспансия на их территории подтверждала это предсказание. Фатальный подход к жизни и смерти во многом и обусловило падение Этрурии перед римскими захватчиками.

И, наконец, приведем последний аргумент в пользу того суждения, что демон Хару был олицетворением смерти. На саркофаге из Тарквиний изображены лев и гриф, терзающие добычу, а по бокам от них изображены демоны Хару и Тухулка. Вероятно, Хару олицетворял саму Смерть, а Тухулка – муки и смерть души. Хару символически изображался как лев, терзающий добычу, он обозначал физическую смерть человека. Отметим, что на ряде изображений голова Хару прикрыта куском львиной шкуры, что также сближает его с символикой льва терзающего.

Хищные птицы относились этрусками к посмертным мучениям и гибели души, так как они уничтожали глаза, через которые душа человека, находящаяся по представления этрусков в голове, связывалась с внешним миром, и гениталии, указывающие на возможность посмертного сакрального брака души умершего с богиней и дальнейшее ее перерождение. Данное изображение символизировало полную смерть человека, его физическое и духовное уничтожение.

ТУХУЛКА

Тухулка – демон смерти, по нашему предположению – демон смерти души человека, так как он соотносится с хищной птицей и имеет голову птицы. Тухулка имеет много общего с Хару, они часто изображались вместе, как свидетели или исполнители воли богов Преисподней. Имя Тухулки встречается на этрусских памятниках начиная с IV века до н.э. В облике этого демона имеются человеческие и звериные черты. Вид он имел довольно жуткий, был птицеголовым и из его хвоста выползали змеи. В могиле Орка он изображен как существо с крыльями грифа, ушами лошади, подымающимися в виде змей над головой волосами. Существует довольно много изображений этого демона. Так, например, на краснофигурном кратере из Вульчи изображены Харон с молотом и Тухулка с двумязмеями в сцене прощания супругов. В барельефах встречаются страшные сцены: демоны, вооруженные луками и стрелами, увлекают за собой души мертвых в Загробное царство, где чудовищный Тухулка избивает их своим огромным посохом. Тухулка иногда изображался с двузубыми вилами, что является характерным признаком греческого царя Подземного царства – Аида.

Ферсу – один из древнейших этрусских персонажей Загробного мира. Он более древний демон, чем Тухулка. Эргон указывает на сходство между именами Phersu и Phersephnei (Персефоны). Такое сходство и причастность Ферсу к мучениям и смерти позволяет отнести его к демонам смерти. Для того чтобы выявить его роль в этрусском пантеоне, рассмотрим, как его изображали этруски.

На изображении Ферсу в могиле Авгуров присутствует собака-волк, что указывает на хтонический характер демона, так как по этрусской традиции волк имеет хтоническую природу. Подобные сюжеты встречаются также в гробницах Олимпиады и Пульчинеллы. Вспомним тот факт, что царь Загробного мира Аита носил на голове волчий скальп. На фреске изображена борьба человека, на голову которого надет мешок, с диким зверем – волком или собакой, натравленной на него Ферсу. Человек в данной сцене, видимо, Геракл, так как на изображении имеется дубина, являющаяся его атрибутом. Кроме того, как в могиле Авгуров так и в могиле Олимпиада Ферсу – участник, а возмржно, руководитель проводимой игры. В могиле Пульчинеллы он изображен в комическом виде, убегающим.

Другим фактором, определяющим роль Ферсу, является само его имя. Имя Ферсу семантически произошло от этрусского слова phersu – персонаж в маске, от него происходит и латинское слово persona. Все эти детали являются свидетельством существования у этрусков театрализованных представлений, где основным действующим лицом был Ферсу. Целью таких представлений было облегчение душе ее загробного путешествия. Есть основания полагать, что в случае победы человека над собакой, Ферсу изгонялся со сцены. К таким ритуальным действиям у этрусков относились конные ристалища, различные единоборства, гладиаторские бои и травля людей собаками. Все эти праздники были впоследствии заимствованы у этрусков римлянами, которые утратили сакральный смысл проводимых действий и рассматривали их просто как развлечения.

Ферсу был демоном, который осуществлял очень важную функцию. Он отвечал за магию замещения, иными словами, этот демон помогал этрусским жрецам переводить замещающие действия в их прототип. Разыгрываемое действие с его помощью становилось настоящим. Этим не ограничивались функции Ферсу. Он, как это видно из его изображений, проводил испытания душ в Загробном царстве и осуществлял сакральную связь между участниками поминальных и праздничных действий с Загробным миром. Такая связь очень часто базировалась на кровавых жертвоприношениях. Так в поэме Гомера Одиссею, для того, чтобы привлечь души предков, необходимо было принести в жертву черного барана.

Для более сильных магических ритуалов, связанных с Подземным миром, этруски использовали и человеческие жертвоприношения, например гладиаторские бои, где более достойный или удачливый гладиатор во время поединка приносил в жертву своего менее удачливого собрата. Менее кровавые состязания такие как конные ристалища и единоборства проводились с двоякой, даже троякой целью. Один из смыслов заключался, как и в наши дни, чтобы выявит достойнейшего. Второй смысл был в том, чтобы потешить и ублажить богов, которым посвящался праздник или поминовение. Это своеобразное жертвоприношение действием, услугой. Третий и, видимо, важнейший смысл заключался в передаче душе энергии и качеств победителей в играх, что было необходимо для ее посмертного воцарения. Из вышесказанного следует, что демон Ферсу играл очень значительную роль в мифологии и ритуалах этрусков. Он даже в какой-то мере стал прототипом театрального актера и покровителем театра.

Разновидность существ Подземного мира предстает на древних барельефах Болоньи. На одном из них душа умершего в одежде воина на коне въезжает в Загробное царство, а навстречу ему поднимается змееногий демон. Демон похож на изображение Тифона или греческие изображения титанов. Змееногость оттеняет его хтоническую древнюю природу.

Макробий дает описание нескольких форм змееногих гигантов, изображения которых часто встречается на древних монументах.

Существует версия, что Тифон является символом вулканической силы, и само греческой имя Тифона произошло от слова “дым”.

Змея – хтонический атрибут этрусских богов и принадлежность жреческого культа. Жрецы, вызывая демонов, держали в руках змей. У Ливия, описано как римские солдаты, увидев бегущих впереди войска этрусских жрецов со змеями и факелами в руках, отступили. Консулам и легатам с большим трудом удалось предотвратить их бегство.

Змеи изображены в руках демона Тухулки; они атрибуты царицы Загробного царства Ферсифай, иногда заменяют ей волосы. В качестве параллелей можно указать на Медузу Горгону со змеями вместо волос и на крито-микенские статуэтки богинь со змеями в руках.

На черепице домов, наряду с конями и аистами – представителями стихий воды и воздуха соответственно, изображались и змеи – представители стихии земли и Подземного царства. Кроме того, змея в этрусской и римской, а отчасти и славянской традиции – символ побегов и корней растений, указывающая на плодородную силу земли и подземных богинь. Широко известно, что змея – символ мудрости и олицетворение идеи перерождения, с которой змеи связаны как существа, меняющие кожу, омолаживающиеся в новой чешуе.

По материалам А. Наговицина.

Http://darksign.ru/index.php?id=400

Этруски — древний загадочный народ, когда-то живший на Апеннинском полуострове, на территории современной Италии. Этрурия — область Тосканы, расположенная между реками Тибр и Арно. Греки знали этрусков под именем тирренцев или тирсенов, и оно сохранилось в названии Тирренского моря.

Их история прослеживается примерно с 1000 г. до н. э. вплоть до I в. н. э., когда этруски были окончательно ассимилированы римлянами. Когда и откуда этруски попали в Италию, неясно, и их язык большинством ученых признается неиндоевропейским. Этруски испытали огромное влияние древнегреческой культуры, что сказалось и на религии. Так, множество сюжетов на этрусских зеркалах имеют несомненно греческое происхождение; это доказывают имена многих персонажей, записанных этрусским алфавитом на этрусском языке, но имеющие несомненное греческое происхождение. Многие верования этрусков стали частью культуры Древнего Рима; считалось, что этруски являются хранителями знаний о многих ритуалах, которые были недостаточно известны римлянам.

Этрусское изобразительное искусство сохранило многие мифы, известные из греческой мифологии. Этрусские художники отдавали предпочтение сюжетам, связанным с жертвоприношениями, кровавыми схватками. Фрески этрусских гробниц зачастую представляют собой изображения замкнутых циклов сцен смерти, путешествия в загробное царство и суда над душами умерших.

ЭТРУССКАЯ МИФОЛОГИЯ ЭТРУССКАЯ МИФОЛОГИЯ

Спорность и невыясненность этногенеза этрусков препятствует определению обстоятельств и времени формирования мифологии народа. Сравнение её с мифологиями других древних народов позволяет с достаточной уверенностью утверждать, что истоки Э. м. уходят в область эгейско-анатолийского мира, откуда, согласно господствовавшему в древности мнению (впервые у Геродота I 94), прибыли предки этрусков - тиррены и пеласги. Восточными чертами Э. м. являются наличие в ней представлений о сакральном характере царской власти, религиозные атрибуты - двойной топор, трон и др., сложная космогоническая система, во многом близкая космогонии Египта и Вавилонии. В ходе соприкосновения этрусков с греческими колонистами в Италии и на прилегающих островах происходило отождествление древнейших этрусских богов с олимпийскими богами, заимствование этрусками греческих мифов и их переосмысление в духе собственной религиозной и политической идеологии.
Вселенная представлялась этрусскам в виде трёхступенчатого храма, в котором верхняя ступень соответствовала небу, средняя - земной поверхности, нижняя - подземному царству. Воображаемый параллелизм между этими тремя структурами позволял по расположению светил в верхней - видимой предсказывать судьбу человеческого рода, народа и каждого индивидуума. Нижняя - невидимая и недоступная живому человеку структура считалась обиталищем подземных богов и демонов, царством мёртвых. В представлениях этрусков средняя и нижняя структуры соединялись ходами в виде разломов в земной коре, по которым спускались души мёртвых. Подобия таких разломов в виде ямы (mundus) сооружались в каждом этрусском городе для принесения жертв подземным богам и душам предков. Наряду с представлением о делении мира по вертикали существовало представление о горизонтальном делении на четыре стороны света; при этом в западную часть помещали злых богов и демонов, в восточную - добрых.
Этрусский пантеон включает множество богов, в большинстве случаев известных лишь по именам и месту, занимаемому каждым из них на модели гадательной печени из Пьяченцы.
В отличие от греческой мифологии, Э. м„ как правило, не имела мифов о браках богов и их родстве. Объединение богов в триады и двоицы, где оно зафиксировано в источниках, обосновывалось их местом в религиозной иерархии. К древнейшим религиозным представлениям эгейско-анатолийского мира восходит этрусская концепция богов, передающих свою волю с помощью молний. К их числу относился Тин, Зевсом и римским Юпитером. Как бог неба, бог-громовержец Тин повелевал тремя пучками молний. Первым из них он мог предостерегать людей, вторым - пользовался, лишь посоветовавшись с двенадцатью другими богами, третьим - самым страшным - карал, лишь получив согласие избранных богов. Таким образом, Тин, в отличие от Зевса, первоначально мыслился не царём богов, а лишь главой их совета, представляемого по образцу совета глав этрусских государств. Богиня Туран, имя которой означало «подательница», считалась владычицей всего живого и отождествлялась с Афродитой. Греческой Гере и римской Юноне соответствовала богиня Уни, почитавшаяся во многих городах как покровительница царской власти. Вместе с Тином и Уни в основанном этрусками в кон. 6 в. до н. э. Капитолийском храме в Риме почиталась Менрва (римская Минерва), покровительница ремёсел и ремесленников. Эти три божества составили этрусскую триаду, которой соответствовала римская триада: Юпитер, Юнона, Минерва. Бог Аплу, отождествлявшийся с греческим Аполлоном, первоначально воспринимался этрусками как бог, охраняющий людей, их стада и посевы. Бог Турмс, соответствующий греческому Гермесу, считался божеством преисподней, проводником душ умерших. Греческому богу Гефесту - хозяину подземного огня и кузнецу, соответствует этрусский Сефланс. Он участник сцены, изображающей наказание Уни по приказу Тина. В городе Популонии Сефланс почитался под именем Велханс (отсюда римский Вулкан). Судя по множеству изображений на зеркалах, геммах, монетах, видное место занимал бог Нефунс. У него характерные атрибуты морского божества - трезубец, якорь. Среди этрусских божеств растительности и плодородия наиболее популярен был Фуфлунс, соответствующий Дионису-Вакху в греческой мифологии и Сильвану в римской. Культ Фуфлунса носил оргиастический характер и был в Италии более древним, чем почитание Диониса-Вакха. Сакральное объединение государств с центром в Вольсиниях обусловило выделение главного божества этого города Вольтумна (римляне именовали его Вертумном). Иногда его изображали злокозненным чудовищем, иногда в качестве божества растительности неопределённого пола, иногда в виде воина. Эти облики, возможно, отражали стадии трансформации локального хтонического божества в «главного бога Этрурии», как его называет Варрон (Antiquitatum rerum... V 46). К числу богов «небесной долины» этруски относили Сатре, полагая, что он, как и Тин, может поражать молниями. С богом Сатре было связано космогоническое учение и представление о золотом веке - грядущей эпохе изобилия, всеобщего равенства (что соответствует представлению о римском Сатурне). Богом италийского происхождения был Марис (римский Марс). В одной из своих функций он был покровителем растительности, в другой - войны. Из италийской мифологии этрусками был воспринят Май-ус - хтоническое божество растительности. Этруски почитали бога Селванса, впоследствии воспринятого римлянами под именем Сильван. Владыками подземного царства были Аита и Ферсифай (соответствующие греческим богам Аиду и Персефоне). Вполне вероятно, что некоторые имена этрусских женских божеств были первоначально эпитетами великой богини-матери, указывающими на определённые её функции - мудрость, искусство и др.
Наряду с культом богов у этрусков существовал культ злых и добрых демонов. Их изображения сохранились на зеркалах и фресках погребальных склепов. Звериные черты в иконографии демонов позволяют предполагать в них первоначально священных животных, оттеснённых на задний план по мере выделения антропоморфных богов. Демоны нередко изображались в качестве спутников и слуг богов. Демон смерти Хару (Харун) больше, чем родственный ему греческий перевозчик душ умерших Харон, сохранил черты самостоятельного божества. На более ранних памятниках Хару - зловещий и молчаливый свидетель смертных мук, затем вестник смерти и, наконец, под влиянием греческой мифологии - проводник душ в подземном царстве, узурпировавший эту роль у Турмса (греческого Гермеса). Много общего имел с Хару Тухулка, в облике которого соединены человеческие и звериные черты. Хару и Тухулка часто изображаются вместе как свидетели или исполнители воли богов преисподней. Из культа божественного множества демонов-лазов (римские лары) выделилось демоническое существо Лаза. Это юная обнажённая женщина с крыльями за спиной. На зеркалах и урнах она изображалась участницей сцен любовного содержания. Её атрибутами были зеркало, таблички с грифелем, цветы. Значение встречающихся в надписях эпитетов Лазы: Еван, Альпан, Млакус - остаётся невыясненным. По аналогии с римскими ларами можно предполагать, что лазы были добрыми божествами, покровителями дома и домашнего очага. Демоническим множеством были маны (римские маны) - добрые и злые демоны. К демонам загробного мира относилась Ванф.
Этрусское изобразительное искусство сохранило многие мифы, известные из греческой мифологии. Этрусские художники отдавали предпочтение сюжетам, связанным с жертвоприношениями, кровавыми схватками. Фрески этрусских гробниц зачастую представляют собой изображения замкнутых циклов сцен смерти, путешествия в загробное царство и суда над душами умерших.
Лит.: Ельницкий Л. А., Элементы религии и духовной культуры этрусков, в кн.: Немировский А. И., Идеология и культура раннего Рима, Воронеж, 1964; Иванов В. В., Заметки о типологии и сравнительно-историческом исследовании римской и индоевропейской мифологии, в кн.:
Труды по знаковым системам, т. 4, Тарту, 1969;
Немировский А. И., Этрусская религия, в кн.: Немировский А. И., Харсекин А. И., Этруски, Воронеж, 1969; Тимофеева Н. К., Религиозно-мифологическое мировоззрение этрусков, Воронеж, 1975 (дисс.); Шенгелия И. Г., Этрусская версия теогамии Минервы и Геракла, в кн.: Проблемы античной культуры, Тб., 1975; Вayet J., Hercle, P., 1926;
СIemen С., Die Religion der Etrusker, Bonn, 1936; Dumézil G., La religion des étrusques, в его кн.: La religion romalne archaïque, P., 1966;
Enking R., Etruskische Geistigkeit, В., 1947;
Grenier A„ Les religions étrusque et romaine, P., 1948; Натре R., Simon E.. Griechische Sagen in der Frühen etruskischen Kunst, Mainz, 1964; Herbig R.. Gutter und Dämonen der Etrusker, 2 Aufl., Mainz, 1965; Heurgon J., Influences grecques sur la religion étrusque, «Revue des etudes latines», 1958, annee 35;
Mtthlestein Н., Die Etrusker im Spiegel ihrer Kunst, В., 1969; Pettazzoni R., La divinita suprema della rellgione etrusca, Roma, 1929. (Studi e materiali di storia delle rellgioni, IV); Piganiol A., Oriental characteristics of the Etruscan religion, в сб.: CIBA foundation symposium on medical biology and Etruscan origins, L., 1959; Stoltenberg Н. L., Etruskische Gotternamen, Levenkusen, 1957; Thylin C., Die etruakische Discipline, t. 1-3, Göteborg, 1905-09.
А. И. Немировский.


(Источник: «Мифы народов мира».)





Смотреть что такое "ЭТРУССКАЯ МИФОЛОГИЯ" в других словарях:

    Этрусская мифология совокупность мифов народа, обитавшего в древней Италии в I тыс. до н. э. Мифология этрусков связана с мифами древних греков и римлян, но обладает множеством своеобразных черт. Этруски были расселены преимущественно… … Википедия

    Этрусская мифология - спорность и невыясненность энтогенеза этрусков препятствует определению обстоятельств и времени формирования мифологии народа. Сравнение ее с миф. др. древ. народов позволяет с достаточ. уверенностью утверждать, что истоки Э. м. уходят в … Древний мир. Энциклопедический словарь

    У этого термина существуют и другие значения, см. Вант (значения). Вант на фреске в этрусской гробнице (Тарквинии). Вант (Ванф) этрусская богиня, обитавшая в мире мертвых. Она была связующим звеном между людьми … Википедия

    Система мифологических представлений италиков индоевропейских племён Апеннинского полуострова, принадлежавших к оскско умбрской и латино фалисской языковым группам (сабины, оски, латины, умбры, фалиски и др.). Мифологические представления других… … Энциклопедия мифологии

    Нан возможно, персонаж этрусской мифологии. В своей поэме «Александра» Ликофрон называет Одиссея «карликом» (др. греч. νάνος), который в своих скитаниях обыскал каждый тайник на море и земле, а в Италии вместе с лидийскими царевичами… … Википедия

    Лазы группа этрусских божеств, как небесных, так и подземных. Они помогали людям, например женщинам при рождении ребенка. Лаза Вегойя была помощницей Тинии при восстановлении на земле нарушенной справедливости и пророчицей, считавшейся одним из… … Википедия

    У этого термина существуют и другие значения, см. Уни (значения). Уни богиня в этрусской мифологии, супруга Тинии. Когда Херкле был младенцем, случилось так, что его увидели богини Уни и Менрва. Их поразила красота младенца, и Уни решила… … Википедия

    Химера из Ареццо этрусская скульптура из бронзы. Музей археологии, Флоренция, Италия Химера (греч. Χίμαιρα, «коза») в греческой мифологии чудовище с головой и шеей льва, туловищем козы, хвостом дракона; порождение Тифона и Ехидны … Википедия

    Р. религия в своем первоначальном развитии сводилась к анимизму, т. е. вере в одушевление природы. Древние италийцы поклонялись душам умерших, причем главным мотивом поклонения был страх перед сверхъестественной их силой. Этот религиозный страх,… … Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона

    Расна (Расенна) конфедерация … Википедия

Спорность и невыясненность этногенеза этрусков препятствует определению обстоятельств и времени формирования мифологии народа. Сравнение её с мифологиями других древних народов позволяет с достаточной уверенностью утверждать, что истоки этрусской мифологии уходят в область эгейско-анатолийского мира, откуда, согласно господствовавшему в древности мнению (впервые у Геродота I 94), прибыли предки этрусков - тиррены и пеласги. Восточными чертами этрусской мифологии являются наличие в ней представлений о сакральном характере царской власти, религиозные атрибуты - двойной топор, трон и др., сложная космогоническая система, во многом близкая космогонии Египта и Вавилонии. В ходе соприкосновения этрусков с греческими колонистами в Италии и на прилегающих островах происходило отождествление древнейших этрусских богов с олимпийскими богами, заимствование этрусками греческих мифов и их переосмысление в духе собственной религиозной и политической идеологии.
Вселенная представлялась этрусскам в виде трёхступенчатого храма, в котором верхняя ступень соответствовала небу, средняя - земной поверхности, нижняя - подземному царству. Воображаемый параллелизм между этими тремя структурами позволял по расположению светил в верхней - видимой предсказывать судьбу человеческого рода, народа и каждого индивидуума. Нижняя - невидимая и недоступная живому человеку структура считалась обиталищем подземных богов и демонов, царством мёртвых. В представлениях этрусков средняя и нижняя структуры соединялись ходами в виде разломов в земной коре, по которым спускались души мёртвых. Подобия таких разломов в виде ямы (mundus) сооружались в каждом этрусском городе для принесения жертв подземным богам и душам предков. Наряду с представлением о делении мира по вертикали существовало представление о горизонтальном делении на четыре стороны света; при этом в западную часть помещали злых богов и демонов, в восточную - добрых.
Этрусский пантеон включает множество богов, в большинстве случаев известных лишь по именам и месту, занимаемому каждым из них на модели гадательной печени из Пьяченцы.

В отличие от греческой мифологии, этрусская мифология, как правило, не имела мифов о браках богов и их родстве. Объединение богов в триады и двоицы, где оно зафиксировано в источниках, обосновывалось их местом в религиозной иерархии. К древнейшим религиозным представлениям эгейско-анатолийского мира восходит этрусская концепция богов, передающих свою волю с помощью молний. К их числу относился Тин, отождествлявшийся с греческим Зевсом и римским Юпитером. Как бог неба, бог-громовержец Тин повелевал тремя пучками молний. Первым из них он мог предостерегать людей, вторым - пользовался, лишь посоветовавшись с двенадцатью другими богами, третьим - самым страшным - карал, лишь получив согласие избранных богов. Таким образом, Тин, в отличие от Зевса, первоначально мыслился не царём богов, а лишь главой их совета, представляемого по образцу совета глав этрусских государств. Богиня Туран, имя которой означало «подательница», считалась владычицей всего живого и отождествлялась с Афродитой. Греческой Гере и римской Юноне соответствовала богиня Уни, почитавшаяся во многих городах как покровительница царской власти. Вместе с Тином и Уни в основанном этрусками в кон. 6 в. до н.э.

Капитолийском храме в Риме почиталась Менрва (римская Минерва) , покровительница ремёсел и ремесленников. Эти три божества составили этрусскую триаду, которой соответствовала римская триада: Юпитер, Юнона, Минерва. Бог Аплу, отождествлявшийся с греческим Аполлоном, первоначально воспринимался этрусками как бог, охраняющий людей, их стада и посевы. Бог Турмс, соответствующий греческому Гермесу, считался божеством преисподней, проводником душ умерших. Греческому богу Гефесту - хозяину подземного огня и кузнецу, соответствует этрусский Сефланс. Он участник сцены, изображающей наказание Уни по приказу Тина. В городе Популонии Сефланс почитался под именем Велханс (отсюда римский Вулкан). Судя по множеству изображений на зеркалах, геммах, монетах, видное место занимал бог Нефунс. У него характерные атрибуты морского божества - трезубец, якорь. Среди этрусских божеств растительности и плодородия наиболее популярен был Фуфлунс, соответствующий Дионису-Вакху в греческой мифологии и Сильвану в римской. Культ Фуфлунса носил оргиастический характер и был в Италии более древним, чем почитание Диониса-Вакха. Сакральное объединение государств с центром в Вольсиниях обусловило выделение главного божества этого города Вольтумна (римляне именовали его Вертумном). Иногда его изображали злокозненным чудовищем, иногда в качестве божества растительности неопределённого пола, иногда в виде воина. Эти облики, возможно, отражали стадии трансформации локального хтонического божества в «главного бога Этрурии», как его называет Варрон (Antiquitatum rerum... V 46). К числу богов «небесной долины» этруски относили Сатре, полагая, что он, как и Тин, может поражать молниями. С богом Сатре было связано космогоническое учение и представление о золотом веке - грядущей эпохе изобилия, всеобщего равенства (что соответствует представлению о римском Сатурне). Богом италийского происхождения был Марис (римский Марс). В одной из своих функций он был покровителем растительности, в другой - войны. Из италийской мифологии этрусками был воспринят Майус - хтоническое божество растительности. Этруски почитали бога Селванса, впоследствии воспринятого римлянами под именем Сильван. Владыками подземного царства были Аита и Ферсифай (соответствующие греческим богам Аиду и Персефоне) . Вполне вероятно, что некоторые имена этрусских женских божеств были первоначально эпитетами великой богини-матери, указывающими на определённые её функции - мудрость, искусство и др.
Наряду с культом богов у этрусков существовал культ злых и добрых демонов. Их изображения сохранились на зеркалах и фресках погребальных склепов. Звериные черты в иконографии демонов позволяют предполагать в них первоначально священных животных, оттеснённых на задний план по мере выделения антропоморфных богов. Демоны нередко изображались в качестве спутников и слуг богов. Демон смерти Хару (Харун) больше, чем родственный ему греческий перевозчик душ умерших Харон, сохранил черты самостоятельного божества. На более ранних памятниках Хару - зловещий и молчаливый свидетель смертных мук, затем вестник смерти и, наконец, под влиянием греческой мифологии - проводник душ в подземном царстве, узурпировавший эту роль у Турмса (греческого Гермеса). Много общего имел с Хару Тухулка, в облике которого соединены человеческие и звериные черты. Хару и Тухулка часто изображаются вместе как свидетели или исполнители воли богов преисподней. Из культа божественного множества демонов-лазов (римские лары) выделилось демоническое существо Лаза. Это юная обнажённая женщина с крыльями за спиной. На зеркалах и урнах она изображалась участницей сцен любовного содержания. Её атрибутами были зеркало, таблички с грифелем, цветы. Значение встречающихся в надписях эпитетов Лазы: Еван, Альпан, Млакус - остаётся невыясненным. По аналогии с римскими ларами можно предполагать, что лазы были добрыми божествами, покровителями дома и домашнего очага. Демоническим множеством были маны (римские маны) - добрые и злые демоны. К демонам загробного мира относилась Ванф.
Этрусское изобразительное искусство сохранило многие мифы, известные из греческой мифологии. Этрусские художники отдавали предпочтение сюжетам, связанным с жертвоприношениями, кровавыми схватками. Фрески этрусских гробниц зачастую представляют собой изображения замкнутых циклов сцен смерти, путешествия в загробное царство и суда над душами умерших.
Литература: Ельницкий Л.А., Элементы религии и духовной культуры этрусков, в кн.: Немировский А.И., Идеология и культура раннего Рима, Воронеж, 1964; Иванов В.В., Заметки о типологии и сравнительно-историческом исследовании римской и индоевропейской мифологии, в кн.: Труды по знаковым системам, т. 4, Тарту, 1969; Немировский А.И., Этрусская религия, в кн.: Немировский А.И., Харсекин А.И., Этруски, Воронеж, 1969; Тимофеева Н.К., Религиозно-мифологическое мировоззрение этрусков, Воронеж, 1975 (дисс.); Шенгелия И.Г., Этрусская версия теогамии Минервы и Геракла, в кн.: Проблемы античной культуры, Тб., 1975; Bayet J., Herclé, P., 1926; Clemen C., Die Religion der Etrusker, Bonn, 1936; Dumézil G., La religion des étrusques, в его кн.: La réligion romalne archaique, P., 1966; Enking R., Etruskische Geistigkeit, B., 1947; Grenier A., Les religions étrusque et romaine, P., 1948; Hampe R., Simon E., Griechische Sagen in der frühen etruskischen Kunst, Mainz, 1964; Herbig R., Götter und Dämonen der Etrusker, 2 Aufl., Mainz, 1965; Heurgon J., Influences grecques sur la religion étrusque, “Revue des études latines”, 1958, annee 35; Mühlestein H., Die Etrusker im Spiegel ihrer Kunst, B., 1969; Pettazzoni R., La divinita suprema della religione etrusca, Roma, 1929. (Studi e materiali di storia delle religioni, IV); Piganiol A., Oriental characteristics of the Etruscan religion, в сб.: CIBA foundation symposium on medical biology and Etruscan origins, L., 1959; Stoltenberg H.L., Etruskische Götternamen, Levenkusen, 1957; Thylin C., Die etruskische Disciplin, t. 1-3, Göteborg, 1905-09.

А.И. Немировский
© Мифы народов мира. Энциклопедия. (В 2 томах). Гл. ред. С.А. Токарев.- М.: «Советская энциклопедия», 1982. Т. II, с. 672-674.

Границы их сходились в той местности, где возник Рим.

Этруски, бывшие до римлян могущественнейшим племенем Италии, жили в богатой оливами и виноградом стране долин и склонов Апеннин, по приморью этой области, и от устья Пада до северного берега Тибра. Они рано образовали федерацию, состоявшую из двенадцати независимых городов (этрусское Двенадцатиградье). Эти города этрусков были: на северо-западе Кортона, Арреций, Клузий и Перузия (у Тразименского озера); на юго-востоке Волатерры, Ветулоний (имевший своею гаванью Теламон), Рузеллы и Вольсинии; на юге Тарквинии, Цере (Агилла), Вейи, Фалерии (у горы Соракте, одиноко подымающейся на равнине). Сначала во всех этих государствах были цари, но рано (еще до IV века) царский сан был отменен, вся духовная и светская власть стала принадлежать аристократии. Союзного правительства в этрусской федерации не было. Во время войны некоторые города, вероятно, заключали между собой союзы по добровольному согласию.

Этрурия и завоевания этрусков в VIII-VI вв. до Р. Х.

Легенда о Демарате свидетельствует, что этрусская федерация с раннего времени находилась в сношениях с торговым и промышленным городом Коринфом. Она говорит, что коринфянин Демарат поселился в Тарквиниях, что с ним приехали живописец Клефант и скульпторы Эвхейр («искуснорукий») и Эвграмм («искусный рисовальщик»), что он привез в Тарквинии алфавит. Письменные памятники и рисунки, дошедшие до нас от этрусков, также показывают греческое влияние на этот замечательный народ. Язык их не представляет никаких следов родства ни с греческим, ни с италийским; мы еще не научились понимать написанное на нем, но достоверно видим, что он не принадлежал к индогерманскому семейству. Алфавит этруски заимствовали у греков без сомнения в очень древние времена и при том не через посредство латинов, а непосредственно от греческих колонистов Южной Италии, как это видно по разницам форм и значения букв этрусского алфавита от латинских. Найденные у Тарквиний и Цере глиняные урны и другие сосуды с черными рисунками также показывают связь живописи и пластики этрусков с греческою: эти вазы поразительно похожи на греческие периода древнего стиля.

Торговля и промышленность этрусков

Развитию городов содействовало то, что этруски занялись торговлей и промышленностью. С очень давнего времени финикийские, карфагенские и греческие торговые корабли плавали к этрусскому берегу, имевшему хорошие гавани; Агилла, стоявшая близ устья Тибра, была удобною пристанью для обмена товаров.

Судя по форме этрусских ваз и по исключительной любви этрусских, художников к изображению сцен из греческих мифов и сказаний о героях, должно полагать, что школа искусства, процветавшая в южной Этрурии, была отраслью пелопоннесской школы. Но этруски не заимствовали у греков позднейшего более совершенного стиля, остались навсегда при старинном греческом. Причиною этого могло быть то, что влияние греков на этрусский берег после уменьшилось. Оно ослабело, быть может, потому, что этруски кроме честной морской торговли занимались и разбоем; их пиратство сделало тирренское имя ужасом греков. Другою причиною ослабления греческого влияния на этрусков было то, что у них развилась собственная торговая и промышленная деятельность. Владея приморьем от Тарквиний и Цере до Капуи, до заливов и мысов у Везувия, очень удобных для мореходства, этруски скоро сами стали вывозить в чужие земли дорогие продукты своей страны: железо, добываемое на Ильве (Эталии, т. е. Эльбе), кампанийскую и волатеррскую медь, популонийское серебро и доходивший до них с Балтийского моря янтарь. Привозя товары сами на заграничные рынки, они имели больше прибыли, чем при торговле чрез посредников. Они стали стремиться вытеснить греков из северо-западной части Средиземного моря. Так например, они в союзе с карфагенянами прогнали фокеян с Корсики и принудили жителей этого бедного острова платить им дань его продуктами: смолою, воском, медом. Кроме горшечного дела этруски славились литейным искусством и вообще металлическими работами.

Цивилизация этрусков

Погребальная урна этрусков. VI в. до Р. Х

Очень вероятно, что римляне заимствовали у этрусков свои инструменты военной музыки и уборы, как у них заимствовали свои гаруспиции, религиозные обряды, народные праздники, строительное искусство, правила межевания. Древние писатели говорят, что из Этрурии римляне взяли свои религиозно‑драматические игры, игры цирка, простонародные театры, на которых актеры, танцовщики и шуты разыгрывали грубые фарсы; что так же у этрусков они заимствовали гладиаторские бои, пышные процессии возвращавшихся с войны победителей (триумфы) и многие другие обычаи. Эти известия древних подтверждаются и новейшими исследованиями. О развитии строительного искусства этрусской цивилизации свидетельствуют остатки громадных сооружений, каковы, например, колоссальные стены Волатерр и других городов, гробница Порсены в Клузии, развалины громадных храмов, остатки огромных насыпей, дорог, гробниц и других подземных сооружений со сводами, каналов (например, так называемых Филистинских рвов). Самое имя «тиррены», в старинной форме «тирсены», древние писатели производят от того, что этруски строили на берегу моря высокие башни («тирсы») для отражения неприятельских высадок. Подобно циклопическим стенам в Пелопоннесе, сооружения цивилизации этрусков построены из больших глыб камня, иногда отесанных, иногда неотесанных и лежащих друг на друге без цемента.

Развитию технических искусств у этрусков благоприятствовало то, что в их земле было много хороших материалов: мягкий известняк и туф легко было обрезать для постройки прочных стен; жирная пластическая глина хорошо принимала все формы. Изобилие меди, железа, золота, серебра вело к литейному делу, к чеканке монеты, к выделке всяких металлических орудий и уборов. Главная разница между греческим и этрусским искусством состояла в том, что у греков искусство стремилось к идеальным целям и развивалось по законам красоты, а у этрусков оно служило только надобностям практической жизни и роскоши; оставаясь неподвижным по своим идеалам, искусство этрусков старалось заменить совершенствование их драгоценностью материала и вычурностью стиля. Оно навсегда сохранило характер ремесленной работы.

Социальный строй этрусков

Этрусский народ образовался из смешения разных племен: пришельцы покорили прежнее население и поставили его в положение подвластного им сословия; это мы достоверно видим по многим фактам, сохранившимся и в исторические времена. О разноплеменности населения свидетельствует в особенности то, что у этрусков было сословие подвластных людей, какого не было у остальных италийских народов; подвластные люди были, без сомнения, потомки прежнего населения страны, покоренного пришельцами. Этрусскими городами правила аристократия, бывшая и военным и жреческим сословием: она совершала религиозные обряды, начальствовала войском, производила суд; владелец поместья был на суде представителем подвластного ему простолюдина в его тяжбе; простолюдины были подчинены владельцам, землю которых обрабатывали, платили своим господам подати или работали на них. «Без этого порабощения массы народа едва ли можно было бы этрускам возвести свои громадные сооружения», – говорит Нибур. О том, каких именно племен были сословия владельцев и подвластных людей, ученые думают неодинаково. Но по всей вероятности туземцы принадлежали к умбрийскому племени, которое в глубокой древности занимало очень широкое пространство, или находилось в близком родстве с ними. Кажется, особенно многочисленны оставались потомки этого прежнего населения в южных частях этрусской земли между Циминским лесом и Тибром. Господствующее, так называемое этрусское племя, без сомнения, пришло с севера из долины По. У древних писателей было очень распространено мнение, что этруски переселились в Италию из Малой Азии, оно доказывается и современными исследованиями.

Аристократы, называвшиеся лукумонами, правили городами этрусков. Общее собрание их, вероятно, решало союзные дела и, в случаях надобности выбирало союзного правителя, который имел отличиями своего сана стул из слоновой кости, называвшийся курульным, и тогу с пурпурной оторочкой и которого сопровождали двенадцать полицейских служителей (ликторов), имевших пуки палок с вложенной в них секирой (фаски, fasces). Но этот избираемый глава и верховный жрец союза имел довольно мало власти над городами и аристократами. Этруски любили давать внешний блеск своим правителям, но не давали им самостоятельной власти. Двенадцать городов, составлявшие союз, были равноправны, и независимость их мало стеснялась союзным правителем. Даже для обороны страны они, вероятно, редко соединялись. Рано вошел в обыкновение у этрусков чуждый италийцам обычай посылать на войну наемные войска.

У этрусков не было свободного среднего сословия; олигархический социальный строй имел неизбежною своею принадлежностью смуты; потому в этрусских государствах рано начался упадок энергии, имевший результатом политическое бессилие. В них некогда процветали земледелие и промышленность, у них было много и военных и торговых кораблей, они боролись с греками и карфагенянами за владычество в западной части средиземного моря; но порабощение массы расслабляло этрусские государства; горожане и поселяне не имели нравственной энергии.

Этрусская аристократия, бывшая с тем вместе жреческим сословием, оставляла своею монополиею те астрономические, физические и другие сведения, на которых основывалось богослужение. Лукумоны совершали общественные жертвоприношения и гадания по жертвенным животным (гаруспиции), устанавливали годичный календарь, т. е. времена праздников, управляли военными и мирными общественными делами. Они одни умели объяснять знамения и узнавать по ним волю богов; они одни знали законы и обычаи, которые должно было соблюдать при основании городов, построении храмов, при межевании земли, при устройстве военного стана. Они распространили культуру этрусков по равнине Пада, внесли ее в горы, научили дикие горные племена простейшим ремеслам, дали им алфавит. К ним в первые времена Рима приезжали, как говорит Ливий, знатные римские юноши учиться священным знаниям. Истолкованием воли богов могли заниматься у этрусков и женщины. У римлян было предание о прорицательнице Танаквиле, жене Тарквиния Старшего; в храме Санка римляне сохраняли её прялку.

Культура этрусков стояла на довольно высокой степени развития; развалины их сооружений свидетельствуют о громадности и смелости их архитектурных и инженерных работ; их разрисованные вазы, медные статуи, красивая посуда, изящные уборы, их монеты и резные камни удивляют нас прекрасной техникой; но этрусское искусство и вообще вся этрусская образованность не имели народного характера, были лишены творческой силы, потому не имели прочности, были чужды прогрессивного развития. Культура этрусков скоро пришла в застой, подверглась оцепенелости ремесленной рутины. Знание не оказывало у этрусков благотворного, смягчающего влияния на общественную жизнь. Оно оставалось привилегиею господствующего сословия, обособленного от народа правом первородства в замкнутую касту, было неразрывно связано с религией и окружено ужасами мрачного суеверия.

Этруски любили до излишества наслаждаться обильными дарами природы своей страны и рано предались роскоши. Два раза в день они ели долго и много; это обжорство казалось странно и дурно грекам, умеренным в еде. Этруски любили изнеженную музыку, искусные танцы, веселое пение фесценнинских народных праздников, ужасные зрелища гладиаторского боя. Их дома были полны узорных ковров, серебряной посуды, ярких картин, всяческих дорогих вещей. Прислугу этрусков составляли целые толпы богато одетых рабов и рабынь. Их искусство не имело греческого идеализма и было чуждо развития, в их образе жизни не было воздержности и простоты. У этрусков не было того строгого семейного быта, как у остальных италийских племен, не было полного подчинения жены и детей воле домохозяина, не было строгого чувства законности и справедливости.

Живопись этрусков. Около 480 до Р. Х.

Колонии этрусков

Этруски основывали колонии, знаменитейшими из которых были: на севере Фезулы, Флоренция, Пистория, Лука, Луна, Пиза; на юге Капуя и Нола. Встречаются этрусские названия и на южном берегу Тибра. Предание говорит, что на Целийском холме было этрусское селение, основанное пришельцем из Вольсиний, Целесом Вибенною, а по его смерти, имевшее своим правителем его верного сподвижника, Мастарну; в Риме, на прилегающей к Палатинскому холму низменности, была часть города, называвшаяся этрусскою; это название показывает, что и тут была некогда колония этрусков. Некоторые ученые полагали даже, что предание о царях Тарквиниях означает период владычества этрусков над Римом и что Мастарна тот царь, которого римские летописи называют Сервием Туллием. Этрусские колонии сохраняли законы, обычаи, федеративное устройство своей родины.

Боги этрусков

Чуждые староиталийским племенам по происхождению, языку, образу жизни, характеру, культуре, этруски имели и религию существенно различную от их верований и обрядов. Греческое влияние, проявляющееся во всей цивилизации этрусков и объясняемое торговыми сношениями их с Грецией и с италийскими колониями греков, обнаруживается и в этрусской религии; очевидно, что этруски с очень давнего времени поддались привлекательности греческой культуры и мифологии, распространение которых у разных народов объединяло разные религии, вносило космополитический характер в эстетические представления и в поэзию их.

Живопись этрусков. Сцена пира. V в. до Р. Х.

У этрусков оставались свои собственные божества, пользовавшиеся большим уважением в тех городах, в которых были предметами местного культа. Таковы были в Вольсиниях богиня покровительница этрусской федерации Вольтумна и Норция (Нортия), богиня времени и судьбы, в храме которой ежегодно был вбиваем в перекладину гвоздь для счета лет; в Цере и в приморском городе Пиргах таковы были бог лесов Сильван и доброжелательная «мать Матута», богиня, рождающегося дня и всякого рождения, с тем вместе покровительница кораблей, приводящая их благополучно в гавань. Но кроме этих туземных божеств, мы находим у этрусков множество греческих богов и героев; особенно чтили они Аполлона , Геракла и героев троянской воины . Этруски так уважали Дельфийский храм , что в священной ограде его была построена особенная сокровищница для их приношений.

Этрусский царь богов, громовержец Тина, которого римляне называли Юпитером, соответствовал Зевсу; этрусская богиня Купра (Юнона), богиня цитадели города Вейев, покровительница городов и женщин, соответствовала Гере, и служение ей сопровождалось такими же великолепными играми и процессиями. Менерфа (Минерва) была, подобно Афине Палладе, божественною силою разума, покровительницею ремесел, женского искусства прясть шерсть и ткать, изобретательницею флейты, игрою на которой сопровождалось богослужение, и военной трубы; богиня небесных высот, бросающая с них молнию, она была и богинею военного искусства. Аполлон (Аплу) был и у этрусков богом света, исцелителем болезней, очистителем от грехов. Вертумн, бог плодов, изменявший свой вид соответственно временам года, правильную смену которых производил вращением неба, был у этрусков, подобно греческому Дионису, олицетворением хода годичных перемен в растительности и в полевых трудах; смена цветов плодами и разнообразие растительности выражаются тем, что Вертумн принимает разные виды и разные эмблемы. Главный праздник его, называвшийся у римлян вертумналиями, происходил в октябре, по окончании сбора винограда и фруктов, и сопровождался народными играми, забавами и ярмаркою. Этруски заимствовали у греков, а от этрусков заимствовали другие италийские народы систему шести богов и шести богинь, которая была общепринятою и в колониях греков, как в самой Греции. Эти двенадцать божеств образовали совет, и потому у римлян, заимствовавших такое представление о них от этрусков, назывались consentes «созаседающие»; они правили ходом дел во вселенной, и каждое из них заведовало человеческими делами в один из двенадцати месяцев года. Но они были низшие божества; выше их у этрусков были другие божества, таинственные силы судьбы, «покровенные боги», не известные ни по именам, ни по числу, жившие в сокровеннейшей области неба и группировавшиеся около Юпитера, царя богов и правителя вселенной, вопрошавшего их; деятельность их проявлялась человеческому духу только при великих катастрофах.

Духи в религии этрусков

Кроме этих «покровенных» и низших божеств, которые были самостоятельными личными существами, выделившимися из бесконечной божественной силы, этруски, другие италийские народы и впоследствии римляне, подобно грекам, имели неисчислимое множество духов, деятельность которых, неопределенная по своему размеру, поддерживала жизнь природы и людей. Это были духи покровители родов, общин, местностей; для семейства, города, округа, находившихся под покровительством известных духов, служение им имело величайшую важность. У этрусков, характер которых был мрачный, склонный к мучительным мыслям, деятельность этих духов, и в особенности страшная сторона её, имела очень широкий размер.

Культ смерти и представления о подземном царстве у этрусков

Этрусская религия, равно далекая от ясного рационализма римской и от светлого, гуманного пластицизма греческой, была, подобно характеру народа, мрачна и фантастична; в ней важную роль играли символические числа; в её догматах и обрядах было много жестокости. Этруски нередко приносили рабов и военнопленных в жертву разгневанным богам; этрусское царство мертвых, где скитались души умерших (manes, как называли их римляне) и владычествовали немые божества, Мантус и Мания, было миром ужаса и страдания; в нем мучили умерших свирепые существа, имевшие вид женщин, называемый у римлян фуриями; туда, на страдания от битья палками и укушения змей, отводил души Харун, крылатый старик с большим молотком.

Химера из Ареццо. Образец искусства этрусков. V в. до Р. Х.

Гадания у этрусков

Этруски были очень расположены к таинственным учениям и обрядам; у них сильно развились и от них перешли к римлянам государственные гадания (divinatio, как называлось это искусство у римлян): гадания по полету птиц (авгурии), по блеску молнии (фульгурии), по внутренностям жертвенных животных (гаруспиции); искусство гадания, основанное на суеверии и обмане, было разработано этрусками и приобрело такое уважение у римлян и вообще у италийцев, что они не предпринимали никакого важного государственного дела, не вопросив богов посредством авгурий или гаруспиций; при неблагоприятных знамениях были совершаемы обряды примирения с богами; необыкновенные явления природы (prodigia), счастливые или несчастливые предзнаменования (omina) имели влияние на всякие решения. Эта особенность италийцев происходила от глубокой веры их в судьбу. Заимствованное от этрусков верование в оракулы, в предзнаменования, которыми боги дают, советы и предостережения, было в италийской народной религии и потом в официальной религии Рима так сильно, как ни в какой другой, и служение божествам судьбы, Фортуне и Року (Fatum) не было нигде так распространено, как в Италии.

Римляне переняли от этрусков множество видов гаданий. Авгуриями назывались гадания о будущем, о воле богов по полету или крику некоторых птиц и в особенности орлов. Авгур («птицегадатель») становился на открытом месте (templum), с которого было видно все небо, делил кривым жезлом, (lituus) небо на части; полет птиц с одних частей предвещал счастье, с других – несчастие. Другой способ узнавать по действиям птиц, удачно ли будет задуманное дело, состоял в том, что давали корм священным курам и смотрели, едят ли они; правила этого гадания должны были в Риме знать не только жрецы, но и все патриции, желавшие занимать правительственные должности. Фульгураторы наблюдали появление молнии (fulgur), посредством которой боги тоже возвещали свою волю; если молния была неблагоприятная, то совершались обряды, смягчавшие гнев богов; – этруски считали молнию самым достоверным из всех небесных знамений. Место, на которое упала молния, было освящаемо; на нем приносили в жертву ягненка, делали на нем покрышку в форме покрытого сруба колодезя и обводили его стеной. Чаще всего этруски совершали гадания посредством гаруспиций; они состояли в том, что производивший их гадатель, гаруспик, рассматривал сердце, печень, другие внутренние части, жертвенных животных; правила этих гаданий были очень подробно разработаны этрусками. Искусству гаданий – ауспиций, как называли их римляне, научил этрусков Тагес, карлик с лицом ребенка и седыми волосами, вышедший из‑под земли близ Тарквиний на вспаханном поле; преподав лукумонам (жрецам этрусков) науку гадания, он тотчас же умер. Тагесовы книги, содержания в себе учение о молнии, о гаданиях, о правилах, которые должно соблюдать при основании городов, о землемерии, были источником всех этрусских и римских руководств к искусству гадания. У этрусков была школы, в которых учили искусству ауспиций лукумоны, хорошо знавшие эту науку.

Литература об этрусках

Залесский Н. Н. Этруски в Северной Италии. Л., 1959

Ричардсон Э. Этруски: их искусство и цивилизация. Чикаго, 1964 (на англ. языке)

Майяни З. Этруски начинают говорить. М., 1966

Хэмптон К. Этруски и древности Этрурии, Лондон, 1969 (на англ. языке)

Буриан Ян, Моухова Богумила. Загадочные этруски. М., 1970

Паллотино М. Этруски. Лондон, 1975 (на англ. языке)

Кондратов А. А. Этруски - загадка номер один. М., 1977

Немировский А. И. Этруски. От мифа к истории. М., 1983

Соколов Г. И. Искусство этрусков. М., 1990

Брендель О. Искусство этрусков. Нью Хейвен, 1995 (на англ. языке)

Вогэн А. Этруски. М., 1998

Хейнс С. Этрусская цивилизация. Лос-Анджелес, 2000 (на англ. языке)

Наговицын А. Е. Этруски: Мифология и религия. М., 2000

Блок Реймон. Этруски. Предсказатели будущего. М., 2004

Макнамара Эллен. Этруски: Быт, религия, культура. М., 2006

Робер Жан-Ноэль. Этруски. М., 2007

Бор, Томажич. Венеты и этруски: у истоков европейской цивилизации: Сборник статей. М. – СПб., 2008

Эргон Ж. Повседневная жизнь этрусков. М., 2009



error: