Исходные данные для технического проекта. Исходные данные для разработки проектно-сметной документации

I. Получение исходных данных для проектирования

1. Какими нормативными документами следует руководствоваться проектировщику при переговорах с заказчиком по вопросу получения полного перечня необходимых исходных данных, в том числе в части документов на земельный участок (сведений об использовании земельных участков, сведений о категории земель, сведений о размере средств, требующихся для возмещения убытков правообладателям земельных участков)?

Необходимость представления заказчиком вместе с заданием на проектирование исходных данных обусловлена положениями статьи 759 Гражданского кодекса Российской Федерации. Основной перечень исходных данных, относящихся ко всем объектам строительства, определен пунктом 10 Положения, утв. Постановлением Правительства Российской Федерации от 16.02.2008 № 87. Уточненный перечень исходных данных определяется применительно к каждому конкретному объекту капитального строительства в зависимости от функционального назначения объекта, места размещения земельного участка, геологических, природно-климатических и других аналогичных условий в соответствии с действующим законодательством.

Сбор исходных данных может быть поручен проектировщику. Стоимость работ по сбору исходных данных является предметом договора между заказчиком и проектировщиком.

Согласно статье 26 Земельного кодекса Российской Федерации от 25.10.2001 № 136-ФЗ «права на земельный участок, предусмотренные главами III и IV настоящего Кодекса, удостоверяются документами в соответствии с Федеральным законом от 21.07.97 № 122-ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» .

Кроме того:

- виды разрешенного использования земельных участков устанавливаются в соответствии с положениями статьи 37 Градостроительного кодекса Российской Федерации от 29.12.2004 № 190-ФЗ;

- состав и порядок документов для перевода земель или земельных участков в составе таких земель из одной категории в другую должен соответствовать положениям статьи 2 Федерального закона от 21.12.2004 №172-ФЗ «О переводе земель или земельных участков из одной категории в другую»;

- перечень документов, прилагаемых к заявлению о приобретении прав на земельный участок, который находится в государственной или муниципальной собственности и на котором расположены здания, строения, сооружения, подготавливается в соответствии с приказом Минэкономразвития России от 30.10.2007 № 370;

- правила возмещения собственникам земельных участков, землепользователям, землевладельцам и арендаторам земельных участков убытков, причиненных изъятием или временным занятием земельных участков, ограничением прав собственников земельных участков, землепользователей, землевладельцев и арендаторов земельных участков либо ухудшением качества земель в результате деятельности других лиц установлены постановлением Правительства Российской Федерации от 07.05.2003 № 262.

2. Заказчик выдал Исполнителю (проектировщику) исходные данные на проектирование только технологической части проектной документации и выдал Исполнителю аванс в размере 25% от общей стоимости проектных работ; остальные исходные данные Заказчиком было обещано выдать в ходе разработки проектной документации. Нужно ли в этом случае приступать к разработке технологической части проекта или не начинать проектирование до поступления в распоряжение Исполнителя всех необходимых исходных данных? Правомерно ли требование Заказчика, представившего исходные данные только к технологической части проектной документации, о выполнении в указанные Контрактом (договором) сроки проектной документации в полном объеме при отсутствии у проектировщика акта выбора земельного участка под строительство проектируемого объекта капитального строительства?

1. Законодательно понятие «Исходные данные для выполнения проектных и изыскательских работ» зафиксировано в статье 759 Гражданского кодекса Российской Федерации. Указанной статьей установлено:

«1. По договору подряда на выполнение проектных и изыскательских работ заказчик обязан передать подрядчику задание на проектирование, а также иные исходные данные, необходимые для составления технической документации. Задание на выполнение проектных работ может быть по поручению заказчика подготовлено подрядчиком. В этом случае задание становится обязательным для сторон с момента его утверждения заказчиком.

2. Подрядчик обязан соблюдать требования, содержащиеся в задании и других исходных данных для выполнения проектных и изыскательских работ, и вправе отступить от них только с согласия заказчика» .

2. В комментариях к указанной выше статье Гражданского кодекса Российской Федерации указано: «Задание на проектирование характеризуется как разновидность исходных данных. Это не вполне точно. В нормативных документах различаются рекомендуемый состав и содержание задания на проектирование, основные данные и требования к нему и исходные материалы, передаваемые подрядчику вместе с заданием на проектирование.

По общему правилу задание и исходные материалы готовит заказчик. В то же время эту документацию по поручению заказчика может подготовить подрядчик». Указанную точку зрения разделяют и специалисты ОАО «ЦЕНТРИНВЕСТпроект». Обоснованность указанного мнения можно найти в части 5 статьи 48 Градостроительного кодекса Российской Федерации, где установлено:

«Договором о подготовке проектной документации может быть предусмотрено задание на выполнение инженерных изысканий, обеспечение технических условий» .

Однако технические условия являются одним из документов, содержащих исходные данные и требования для архитектурно-строительного проектирования. Таким образом, сбор исходных данных и исходно-разрешительной документации может быть на договорной основе поручен заказчиком подрядчику по проектированию (проектировщику). Вместе с тем учитывая, что эта работа является функцией заказчика, она не учтена Сборниками цен на проектные работы и должна оплачиваться отдельно.

3. Наряду с понятием «исходные данные» (ИД) действует также понятие «исходно-разрешительная документация» (ИРД).

Определение понятия ИРД можно найти в подпункте «в» пункта 3 Правил особого регулирования градостроительной деятельности на территориях объектов федерального значения в г. Санкт-Петербурге, утв. Постановлением Правительства Российской Федерации от 29.05.2002 № 361:

«в) «исходно-разрешительная документация» - совокупность документов, содержащих сведения градостроительного, землеустроительного, инвестиционно-экономического характера и иную информацию, необходимую для принятия органами государственной власти и органами местного самоуправления обоснованных решений о возможности строительства заявленного объекта. К исходно-разрешительной документации для проектирования относятся акт выбора земельного участка, план границ земельного участка, архитектурно-планировочное задание, иные виды и формы документов, устанавливаемых законодательством г. Санкт-Петербурга, строительными нормами и правилами» .

4. Исследования показали, что состав и содержание исходных данных и исходно-разрешительной документации существенно зависят от функционального назначения объекта капитального строительства, его мощностных параметров, места размещения объекта, геологических, экологических, санитарно-эпидемиологических условий в регионе, стадии проектирования, на которой осуществляется их сбор и других аналогичных факторов.

Практика показывает, что в процессе предпроектной и проектной подготовки строительства заказчик должен предоставить от 80 до 200 исходных данных и исходно-разрешительных документов, требуемых для осуществления архитектурно-строительного проектирования.

Таким образом, сбор исходных данных и исходно-разрешительных документов это процесс, который осуществляется на протяжении всего периода проектирования и строительства. На указанное обстоятельство указывают в частности положения статьи 12 Федерального закона от 17.11.95 № 169-ФЗ «Об архитектурной деятельности в Российской Федерации»:

«Архитектор и юридическое лицо на основании договора с заказчиком (застройщиком) имеют право:

Запрашивать и получать от соответствующих органов архитектурно-планировочное задание, иные сведения и исходные документы, необходимые для предпроектных исследований, проектирования и строительства архитектурного объекта» .

5. Обращается внимание, что получение некоторых документов возможно только в процессе проектирования, после подготовки исходных данных, требуемых для запроса.

Так, для получения «технических условий подключения» объекта капитального строительства к сетям инженерно-технического обеспечения правообладатель земельного участка в соответствии с пунктом 8 Правил определения и предоставления технических условий подключения объекта капитального строительства к сетям инженерно-технического обеспечения, утв. Постановлением Правительства Российской Федерации от 13.02.2006 № 83 должен в запросе указать:

«необходимые виды ресурсов, получаемых от сетей инженерно-технического обеспечения»;

«планируемую величину необходимой подключаемой нагрузки (при наличии соответствующей информации)» .

При этом для получения «технических условий для присоединения» в соответствии с пунктами 6, 8 и 15 Правил подключения объекта капитального строительства к сетям инженерно-технического обеспечения, утв. Постановлением Правительства Российской Федерации от 13.02.2006 №83 заказчик вместе с заявлением о подключении должен приложить комплект документов, в том числе подготовленный в процессе проектирования 1 экземпляр раздела «сведения об инженерном оборудовании, о сетях инженерно-технического обеспечения, перечень инженерно-технических мероприятий, содержание технологических решений», а также предоставить:

«баланс водопотребления и водоотведения подключаемого объекта с указанием видов водопользования, в том числе при пожаротушении;

сведения о составе сточных вод, намеченных к сбросу в систему канализации; сведения о субабонентах» .

6. Выводы:

6.1. Получив аванс и часть исходных данных, требуемых для архитектурно-строительного проектирования, подрядчик был обязан приступить к работе с тем чтобы не сорвать сроки выполнения контракта.

6.2. Сбор исходных данных и исходно-разрешительной документации представляет собой процесс, в котором частично заказчик может действовать самостоятельно, без участия «проектировщика», а частично запрос заказчика должен включать сведения, содержащиеся в проектной документации, подготовленной «проектировщиком».

6.3. Представляется, что в сложившихся условиях заказчик не выполнил своих договорных обязательств в части предоставления исходных данных и условий для подготовки проектной документации на объект капитального строительства (см. подпункт «б» пункта 10 Положения о составе разделов проектной документации и требованиях к их содержанию, утв. Постановлением Правительства Российской Федерации от 16.02.2008 № 87), в том числе не предоставил:

«отчетную документации по результатам инженерных изысканий;

утвержденный и зарегистрированный в установленном порядке градостроительный план земельного участка, предоставленного для размещения объекта капитального строительства;

технические условия, предусмотренные частью 7 статьи 48 Градостроительного кодекса Российской Федерации и иными нормативными правовыми актами, если функционирование проектируемого объекта капитального строительства невозможно без его подключения к сетям инженерно-технического обеспечения общего пользования (далее - технические условия);

иные исходно-разрешительные документы, установленные законодательными и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, в том числе техническими и градостроительными регламентами».

3. Существует ли установленный порядок оформления задания на разработку проектной и рабочей документации?

После отмены СНиП 11-01-95 «Инструкция о порядке разработки, согласования, утверждения и составе проектной документации на строительство предприятий, зданий и сооружений» (отменена постановлением Госстроя России от 17.02.2003 №18) состав задания на разработку проектной документации в отношении объектов капитального строительства различного назначения в настоящее время не регламентирован. При составлении задания на разработку проектной документации следует учитывать положения пункта 14 Правил проведения проверки инвестиционных проектов на предмет эффективности использования средств федерального бюджета, направляемых на капитальные вложения, утв. Постановлением Правительства Российской Федерации от 12.08.2008 № 590.

Состав задания на разработку рабочей документации не устанавливается.

Обращаем внимание, что согласно пункту 2 статьи 743 Гражданского кодекса Российской Федерации «Договором строительного подряда должны быть определены состав и содержание технической документации, а также должно быть предусмотрено, какая из сторон и в какой срок должна предоставить соответствующую документацию» . В этой связи с учётом данного законодательного положения следует подходить к составлению задания на разработку рабочей документации.

Можно ли пользоваться при сборе исходных данных и исходно-разрешительной документации такими документами как: Типовое положение о порядке выдачи исходных данных и технических условий на проектирование, согласования документации на строительство, а также оплаты указанных услуг, утв. Минстроем России 06.02.96; Типовое положение по разработке и составу Ходатайства (Декларации) о намерениях инвестирования в строительство предприятий, зданий и сооружений, утв. Минстроем России 07.03.97; Рекомендации по экологическому сопровождению инвестиционно-строительных проектов, утв. Госстроем России 01.06.98?

Типовое положение о порядке выдачи исходных данных и технических условий на проектирование, согласования документации на строительство, а также оплаты указанных услуг, утв. Минстроем России 06.02.96,. отменено в связи с отказом Минюста России в государственной регистрации (см. письмо Госстроя России от 05.04.2004 № НК-2159/3).

Что касается Типового положения по разработке и составу Ходатайства (Декларации) о намерениях инвестирования в строительство предприятий, зданий и сооружений, утв. Минстроем России 07.03.97, и Рекомендаций по экологическому сопровождению инвестиционно-строительных проектов, утв. Госстроем России 01.06.98, то указанные документы до настоящего времени не отменены, находятся в информационных системах «Гарант» и «Norma CS» в качестве действующих и могут, при необходимости, применяться в качестве справочных и рекомендательных материалов в части, не противоречащей действующему законодательству.

Вместе с заданием на проектирование заказчик выдает проектной организации исходные данные и материалы . К началу проектирования генеральная проектная организация, должна располагать исчерпывающими данными по намечаемому к строительству (расширению, реконструкции, техническому перевооружению) предпри­ятию (объекту), т.е. заданными технико-экономическими показателями строительства и производства, а также данными: о технологических про­цессах и оборудовании, закладываемых в проект; об источниках и усло­виях получения и поставки сырья и других необходимых для произ­водства материалов, а также энергетических ресурсах; о местных усло­виях строительства и производства для разработки проекта организа­ции строительства и определения сметной стоимости строительства.

Исходные технологические данные и технологические регламенты на проектирование разрабатываются соответствующей научно-исследова­тельской организацией. В соответствии с рекомендациями регламента подбирается технологическое оборудование. Основные источники снабжения производства сырьем, водой, топливом, газом, электро­энергией и другими материальными и энергетическими ресурсами указываются в задании на проектирование. Однако для проектирования этого недостаточно и по заданиям гене­рального проектировщика институты министерств-поставщиков разра­батывают схемы обеспечения сырьем предприятий с указанием конкрет­ных поставщиков и условий поставки.

Район и пункт строи­тельства определяются заданием на проектирование согласно утвержден­ному акту комиссии по выбору площадки для нового строительства или указывается площадка действующего предприятия, которое будет расширяться, реконструироваться или подвергаться техническому перевооружению.

По выбранной площадке должны быть проведе­ны инженерные изыскания, в результате которых проектная организация должна получать исчерпывающие материалы, по топографо-геодезичес­ким, инженерно-геологическим и климатическим условиям, а также по особым условиям строительства (сейсмичность и др.).

В исходные данные для проектирования, получаемые при выборе площадки для строительства, входят:

1 Утвержденный акт о выборе площадки.

2 Согласования проектных предложений с заинтересованны­ми региональными организациями.

3 Строительный паспорт участка, содержащий основные технические данные по выбранному земельному участку, сведения о существующей застройке, подземных и наземных сооружениях, коммуникациях и др.

4 Технические условия на присоединение проектируемого предприятия, здания или сооружения к источ­никам снабжения, инженерным сетям и коммуникациям, а также на площадку коммуникационных трасс.

5 Материалы инвентаризации, оценочные акты и решение Совета народных депутатов о сносе и ком­пенсации за сносимые здания и сооружения и их обмеры.

6 Данные, полученные от организаций государственного надзора о состоянии водоемов, атмосферного воздуха, почвы и требования по охране окру­жающей среды.

7 Архитектурно-планировочное задание.

8 Справка от местных плано­вых организаций об условиях обеспечения строящегося предприятия местными трудовыми ресурсами.

9 Мероприятия, согласованные с органами надзора по охране окружающей среды.

10 Исходные данные для разработки проекта организации и определения сметной стоимости строительства.

Исходные данные для проектирования

Первичные исходные данные необходимые для выбора оборудования и проектирования когенерационной газо-поршневой электростанции (КГЭС):

1. Техническое задание на проектирование (разрабатывается Заказчиком совместно с проектировщиком при заключении договора на проектирование).

2. Данные об отводе земли на предполагаемом участке строительства – новое строительство (наличие договора на собственность или аренду земли).

3. Имеющиеся топографические планы площадки строительства и другие изыскательские материалы. Выбор площадки строительства должен определяться по условиям геологических изысканий (в том числе просадочности грунтов), местами подключения к электрическим сетям, газовым сетям, тепловым сетям и др.

4. Генеральный план предприятия в масштабе М 1:500.

5. Ситуационный план предприятия в масштабе М 1:1

6. Имеющиеся планы этажей и разрезы реконструируемого здания в М 1:100 в электронном или бумажном виде (в случае использования существующих зданий, сооружений).

7. Сведения о существующем строении: состояние несущих конструкций здания, схемы инженерных коммуникаций и др. (в случае использования существующих зданий, сооружений).

8. Существующая электрическая принципиальная схема электроснабжения.

9. Схемы теплоснабжения с указанием ЦТП и источников теплоснабжения.

10. Схема газовых сетей.

11. Схема пожаротушения.


14. Данные о необходимости проведения геологических и геодезических изысканий на месте предполагаемого строительства.

15. Данные о видах применяемого топлива (газа) и его составе.

16. Справка Гидромета о розе ветров, температуре и фоновых концентрациях вредных веществ на площадке строительства.

17. Технические условия присоединения предприятия к инженерным коммуникациям (получаются Заказчиком в местных эксплуатирующих организациях в установленном порядке).

Порядок получения технических условий Заказчиком регламентируется Постановлением Кабинета Министров Украины № 000 от 01.01.2001г. (открывается в новом окне).

Другие необходимые данные, которые могут потребоваться, Заказчик предоставляет по мере необходимости.

Ниже приведен пример технического задания на разработку проектно-сметной документации в форме приложения к Договору на разработку проектно-сметной документации.

Приложение

к Договору № 000/2005 от «__» октября 2005 г.

ТЕХНИЧЕСКОЕ ЗАДАНИЕ на разработку проектно-сметной документации и устройство когенерационной газовой электростанции (КГЭС).

1.Месторасположение объекта

г. Полтава, ул.___________

2.Срок начала и окончания строительства

3.Основание для проектирования

Договор № 000/2005 от «__» октября 2006 г.

4.Вид строительства

Новое строительство

5.Генподрядчик

6.Подрядчик

7. Генпроектировщик

7.Проектировщик

8.Стадийность проектирования

Рабочий проект

9.Цель разработки проекта

Запроектировать на территории ОАО „______” когенерационную электростанцию (КГЭС) с модулями типа JMS-612 GS-N. L производства компании GE Jenbacher суммарной электрической мощностью на клеммах генераторных шин 3638 кВт, тепловой мощностью на тепловом коллекторе 1564 кВт в составе 2-х модулей электрической мощностью по 1819 кВт и тепловой по 782 кВт в исполнении “на раме”.

В проектируемом здании предусмотреть помещения: машзала, насосной, диспетчерской и РУ-6,3 кВ, маслохозяйство, помещение ремонтной мастерской и бытовые помещения (при необходимости другие помещения согласно действующих нормативов).

КГЭС предусматривает электро - и теплоснабжение ОАО „______” параллельно с внешней электросетью.

Строительная часть.

Здание когенерационной электростанции запроектировать с металлическим каркасом и стеновым ограждением из сэндвич-панелей, либо другим из кирпичных, железобетонных конструкций, тип которых согласовать с Подрядчиком до начала проектирования.

Место строительства когенерационной электростанции согласуется с Подрядчиком в соответствии с предпроектной проработкой.

Строительную часть проекта, раздел КЖ, генплан с вертикальной планировкой и внешние инженерные сети выполняет Заказчик в соответствии с технологическим заданием, которое выдает Подрядчик.

Проектирование выхлопных труб и их конструкцию разрабатывает Подрядчик на основании технологического задания и раздела ОВОС.

Строительную часть здания запроектировать согласно геологических и геодезических условий площадки строительства и в соответствии с действующими нормами на проектирование.

Электротехническая часть.

Подключение когенерационной электростанции к существующим электрическим сетям 6,3 кВ выполнить согласно Технических условий (ТУ) на электроснабжение выданных эксплуатирующей организацией. Точку подключения вырабатываемой электроэнергии на напряжении 6,3 кВ определяет служба главного энергетика предприятия и выдает в исходных данных до начала проектирования.

Разрешительные документы на параллельную работу когенерационной установки с сетью предоставляет Заказчик.

Марки электрокабелей и электроаппаратов выбрать с учетом категорийности помещений, условиями среды и противопожарными требованиями.

Молниезащиту здания выполнить согласно РД 34.21.122-87.

Защитные мероприятия выполнить согласно действующих нормативов и ПУЭ.

Теплотехническая часть.

Проектом предусмотреть выработку горячей воды с параметрами 90-70° С для нужд теплоснабжения завода "______" и других потребителей.

Запроектировать соединительную магистраль от когенерационной установки до существующей теплотрассы от котельной по территории завода "______".

Технологическая часть.

Технологическую часть проектируемой когенерационной электростанции выполнить согласно рекомендаций компании GE Jenbacher и в соответствии с действующими нормативами. Предусмотреть отдельное помещение маслохозяйства когенерационных модулей.

Газоснабжение.

Подключение когенерационной электростанции к существующим газопроводам выполнить согласно Технических условий (ТУ) на газоснабжение выданных газоснабжающей организацией. Точкой подключения является существующий газопровод к котельной.

Водопровод, канализация .

Предусмотреть водоснабжение и канализацию объекта согласно ТУ №____

Телефонизация.

Предусмотреть установку телефонного аппарата городской сети в помещении диспетчерской. Телефонизация объекта выполняется согласно Техническим условиям городской телефонной сети.

Границы проектирования включают в себя:

Здание когенерационной установки (здание компрессорной, при необходимости);

Генплан и благоустройство территории в границах проектирования (в границах отвода земельного участка);

Площадочные сети газоснабжения (до точки подключения в здании КГЭС);

Площадочные сети горячей воды до точки подключения к ОАО „______” (указаны на генплане);

Площадочные сети водопровода и канализации выполняет Генпроектировщик в комплексе ОАО „______”;

Площадочные сети телефонизации (согласно ТУ) до здания КГЭС выполняет Генпроектировщик;

Площадочные сети 0,4 кВ когенерационной электростанции.

10.Требования к применению новой техники

При разработке проекта применять электрооборудование и материалы от ведущих мировых и отечественных фирм-производителей гарантированного качества и сертифицированные к применению на территории Украины.

11.Требования к проектной документации

Проект выполнить в соответствии с действующими правилами, нормами и согласно ДБН А.2..

Документация выпускается на русском языке в 4-х экземплярах.

12.Особые условия

До начала (в период) проектирования Заказчик выдает следующие исходные данные:

1. Генплан площадки строительства в М 1:500 (в электронном или бумажном виде) с нанесенными инженерными коммуникациями;

2. Техническое задание на проектирование (в том числе границы проектирования и точки подключения к существующим сетям);

3. Акта выбора площадки строительства /места размещения, согласованный с Заказчиком;

4. Планы котельной в М 1:100 и разрезы в точках подключения;

5. Принципиальные схемы электроснабжения, теплоснабжения и газоснабжения котельной;

6. Физико-химический состав газа;

7. Физико-химические параметры воды;

8. Технические условия на электроснабжение;

9. Технические условия на газоснабжение;

10. Технические условия на теплоснабжение (выдает Заказчик);

11. Справку о фоновых концентрациях и справку Гидромет о климатических условиях в районе строительства.

12. Технические условия на обеспечение пожарной безопасности объекта архитектуры (при необходимости).

13.Разработка проектных решений в нескольких вариантах

Без проработки вариантов.

Исходные данные для проектирования - это то, с чего начинается любой строительный объект. Без правильно составленного пакета документации невозможно ни возведение новых зданий, ни легализация уже имеющихся. Поэтому подходить к данному вопросу следует профессионально, внимательно и серьезно. Если хотите с первого раза положительно решить вопрос узаконивания недвижимости или быстро получить разрешение на строительство, выбирайте профильные компании с богатым опытом.

Подготовка исходных данных для проектирования в строительстве

Эту процедуру может вести сам заказчик или же доверить ее специализированной организации, которая возьмет на себя всю ответственность за проработку деловых бумаг. Таким образом клиент экономит не только собственное время, но и деньги, поскольку профессионалам лучше знакома подноготная подготовки необходимого пакета. Например, наш проектно-строительный институт РусЛидерПроект предлагает услуги:

  • сбора исходных сведений;
  • составления предварительной и окончательной смет;
  • получения информации о проведенных анализах;
  • сбора выписок, справок от местной администрации и других инстанций;
  • организации исследования территории;
  • обработки данных и проч.

Для того чтобы поручить нам решение своих вопросов, достаточно подписать соответствующий договор, где указаны все возлагаемые на нас обязанности. Если не планируется проведение одного из пунктов либо разделов, то они просто удаляются из контракта. В зависимости от цели работ и сложности объекта, комплектация пакета документов может занять от 1 недели до 1 месяца. Мы сделаем все максимально быстро!

Исходные данные для архитектурного проектирования

Наряду с базовыми актами также будут необходимы:

  • зарегистрированный и принятый к исполнению градостроительный план участка;
  • схема расположения здания на конкретном отрезке площади;
  • техпаспорт с планировкой каждого этажа;
  • разрешение на отклонение от допустимых параметров (если таковые предполагаются);
  • подробное планировочно-архитектурное задание;
  • информация о функциональном назначении будущего сооружения;
  • сведения с точным определением границ и зон общественных сервитутов;
  • схема размещения с указанием подходов и подъездных путей;
  • решение местного органа самоуправления.

Также могут потребоваться дополнительные бумаги, оговоренные отдельным пунктом или затребованные экспертными структурами для полного раскрытия ситуации. Чтобы не ошибиться и выполнить все своевременно, без канители, обращайтесь к нам, опытным специалистам компании РусЛидерПроект!

Исходные данные технологического проектирования

В этом случае заявитель (заказчик) должен собрать и представить комиссии деловые бумаги, свидетельствующие о технических условиях подключения объекта к различным инженерным коммуникациям, включая свидетельства о техусловиях:

  • противопожарной безопасности;
  • гигиены и эпидемиологии;
  • теплоснабжения;
  • водообеспечения (питьевое/техническое);
  • поддержания должного экологического состояния;
  • проведения канализации;
  • монтажа ливневок;
  • благоустройства и озеленения;
  • подключения телефонной линии;
  • подведения газовой ветки;
  • электроснабжения;
  • наружного освещения и проч.

Могут потребоваться акты эксплуатационных предприятий о состоянии ОДС (объединенных диспетчерских сетей), ЦТП (центрально-тепловых пунктов) и некоторые другие документы. Чтобы уложиться в срок, выбирайте настоящих профессионалов - таких, как мы!

Разработка исходных данных для проектирования

Она строится на строго определенном виде документации, к которой могут прилагаться дополнительные справки, свидетельства, формы. В качестве базовых выступают:

  • разрешение, выданное местной администрацией, о проведении проектно-строительных работ на указанной территории;
  • акт о выборе размещения земельного участка;
  • технические условия подсоединения объекта к инженерным системам;
  • задание на проектирование с указанием нагрузок, параметров и вида теплоносителя;
  • градостроительный план участка.

Выдача и расчет исходных данных проектирования

Эти процедуры могут занимать от недели до месяца в зависимости от объема работ, типа проекта, конкретного места расположения участка и многих других обстоятельств. Чтобы ускорить процесс и быстрее приступить к проектированию, а затем своевременно перейти к строительству, следует воспользоваться услугами специализированных организаций. Одна из их числа - компания РусЛидерПроект. Мы действуем грамотно, профессионально и безошибочно, в точности выполняя доверенную работу!

Стоимость сбора и анализа исходных данных для проектирования

Цена определяется индивидуально и зависит от многих обстоятельств, в частности, от целевого назначения возводимого объекта, его разновидности, высоты, формы. Также учитывается количество подводимых коммуникаций и их отдаленность от участка, предполагаемое число комнат, разновидности обогрева здания, задействованные материалы.

Влияют на себестоимость и наличие/отсутствие централизованных подъездных путей, зона, в которой находится недвижимость (к примеру, архитектурно-культурная, озелененная). Имеет значение общая и жилая площадь, а также другие немаловажные факторы. Чтобы узнать подробнее, звоните нашим консультантам, оставляйте заказы и делайте заявки на комплексные работы, ведь это принесет вам огромную выгоду!

СБОРНИК РАЗЪЯСНЕНИЙ
ПО ПРЕДПРОЕКТНОЙ И ПРОЕКТНОЙ ПОДГОТОВКЕ СТРОИТЕЛЬСТВА
(вопросы и ответы)

Выпуск 3

Настоящий Сборник подготовлен ОАО "ЦЕНТРИНВЕСТпроект" на основе вопросов, поступивших в Центр от заказчиков (застройщиков), проектных организаций, организаций, подведомственных органам государственного надзора и органам местной исполнительной власти, и других организаций.

Ответы даются на основании действующего федерального законодательства, постановлений Правительства Российской Федерации, нормативно-правовых актов федеральных органов исполнительной власти.

Сборник предназначен для заказчиков, инвесторов, проектировщиков, строителей, органов исполнительной власти и других участников инвестиционной деятельности в строительстве.

ВВЕДЕНИЕ

ВВЕДЕНИЕ

Настоящий Сборник разъяснений по предпроектной и проектной подготовке строительства объектов капитального строительства (далее - Сборник), разработанный ОАО "ЦЕНТРИНВЕСТпроект", относится к пособиям, предназначенным для облегчения деятельности проектировщиков при решении ими отдельных конкретных наиболее существенных и распространенных вопросов, возникающих в процессе архитектурно-строительного проектирования, сбора исходных данных и исходно-разрешительной документации, осуществлении авторского надзора за строительством, а также иных вопросов, связанных с разработкой и реализацией инвестиционных проектов. Разъяснения, включенные в сборник, могут быть также полезны для застройщиков (заказчиков), подрядчиков по строительству при решении ими аналогичных задач.

Обращается внимание, что в соответствии с пунктом 2 Правил подготовки нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти и их государственной регистрации , утв. постановлением Правительства Российской Федерации от 13.08.97 N 1009 , документ вида пособия не относится к нормативным правовым актам, издаваемым федеральными органами исполнительной власти.

Как следует из положений статьи 13 Федерального закона от 27.12.2002 N 184-ФЗ "О техническом регулировании" , пособие не отнесено также к документам по стандартизации, которые предусмотрены для добровольного применения.

Исходя из изложенного, представляется, что пособия следует отнести к документам, содержащим справочные материалы рекомендательного характера.

Вместе с тем все пособия, разрабатываемые ОАО "ЦЕНТРИНВЕСТпроект", содержат положения, основанные, как правило, на нормах и требованиях действующего законодательства или нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти, прошедших государственную регистрацию в установленном законодательством порядке со ссылками на соответствующие конкретные документы, которые подлежат обязательному исполнению в части, не противоречащей законодательству.

Сборник содержит разъяснения на основе законодательной и нормативной правовой базы, действующей на 1 января 2010 года.

В Сборник включены ответы на вопросы, возникающие в связи вступлением в силу Федерального закона от 22.07.2008 N 123-ФЗ "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности" , Федерального закона от 30.12.2009 N 384-ФЗ "Технический регламент о безопасности зданий и сооружений" , Технического регламента о безопасности машин и оборудования , утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 15.09.2009 N 753 , , утвержденного , , утв. , Положения об организации и проведении государственной проектной документации и результатов инженерных изысканий , утв. и иных действующих в настоящее время законодательных и нормативных правовых актов, относящихся к сфере проектирования и строительства объектов капитального строительства.

I ПОЛУЧЕНИЕ ИСХОДНЫХ ДАННЫХ ДЛЯ ПРОЕКТИРОВАНИЯ

1 Какими нормативными документами следует руководствоваться проектировщику при переговорах с заказчиком по вопросу получения полного перечня необходимых исходных данных, в том числе в части документов на земельный участок (сведений об использовании земельных участков, сведений о категории земель, сведений о размере средств, требующихся для возмещения убытков правообладателям земельных участков)?

Необходимость представления заказчиком вместе с заданием на проектирование исходных данных обусловлена положениями статьи 759 Гражданского кодекса Российской Федерации . Основной перечень исходных данных, относящихся ко всем объектам строительства, определен пунктом 10 Положения, утв. постановлением Правительства Российской Федерации от 16.02.2008 N 87 . Уточненный перечень исходных данных определяется применительно к каждому конкретному объекту капитального строительства в зависимости от функционального назначения объекта, места размещения земельного участка, геологических, природно-климатических и других аналогичных условий в соответствии с действующим законодательством.

Сбор исходных данных может быть поручен проектировщику. Стоимость работ по сбору исходных данных является предметом договора между заказчиком и проектировщиком.

Согласно статье 26 Земельного кодекса Российской Федерации от 25.10.2001 N 136-ФЗ "права на земельный участок, предусмотренные главами III и IV настоящего Кодекса, удостоверяются документами в соответствии с Федеральным законом от 21.07.97 N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" .

Кроме того:

- виды разрешенного использования земельных участков устанавливаются в соответствии с положениями статьи 37 Градостроительного кодекса Российской Федерации от 29.12.2004 N 190-ФЗ ;

- состав и порядок документов для перевода земель или земельных участков в составе таких земель из одной категории в другую должен соответствовать положениям статьи 2 Федерального закона от 21.12.2004 N 172-ФЗ "О переводе земель или земельных участков из одной категории в другую" ;

- перечень документов, прилагаемых к заявлению о приобретении прав на земельный участок, который находится в государственной или муниципальной собственности и на котором расположены здания, строения, сооружения, подготавливается в соответствии с приказом Минэкономразвития России от 30.10.2007 N 370 ;

Правила возмещения собственникам земельных участков, землепользователям, землевладельцам и арендаторам земельных участков убытков, причиненных изъятием или временным занятием земельных участков, ограничением прав собственников земельных участков, землепользователей, землевладельцев и арендаторов земельных участков либо ухудшением качества земель в результате деятельности других лиц установлены постановлением Правительства Российской Федерации от 07.05.2003 N 262 .

2 Заказчик выдал Исполнителю (проектировщику) исходные данные на проектирование только технологической части проектной документации и выдал Исполнителю аванс в размере 25% от общей стоимости проектных работ; остальные исходные данные Заказчиком было обещано выдать в ходе разработки проектной документации. Нужно ли в этом случае приступать к разработке технологической части проекта или не начинать проектирование до поступления в распоряжение Исполнителя всех необходимых исходных данных? Правомерно ли требование Заказчика, представившего исходные данные только к технологической части проектной документации, о выполнении в указанные Контрактом (договором) сроки проектной документации в полном объеме при отсутствии у проектировщика акта выбора земельного участка под строительство проектируемого объекта капитального строительства?

1. Законодательно понятие "Исходные данные для выполнения проектных и изыскательских работ" зафиксировано в статье 759 Гражданского кодекса Российской Федерации . Указанной статьёй установлено:

"1. По договору подряда на выполнение проектных и изыскательских работ заказчик обязан передать подрядчику задание на проектирование, а также иные исходные данные, необходимые для составления технической документации. Задание на выполнение проектных работ может быть по поручению заказчика подготовлено подрядчиком. В этом случае задание становится обязательным для сторон с момента его утверждения заказчиком.

2. Подрядчик обязан соблюдать требования, содержащиеся в задании и других исходных данных для выполнения проектных и изыскательских работ, и вправе отступить от них только с согласия заказчика".

2. В комментариях к указанной выше статье Гражданского кодекса Российской Федерации указано: "Задание на проектирование характеризуется как разновидность исходных данных. Это не вполне точно. В нормативных документах различаются рекомендуемый состав и содержание задания на проектирование, основные данные и требования к нему и исходные материалы, передаваемые подрядчику вместе с заданием на проектирование.

По общему правилу задание и исходные материалы готовит заказчик. В то же время эту документацию по поручению заказчика может подготовить подрядчик". Указанную точку зрения разделяют и специалисты ОАО "ЦЕНТРИНВЕСТпроект". Обоснованность указанного мнения можно найти в части 5 , где установлено:

"Договором о подготовке проектной документации может быть предусмотрено задание на выполнение инженерных изысканий, обеспечение технических условий".

Однако технические условия являются одним из документов, содержащих исходные данные и требования для архитектурно-строительного проектирования. Таким образом, сбор исходных данных и исходно-разрешительной документации может быть на договорной основе поручен заказчиком подрядчику по проектированию (проектировщику). Вместе с тем учитывая, что эта работа является функцией заказчика, она не учтена Сборниками цен на проектные работы и должна оплачиваться отдельно.

3. Наряду с понятием "исходные данные" (ИД) действует также понятие "исходно-разрешительная документация" (ИРД).

Определение понятия ИРД можно найти в подпункте "в" пункта 3 Правил особого регулирования градостроительной деятельности на территориях объектов федерального значения в г.Санкт-Петербурге , утв. постановлением Правительства Российской Федерации от 29.05.2002 N 361 :

"в) "исходно-разрешительная документация" - совокупность документов, содержащих сведения градостроительного, землеустроительного, инвестиционно-экономического характера и иную информацию, необходимую для принятия органами государственной власти и органами местного самоуправления обоснованных решений о возможности строительства заявленного объекта. К исходно-разрешительной документации для проектирования относятся акт выбора земельного участка, план границ земельного участка, архитектурно-планировочное задание, иные виды и формы документов, устанавливаемых законодательством г.Санкт-Петербурга, строительными нормами и правилами".

4. Исследования показали, что состав и содержание исходных данных и исходно-разрешительной документации существенно зависят от функционального назначения объекта капитального строительства, его мощностных параметров, места размещения объекта, геологических, экологических, санитарно-эпидемиологических условий в регионе, стадии проектирования, на которой осуществляется их сбор, и других аналогичных факторов.

Практика показывает, что в процессе предпроектной и проектной подготовки строительства заказчик должен предоставить от 80 до 200 исходных данных и исходно-разрешительных документов, требуемых для осуществления архитектурно-строительного проектирования.

Таким образом, сбор исходных данных и исходно-разрешительных документов это процесс, который осуществляется на протяжении всего периода проектирования и строительства. На указанное обстоятельство указывают в частности положения статьи 12 Федерального закона от 17.11.95 N 169-ФЗ "Об архитектурной деятельности в Российской Федерации" :

"Архитектор и юридическое лицо на основании договора с заказчиком (застройщиком) имеют право:

запрашивать и получать от соответствующих органов архитектурно-планировочное задание, иные сведения и исходные документы, необходимые для предпроектных исследований, проектирования и строительства архитектурного объекта".

5. Обращается внимание, что получение некоторых документов возможно только в процессе проектирования, после подготовки исходных данных, требуемых для запроса.

Так, для получения "технических условий подключения" объекта капитального строительства к сетям инженерно-технического обеспечения правообладатель земельного участка в соответствии с пунктом 8 Правил определения и предоставления технических условий подключения объекта капитального строительства к сетям инженерно-технического обеспечения , утв. должен в запросе указать:

"необходимые виды ресурсов, получаемых от сетей инженерно-технического обеспечения";

"планируемую величину необходимой подключаемой нагрузки (при наличии соответствующей информации)".

При этом для получения "технических условий для присоединения" в соответствии с пунктами 6, 8 и 15 , утв. постановлением Правительства Российской Федерации от 13.02.2006 N 83 заказчик вместе с заявлением о подключении должен приложить комплект документов, в том числе подготовленный в процессе проектирования 1 экземпляр раздела "Сведения об инженерном оборудовании, о сетях инженерно-технического обеспечения, перечень инженерно-технических мероприятий, содержание технологических решений", а также предоставить:

"баланс водопотребления и водоотведения подключаемого объекта с указанием видов водопользования, в том числе при пожаротушении;

сведения о составе сточных вод, намеченных к сбросу в систему канализации;

сведения о назначении объекта, высоте и об этажности здания;

сведения о субабонентах".

6. Выводы:

6.1 Получив аванс и часть исходных данных, требуемых для архитектурно-строительного проектирования, подрядчик был обязан приступить к работе с тем чтобы не сорвать сроки выполнения контракта.

6.2 Сбор исходных данных и исходно-разрешительной документации представляет собой процесс, в котором частично заказчик может действовать самостоятельно, без участия "проектировщика", а частично запрос заказчика должен включать сведения, содержащиеся в проектной документации, подготовленной "проектировщиком".

6.3 Представляется, что в сложившихся условиях заказчик не выполнил своих договорных обязательств в части предоставления исходных данных и условий для подготовки проектной документации на объект капитального строительства (см. подпункт "б" пункта 10 Положения о составе разделов проектной документации и требованиях к их содержанию , утв. постановлением Правительства Российской Федерации от 16.02.2008 N 87), в том числе не предоставил:

"отчётную документацию по результатам инженерных изысканий;

утвержденный и зарегистрированный в установленном порядке градостроительный план земельного участка, предоставленного для размещения объекта капитального строительства;

технические условия, предусмотренные частью 7 статьи 48 Градостроительного кодекса Российской Федерации и иными нормативными правовыми актами, если функционирование проектируемого объекта капитального строительства невозможно без его подключения к сетям инженерно-технического обеспечения общего пользования (далее - технические условия);

иные исходно-разрешительные документы, установленные законодательными и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, в том числе техническими и градостроительными регламентами".

3 Существует ли установленный порядок оформления задания на разработку проектной и рабочей документации?

После отмены СНиП 11-01-95 "Инструкция о порядке разработки, согласования, утверждения и составе проектной документации на строительство предприятий, зданий и сооружений" (отменена постановлением Госстроя России от 17.02.2003 N 18) состав задания на разработку проектной документации в отношении объектов капитального строительства различного назначения в настоящее время не регламентирован. При составлении задания на разработку проектной документации следует учитывать положения пункта 14 Правил проведения проверки инвестиционных проектов на предмет эффективности использования средств федерального бюджета, направляемых на капитальные вложения , утв. постановлением Правительства Российской Федерации от 12.08.2008 N 590 .

Состав задания на разработку рабочей документации не устанавливался.

Обращается внимание, что согласно пункту 2 статьи 743 Гражданского кодекса Российской Федерации "Договором строительного подряда должны быть определены состав и содержание технической документации, а также должно быть предусмотрено, какая из сторон и в какой срок должна предоставить соответствующую документацию". В этой связи с учётом данного законодательного положения следует подходить к составлению задания на разработку рабочей документации.

4 Можно ли пользоваться при сборе исходных данных и исходно-разрешительной документации такими документами как: *, утв. Минстроем России 06.02.96; Типовое положение по разработке и составу Ходатайства (Декларации) о намерениях инвестирования в строительство предприятий, зданий и сооружений , утв. Минстроем России 07.03.97; Рекомендации по экологическому сопровождению инвестиционно-строительных проектов*, утв. Госстроем России 01.06.98?
________________
* Документ не действует на основании письма Госстроя России от 5 апреля 2004 года N НК-2159/3 . - Примечание изготовителя базы данных.

Типовое положение о порядке выдачи исходных данных и технических условий на проектирование, согласования документации на строительство, а также оплаты указанных услуг, утв. Минстроем России 06.02.96, отменено в связи с отказом Минюста России в государственной регистрации (см. письмо Госстроя России от 05.04.2004 N НК-2159/3).

Что касается Типового положения по разработке и составу Ходатайства (Декларации) о намерениях инвестирования в строительство предприятий, зданий и сооружений , утв. Минстроем России 07.03.97, и Рекомендаций по экологическому сопровождению инвестиционно-строительных проектов, утв. Госстроем России 01.06.98, то указанные документы до настоящего времени не отменены, находятся в информационных системах "Гаpaнт" и "Nоrmа CS" в качестве действующих и могут, при необходимости, применяться в качестве справочных и рекомендательных материалов в части, не противоречащей действующему законодательству.

II СТАДИЙНОСТЬ ПРОЕКТИРОВАНИЯ, СОСТАВ И СОДЕРЖАНИЕ РАЗДЕЛОВ ПРОЕКТНОЙ ДОКУМЕНТАЦИИ

5 Возможно ли одностадийное проектирование объектов капитального строительства, задавая стадию "рабочий проект"?

С введением в действие Положения о составе разделов проектной документации и требованиях к их содержанию , утв. постановлением Правительства Российской Федерации от 16.02.2008 N 87 , законодательно установлено двухстадийное проектирование с разработкой, соответственно, проектной документации и рабочей документации, т.е. проектный документ "рабочий проект" утратил легитимность.

Согласно Положению об организации и проведении государственной экспертизы проектной документации и результатов инженерных изысканий , утв. постановлением Правительства Российской Федерации от 05.03.2007 N 145 на государственную экспертизу представляется "проектная документация на объект капитального строительства в соответствии с требованиями (в том числе к составу и содержанию разделов документации), установленными законодательством Российской Федерации" (подпункт "г" пункта 13), т.е. в объёме, установленном Положением, утв. постановлением Правительства Российской Федерации от 16.02.2008 N 87 .

6 Нужна ли для проектирования линейной части наружной сети инженерного обеспечения объекта капитального строительства отдельная проектная документация на линейный объект?

Анализ установленных Правилами определения и предоставления технических условий подключения объекта капитального строительства к сетям инженерно-технического обеспечения и Правилами подключения объекта капитального строительства к сетям инженерно-технического обеспечения , утв. постановлением Правительства Российской Федерации от 13.02.2006 N 83 понятий "сети инженерно-технического обеспечения" и "точка подключения" позволяет сделать следующие выводы:

а) линейная часть наружных сетей инженерного обеспечения объекта капитального строительства в пределах границ земельного участка проектируется в составе раздела 5 "Сведения об инженерном оборудовании, о сетях инженерно-технического обеспечения, перечень инженерно-технических мероприятий, содержание технологических решений" проектной документации на объекты капитального строительства производственного и непроизводственного назначения;

б) линейная часть наружных сетей инженерного обеспечения объекта капитального строительства за пределами границ земельного участка проектируются в составе проектной документации на линейные объекты капитального строительства.

7 В выдаваемых технических условиях на подключение объекта капитального строительства к сетям инженерно-технического обеспечения и коммуникациям общего пользования присутствует запись о необходимости дополнительного согласования проектной документации организациями, выдавшими технические условия. Не является ли указанная запись о дополнительном согласовании проектной документации организациями, выдавшими технические условия, нарушением части 16 статьи 48 Градостроительного кодекса Российской Федерации ?

Положением пункта 8 Правил подключения объекта капитального строительства к сетям инженерно-технического обеспечения , утв. постановлением Правительства Российской Федерации от 13.02.2006 N 83 , установлено: "В соответствии с выданными исполнителем условиями подключения объекта капитального строительства к сетям инженерно-технического обеспечения заказчик разрабатывает проектную документацию, утвержденную в установленном порядке. Отступления от условий подключения, необходимость которых выявлена в ходе проектирования, подлежат обязательному согласованию с исполнителем.

Заказчик предоставляет исполнителю 1 экземпляр раздела "Сведения об инженерном оборудовании, о сетях инженерно-технического обеспечения, перечень инженерно-технических мероприятий, содержание технологических решений" разработанной и утвержденной в установленном порядке проектной документации" . Каких-либо иных согласований проектной документации указанным Положением не установлено.

Данное положение не является нарушением части 16 статьи 48 Градостроительного кодекса Российской Федерации от 29.12.2004 N 190-ФЗ , поскольку частью 10 той же статьи этого Кодекса определено, что "Порядок определения и предоставления технических условий и определения платы за подключение, а также порядок подключения объекта капитального строительства к сетям инженерно-технического обеспечения может устанавливаться Правительством Российской Федерации".

8 Можно ли при необходимости пропускать в пояснительной записке подразделы, не относящиеся к конкретному проектируемому объекту (например, для общественных зданий, жилья), включать другие подразделы, наименование подразделов давать согласно содержащейся в них информации?

Положением о составе разделов проектной документации и требованиях к их содержанию , утв. постановлением Правительства Российской Федерации от 16.02.2008 N 87 (далее - Положение), законодательно установлен состав и содержание разделов проектной документации для объектов как производственного, так и непроизводственного назначения (пункт 2 Положения). При этом обязательность исполнения дополнительных требований Положения для какого-либо отдельного вида объектов указана в соответствующих подпунктах (например, для объектов производственного назначения); в остальных случаях выполнение требований Положения к текстовой и графической части разделов и подразделов проектной документации обязательно применительно ко всем объектам капитального строительства.

Произошла ошибка

Платеж не был завершен из-за технической ошибки, денежные средства с вашего счета
списаны не были. Попробуйте подождать несколько минут и повторить платеж еще раз.



error: