Ндс в форме кс 2 не указывается. Как указать в кс2 от ип что без ндс

Первичными документами оформления сдачи-приемки выполненных работ являются акт о приемке выполненных работ и затрат форма КС-2 и справка о стоимости выполненных работ форма КС-3, которая оформляется на основе акта выполненных работ. Эти два документа идут неразрывно вместе в бухгалтерию для оплаты выполненной работы.

Формы КС-2 и КС-3 включены в образцы унифицированных форм первичной учетной документации в капительном строительстве, утвержденной пост. Госкомстата России от 11.11.1999 г. №100.

Акт приемки выполненных работ составляет подрядчик. В форме КС-2 показывает перечень и объемы выполненных работ на основании данных журнала учета выполненных работ (форма N КС-6а) и расчета цены (Сметы), являющегося приложением к договору подряда (Контракту). Акт подписывается уполномоченными представителями сторон (производителями работ и инженером службы заказчика), удостоверяющими правильность представленных сведений.

Крайне важно научиться составлять эти документы (смета КС-2 и КС-3) правильно во избежание возникновения споров и для исключения риска появления претензий со стороны органов надзора и контроля.

Когда заполняется форма сметы КС-2 и форма сметы КС-3, необходимо понимать, что скорее они используются в качестве расшифровки произведенных работ и стоимости на них, нежели в качестве фиксации факта приема работ заказчиком.

Как заполняется акт о приемке выполненных работ КС – 2?

Акт о приемке выполненных работ, форма КС-2 состоит из двух частей.

В первой (титульной) части указываются координаты контрагентов – наименование, адреса и телефоны заказчика (генподрядчика) и подрядчика (субподрядчика). Затем указываются наименование и адрес стройки, наименование объекта, даты и номер договора подряда, дата составления документа и отчетный период за который он составлен, а также отмечается сметная стоимость в соответствии с договором подряда.

Вторая часть формы КС-2 – это таблица, которая состоит из 8 колонок:

  • Колонка 1: порядковый номер;
  • Колонка 2: номер позиции по смете;
  • Колонка 3: наименование работ;
  • Колонка 4: номер единичной расценки;
  • Колонка 5: единица измерения;
  • Колонка 6: количество выполненных работ (с отражением итоговых данных);
  • Колонка 7: цена за единицу;
  • Колонка 8: стоимость выполненных работ (с отражением итоговых данных).

Как заполняется акт о приемке выполненных работ КС – 3?

Форма КС-3 - это прежде всего документ, подтверждающий стоимость выполненных работ и также состоит из двух частей. Первая (титульная) часть аналогична форме № КС-2. Вторая же часть (таблица) имеет несколько иной вид – в ней всего 6 колонок:

  • Колонка 1: порядковый номер;
  • Колонка 2: наименование пусковых комплексов, этапов, объектов, видов выполненных работ, оборудования, затрат;
  • Колонка 3: код;
  • Колонка 4: стоимость выполненных работ и затрат с начала проведения работ;
  • Колонка 5: стоимость выполненных работ и затрат с начала года;
  • Колонка 6: стоимость выполненных работ и затрат в том числе за отчетный период

Важно помнить, что стоимость выполненных работ в акте о приемке выполненных работ (форма № КС-2) указывается без учета налога на добавленную стоимость (НДС). А в справке о стоимости выполненных работ и затрат (форма № КС-3) отдельно указывается сумма стоимости работ без учета НДС (налогооблагаемая база); затем отмечается сумма НДС по ставке, принятой законодательством на момент составления документов. Также отдельно указывается сумма выполненных работ с учетом НДС.

В смете же сохранилась строка "в том числе НДС" с указанием суммы. Следует ли отражать НДС в формах КС-2 и КС-3?

По данному вопросу мы придерживаемся следующей позиции:

В подобных ситуациях целесообразно при заключении контракта формировать смету заново без учета НДС. В рассматриваемом случае оснований для отражения в формах КС-2 и КС-3 сумм НДС не имеется. В соответствующих графах подрядчику следует проставлять прочерки.

Обоснование позиции:

Контракт по итогам электронного аукциона в силу прямого указания ч. 10 ст. 70 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О в товаров, работ, услуг для и муниципальных нужд" (далее - Закон N 44-ФЗ) заключается по цене, предложенной участником закупки, с которым заключается контракт по итогам соответствующей процедуры (в отношении аукционов смотрите также ч. 4 ст. 68, ч. 3 ст. 90 Закона N 44-ФЗ). То же в отношении контрактов, заключаемых по результатам конкурсов, запроса предложений, следует из положений п. 2 ст. 42 Закона N 44-ФЗ, положений об оценке заявок ст. 32 Закона N 44-ФЗ, а также п. 2 ч. 2 ст. 51, ч. 2 ст. 53, ч. 1 ст. 54 и ч. 17 ст. 83 Закона N 44-ФЗ.

В силу ч. 2 ст. 34, ч. 18 ст. 34 и ст. 95 Закона N 44-ФЗ при заключении и исполнении контракта изменение его условий (включая условие о цене) не допускается, за исключением случаев, предусмотренных самими ст.ст. 34, 95 Закона N 44-ФЗ. При этом все нормы ст.ст. 34, 95 Закона N 44-ФЗ, допускающие изменение цены контракта, допускают такое изменение только по соглашению сторон. Таким образом, в силу общего принципа цена контракта определяется предложением участника закупки, с которым заключается такой контракт.

Закон N 44-ФЗ основан в том числе на нормах Гражданского кодекса РФ (ч. 1 ст. 2 этого Закона), которые должны применяться к отношениям, регулируемым Законом N 44-ФЗ, поскольку иное не предусмотрено нормами самого этого Закона (смотрите также ответ на вопрос N 81 приложения к письму Минэкономразвития России от 30.09.2014 N Д28И-1889). При этом ни Гражданский кодекс РФ, ни Закон N 44-ФЗ не определяют порядок формирования цены договора (контракта) в зависимости от режима налогообложения, применяемого контрагентом, и не предписывают указывать в договоре, что стоимость товаров, работ или услуг налогом на добавленную стоимость (НДС) не облагается или, напротив, определена с учетом этого налога. Предъявление НДС к уплате (покупателю) является обязанностью, предусмотренной налоговым законодательством. Закон N 44-ФЗ предусматривает только один случай, когда в контракт включается обязательное условие о корректировке суммы, подлежащей уплате в связи с исполнением контракта, на размер налоговых платежей, связанных с оплатой контракта: такое условие включается в контракт, заключаемый с физическим лицом, за исключением или иного занимающегося частной практикой лица (ч. 13 ст. 34 Закона N 44-ФЗ). Причем это требование касается именно размера выплат физическому лицу, а не цены контракта, и вытекает именно из положений налогового законодательства, обязывающих организацию - источник выплат физическому лицу выступать в роли такого лица (ст. 226 НК РФ).

Соответственно, независимо от применяемой контрагентом системы налогообложения заказчик не вправе требовать уменьшения этой цены по той причине, что контрагент освобожден от обязанности уплаты НДС в соответствии с Налоговым кодексом РФ. Этот вывод подтверждается многочисленными разъяснениями государственных органов: смотрите, например, п.п. 8-11 письма Минэкономразвития России от 30.09.2014 N Д28И-1889, п. 11 письма Минэкономразвития России от 17.03.2015 N Д28и-747, письма Минэкономразвития России от 20.11.2014 N Д28-2549, от 31.10.2014 N ОГ-Д28-8756, от 07.11.2014 N Д28и-2419, от 12.12.2014 N Д28и-2787, от 23.12.2014 N Д28и-2727, от 18.12.2015 N Д28и-3785, письма Минфина России от 29.08.2014 N 02-02-09/43300, от 05.09.2014 N 03-11-11/44793.

Однако в том случае, когда условия извещения об осуществлении закупки, документации о закупке, проекта контракта предусматривают формирование цены с учетом НДС, возникает вопрос об определении условия о цене и порядке исполнения контракта.

На наш взгляд, указание в тексте договора (контракта) на то, что цена контракта "включает НДС" или установлена "без учета НДС", по существу лишь отражает порядок определения этой цены, определяемый с учетом требований налогового законодательства. Причем, как отмечено выше, требования налогового законодательства носят императивный характер и не могут быть отменены соглашением сторон контракта. Иными словами, цена контракта, предложенная контрагентом, должна включаться в текст контракта как установленная "с учетом НДС" или "без учета НДС" в зависимости от того, является ли этот контрагент в соответствии с нормами налогового законодательства или нет. Из этого также вытекает, на наш взгляд, что само по себе указание в контракте на то, что цена работ включает или не включает НДС, не является по своему существу условием контракта, а только указанием на одну из составляющих цены контракта, не влияя на размер этой цены и тем более - на обязанность контрагента уплачивать НДС или его освобождение от данной обязанности.

Нельзя не отметить, что на практике указанный вопрос решается по-разному.

В ряде случаев суды приходят к выводу, что в случае, когда в проекте контракта, при проведении закупки, было указано, что стоимость работ включает в себя НДС, контракт должен быть заключен на соответствующих условиях (смотрите, например, определение Верховного Суда РФ от 26.06.2015 N 306-КГ15-7929, постановление АС Северо-Кавказского округа от 27.04.2017 N Ф08-2458/17, постановление АС Центрального округа от 17.06.2016 N Ф10-1723/16).

Более того, есть примеры признания судами правомерным отказа заказчика исключить из расчета цены контракта сумму НДС в случае заключения контракта с лицом, освобожденным от уплаты данного налога (смотрите, например, постановление АС Поволжского округа от 17.04.2017 N Ф06-19373/17, постановление АС Северо-Кавказского округа от 21.07.2016 N Ф08-4781/16, постановление АС Западно-Сибирского округа от 17.06.2015 N Ф04-19591/15, постановление Девятнадцатого ААС от 13.04.2016 N 19АП-571/16, смотрите также постановление АС Дальневосточного округа от 21.12.2016 N Ф03-5996/16).

При этом согласно позиции, выраженной в письме Федеральной налоговой службы от 08.11.2016 N СД-4-3/21119@, в случае, если в государственном контракте на поставку товаров (работ, услуг) их стоимость указана "с НДС" и при оплате этих товаров (работ, услуг) заказчиком в платежном поручении выделена сумма НДС при не выставлении счета-фактуры у продавца, применяющего упрощенную систему налогообложения, обязанность уплатить НДС в бюджет в соответствии с положениями главы 21 Кодекса не возникает (смотрите также письмо Минфина России от 18.11.2014 N 03-07-14/58618). Причем в случае согласования сторонами цены контракта, включающей НДС, подрядчик не уплачивает данный налог, не исключена вероятность, что контролирующие органы могут квалифицировать действия заказчика, не требующего выставления счетов-фактур контрагентом (и, как следствие, как было показано выше, уплаты НДС), как способствование в получении контрагентом, не уплачивающего НДС, неосновательного обогащения в сумме подлежащего Причем такая квалификация действий заказчика может быть поддержана судом (смотрите, например, постановление АС Северо-Кавказского округа от 21.01.2016 N Ф08-9711/15, определение ВАС РФ от 21.02.2012 N ВАС-1045/12).

В приведенной ситуации в контракт включено условие об уплате цены без учета НДС, однако смета, являющаяся приложением к контракту, содержит выделенную сумму НДС. В связи с этим следует учитывать, что по договору, на основании которого выполняются работы по строительству, реконструкции, капитальному ремонту предприятия, здания, сооружения или иного объекта, а также монтажные, пусконаладочные и иные неразрывно связанные со строящимся объектом работы (п. 2 ст. 740 ГК РФ), подрядчик обязан осуществлять строительство и связанные с ним работы в соответствии с технической документацией, определяющей объем, содержание работ и другие предъявляемые к ним требования, и со сметой, определяющей цену работ (п. 1 ст. 743 ГК РФ).

Таким образом, в данном случае составление сметы является обязательным, и она является неотъемлемой частью контракта. В связи с этим складывается ситуация, когда разные части контракта предусматривают разный порядок формирования цены, причем упомянутое в вопросе указание, содержащееся в смете, не соответствует формулировке договора о цене договора. Прогнозировать, какую позицию займет в такой ситуации суд, мы не можем, поскольку это зависит от судебного усмотрения. Полагаем, что в случае возникновения спора суд будет толковать условия договора по правилам ст. 431 ГК РФ. С учетом содержащейся в вопросе информации, на наш взгляд, единственно верный подход состоит в том, что указание в смете на НДС может рассматриваться лишь как техническая ошибка, поскольку оснований для предъявления НДС в приведенной ситуации не имеется. Это связано с тем, что по смыслу п. 3 ст. 709, п. 2 ст. 740, п. 1 ст. 743 ГК РФ составление сметы является только способом определения цены, а смета - документ, отражающий формирование цены в порядке, согласованном сторонами. При проведении закупки смета, составленная заказчиком в соответствии с ч. 1, 9 ст. 22 Закона N 44-ФЗ, только обосновывает НМЦК, цену контракта с единственным контрагентом. Непосредственно же цена контракта, заключаемого по итогам конкурентных процедур, как указано выше, определяется предложением контрагента по итогам соответствующей процедуры. Очевидно, что при таких обстоятельствах нет никаких оснований и для отражения сумм НДС в формах КС-2 и КС-3, где в соответствующих графах могут быть проставлены прочерки.

К сведению:

При этом, поскольку только подрядчик может знать все нюансы формирования предложенной им цены, то и представление сметы, то есть расчета этой цены, должно рассматриваться как его, в первую очередь, обязанность. Безусловно, смета при этом подлежит утверждению заказчиком и вступает в силу после такого утверждения, как это и предусмотрено п. 3 ст. 709 ГК РФ. В связи с изложенным отметим, что если смета, обосновывающая НМЦК строительных работ, согласно ч. 9 ст. 22 Закона N 44-ФЗ составляется в соответствии с методиками и нормативами (государственными элементными сметными нормами) строительных работ и специальных строительных работ либо в соответствии с реставрационными нормами и правилами, утвержденными на то федеральными органами то ни одна норма закона не указывает, что подрядчик обязан использовать такие расценки. Более того, поскольку согласно п. 1 ст. 424 ГК РФ цены (тарифы, расценки, ставки и т.п.), устанавливаемые или регулируемые уполномоченными на то государственными органами и (или) органами местного самоуправления, применяются только в установленных законом случаях, а цены на подрядные работы не регулируются, правоприменительная практика исходит из того, что сметные нормативы, утверждаемые различными государственными органами или учреждениями, для частных организаций обязательной силы не имеют (смотрите, например, постановление ФАС Московского округа от 18.09.2008 N КГ-А41/8488-08). Существуют и разъяснения по данному вопросу регулирующих органов в отношении именно государственных и муниципальных контрактов - письма Минрегионразвития России от 07.05.2008 N 11089-СМ/08, Минэкономразвития России от 17.04.2008 N Д05-1378. Данные разъяснения были даны в период действия Федерального закона от 21.07.2005 N 94-ФЗ "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд", однако, поскольку нормы Закона N 44-ФЗ в этой части аналогичны, а нормы гражданского законодательства в этой части не менялись, полагаем, что они не утратили актуальность. Также ни одна норма закона не указывает, что составленная подрядчиком смета должна соответствовать смете, разработанной заказчиком для обоснования НМЦК, в частности, это касается включения или невключения в цену НДС (смотрите также, например, п.п. 8-11 письма Минэкономразвития России от 30.09.2014 N Д28И-1889).

Таким образом, на наш взгляд, в описанной ситуации сторонам контракта следует согласовать составление новой сметы, не включающей НДС, предпочтительно - силами подрядчика. Отметим, что указанный порядок действий не предусмотрен законодательством, но и не запрещен, поэтому не исключено, что правомерность таких действий может быть оспорена контролирующими органами. В таком случае окончательно вопрос может быть решен только судом с учетом конкретных обстоятельств дела и формулировок контракта и документации об аукционе.

Ответ подготовил:

Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ

Александров Алексей

Ответ прошел контроль качества

не могу найти сама(Единственное, что поняла это то, что заказчик просит форму кс-2 предоставить без суммы ндс это правомерно, а вот каким документом это подтверждается, очень коротко и не понятно, если честно...

Согласно Постановлению Росстата (приведено ниже в рекомендации) утверждены формы КС-2 и КС-3 и порядок их заполнения. Согласно данному порядку в форме КС-2 не предусмотрено строк (граф) для заполнения суммы НДС. В данном документе указывается только общая стоимость выполненных работ, на его основании определяется выручка от реализации услуг (работ) без учета НДС. То есть по строке «Итого» формы КС-2 отражается общая стоимость работ без учета НДС. А вот в форме КС-3 помимо строки «Итого» предусмотрены строки «Сумма НДС» и «Всего с НДС». Следовательно, показатель суммы НДС со стоимости выполненных работ может быть заполнен только в форме КС-3, а в форме КС-2 сумма НДС не отражается. Образцы заполнения форм КС-2 и КС-3 см. по ссылкам http://www.1gl.ru/#/document/118/17371/?step=19 , http://www.1gl.ru/#/document/118/26590/?step=21).

Обоснование

1. Правовая база Постановление Росстата, Госкомстата России от 11.11.1999 № 100 Об утверждении унифицированных форм первичной учетной документации по учету работ в капитальном строительстве и ремонтно-строительных работ

Акт о приемке выполненных работ (форма № КС-2)

Применяется для приемки выполненных подрядных строительно-монтажных работ производственного, жилищного, гражданского и других назначений. Акт составляется на основании данных Журнала учета выполненных работ (форма № КС-6а) в необходимом количестве экземпляров. Акт подписывается уполномоченными представителями сторон, имеющих право подписи (производителя работ и заказчика (генподрядчика). На основании данных Акта о приемке выполненных работ заполняется Справка о стоимости выполненных работ и затрат (форма № КС-3).

Справка о стоимости выполненных работ и затрат (форма № КС-3)

Применяется для расчетов с заказчиком за выполненные работы. Справка составляется в необходимом количестве экземпляров. Один экземпляр - для подрядчика, второй - для заказчика (застройщика, генподрядчика). В адрес финансирующего банка и инвестора Справка представляется только по их требованию. Выполненные работы и затраты в Справке отражаются исходя из договорной стоимости. Справка по форме № КС-3 составляется на выполненные в отчетном периоде строительные и монтажные работы, работы по капитальному ремонту зданий и сооружений, другие подрядные работы и представляется субподрядчиком генподрядчику, генподрядчиком заказчику (застройщику). В стоимость выполненных работ и затрат включается стоимость строительно-монтажных работ, предусмотренных сметой, а также прочие затраты, не включаемые в единичные расценки на строительные работы и в ценники на монтажные работы (рост стоимости материалов, заработной платы, тарифов, расходов на эксплуатацию машин и механизмов, дополнительные затраты при производстве работ в зимнее время, средства на выплату надбавок за подвижной и разъездной характер работы, надбавки за работу на Крайнем Севере и в приравненных к нему районах, изменение условий организации строительства и т.п.).В графе 4 стоимость работ и затрат указывается нарастающим итогом с начала выполнения работ, включая отчетный период. В графе 5 стоимость работ и затрат указывается нарастающим итогом с начала года, включая отчетный период. В графе 6 выделяются данные за отчетный период. Данные приводятся в целом по стройке, с выделением данных по каждому входящему в ее состав объекту (пусковому комплексу, этапу).В Справке по требованию заказчика или инвестора приводятся данные по видам оборудования, относящегося к стройке (пусковому комплексу, этапу), к монтажу которого приступили в отчетном периоде. При этом в графе 2 указываются наименование и модель оборудования, а в графах 4,5,6 - данные о выполненных монтажных работах. По строке "Итого" отражается итоговая сумма работ и затрат без учета НДС. Отдельной строкой указывается сумма НДС. По строке "Всего" указывается стоимость выполненных работ и затрат с учетом НДС.

2. Справочная база Памятка к форме № КС-2. Акт о приемке выполненных работ

Для чего нужен бухгалтерии

У исполнителя акт КС-2 подтверждает приемку работ заказчиком и переход к нему всех рисков. На основании данного документа исполнитель признает выручку от реализации работ.

У заказчика:
– подтверждает принятие к учету строительных работ для вычета НДС;
– отражает расходы на строительство, которые включают в первоначальную стоимость объекта.

Рассмотрим, вправе ли заказчик (инвестор) строительства, получив акт о приемке выполненных работ (форма № КС-2) и справку о стоимости выполненных работ и затрат (форма № КС-3), принять НДС к вычету, если этап по договору или строительство не завершены

04.09.2015

Данный вопрос весьма актуален, поскольку если заказчик будет придерживаться консервативной позиции, а именно принимать к вычету НДС только после завершения строительства, то из-за длительных сроков последнего может оказаться так, что НДС, предъявленный заказчиком к вычету, возник более трех лет назад. Тогда налоговая инспекция может отказать в праве на вычет НДС, указав, что нарушен срок для возврата налога.

В силу сложившейся в строительстве практики акт о приемке выполненных работ (форма № КС-2) (утв. пост. Госкомстата России от 11.11.1999 № 100) и подготовленную на его основе справку о стоимости выполненных работ и затрат (форма № КС-3) подрядчик предоставляет заказчику ежемесячно или ежеквартально.

Поэтому вопрос, по сути, заключается в том, что контролирующие органы нередко воспринимают форму № КС-2 не как полноценный акт выполненных работ, а как промежуточный документ, который не свидетельствует о передаче подрядчиком заказчику результатов выполненных работ.

Приемка выполненных работ для целей принятия НДС к вычету

Согласно действующему порядку (п. 6 ст. 171, п. 5 ст. 172 НК РФ) вычеты НДС заказчиком строительства производятся по общим правилам, то есть при выполнении следующих условий (п. 1 ст. 172 НК РФ):

  • имеется счет-фактура подрядчика;
  • результаты работ приняты к учету;
  • есть в наличии соответствующие первичные документы.

Кроме того, обязательным условием для принятия к вычету суммы предъявленного налога является использование строящегося объекта для осуществления операций, облагаемых НДС (п. 2 ст. 171 НК РФ).

Если с первым и третьим условием все понятно, то с вопросом принятия на учет результатов выполненных работ возникают проблемы. Термин «принятие на учет» в главе 21 Налогового кодекса не определен. В то же время, исходя из сложившейся практики, общепринято, что если заказчик имеет основание для принятия на учет этапа как капитального вложения (счет 08 или забалансовый счет, если работы выполнены за счет средств другого инвестора), то такая ситуация подпадает под понятие работ, принятых на учет, и НДС к вычету принимается.

Однако по поводу акта о приемке выполненных работ (форма № КС-2) Президиум ВАС РФ еще в 2000 году высказал следующую точку зрения (информационное письмо Президиума ВАС РФ от 24.01.2000 № 51 (далее - Информационное письмо)): риски случайной гибели на объект строительства переходят к заказчику после подписания акта на выполненный этап или по окончании строительства. То есть, по мнению Президиума ВАС РФ, подписанный сторонами акт о приемке выполненных работ (форма № КС-2) без подписания акта на завершение этапа или окончание строительства не влечет перехода рисков случайной гибели к заказчику.

Именно на этом основании контролирующие органы стали настаивать, что заказчик не вправе принять к вычету НДС по актам КС-2 до подписания актов на этап или окончания строительства. Согласно принятой ими позиции тот факт, что по указанным актам КС-2 к заказчику не переходят риски случайной гибели, свидетельствует, что у заказчика нет оснований считать работы принятыми на учет (в смысле ст. 171, 172 Кодекса) и, соответственно, принять к вычету НДС. Такие выводы изложены в целом ряде писем Минфина России (письма Минфина России от 21.09.2012 № 03-07-10/24, от 14.10.2010 № 03-07-10/13, от 20.03.2009 № 03-07-10/07, от 05.03.2009 № 03-07-11/52).

Следует отметить, что в упомянутом выше Информационном письме речь шла исключительно о гражданско-правовых отношениях (п. 18 Информационного письма). Так, рассматривалась ситуация, когда в договоре строительного подряда этапы работ не выделялись. При этом подрядчик и заказчик подписывали акты о приемке выполненных работ (форма № КС-2) на регулярной основе. Весенним разливом реки смыло фундамент, и работы по его сооружению подрядчик вынужден был выполнить повторно. Встал вопрос: за чей счет должны были проводиться повторные строительные работы?

ВАС РФ указал на то, что в гражданско-правовом смысле подписание актов КС-2 не влечет перехода рисков случайной гибели к заказчику, следовательно, подрядчик должен выполнить работы повторно за свой счет.

В то же время, по нашему мнению, выводы ВАС РФ не имеют отношения к налоговым правоотношениям. С точки зрения нормстатей 171 и 172 Налогового кодекса подписание акта КС-2 означает, что стороны согласовали объем выполненных исполнителем работ и это является основанием для реализации у подрядчика, а также для принятия на учет результатов работ и, соответственно, вычета НДС у заказчика.

Суды в основном выносят решение в пользу налогоплательщиков, позволяя принять к вычету НДС заказчику на основании актов КС-2 (пост. ФАС СКО от 22.01.2013 № Ф08-6815/12 (определением ВАС РФ от 03.09.2013 № ВАС-6457/13 в передаче дела в Президиум ВАС РФ отказано); ФАС МО от 20.11.2012 № Ф05-13125/12, от 19.04.2012 № Ф05-3177/12, от 07.04.2011 № Ф05-1997/11; ФАС СЗО от 21.12.2010 № Ф07-11482/2010; ФАС УО от 30.09.2009 № Ф09-6937/09-С2 (определением ВАС РФ от 29.03.2010 № ВАС-740/10 в передаче дела в Президиум ВАС РФ отказано)).

Итак, мы имеем типичную для спорных вопросов ситуацию - большинство судебных решений приняты в пользу налогоплательщиков, но позиция чиновников противоположна. Такие ситуации неудобны тем, что если компания в своей деятельности руководствуются данными судебными решениями, то она должна опасаться возможного налогового спора.

Но следует отметить, что с недавних пор и контролирующие органы в своих разъяснениях, касающихся этой проблемы, стали учитывать позицию судов (письма ФНС России от 21.06.2013 № ЕД-4-3/11246@, от 06.05.2013 № ЕД-4-3/8255@). Так, в письмеФНС России от 6 мая 2013 года № ЕД-4-3/8255@ (далее - Письмо) рассматривается ситуация, близкая к обсуждаемой в данной статье. А именно, речь идет о праве на вычет НДС по актам КС-2 инвестором, получившим эти акты от застройщика. По мнению федеральной налоговой службы, инвестор вправе заявить к вычету суммы НДС по счетам-фактурам, выставленным застройщиком (техническим заказчиком) от своего имени, при условии приемки и принятия к учету инвестором результатов выполненных работ и при наличии соответствующих первичных документов.

Такой вывод ФНС России сделала, принимая во внимание арбитражную практику по рассматриваемому вопросу: в письме подчеркнуто, что данная позиция согласуется с судебной практикой, в частности с определениями ВАС РФ (определения ВАС РФ от 29.03.2010 № ВАС-740/10, от 07.08.2009 № ВАС-10062/09, от 13.07.2009 № ВАС-8688/09).

Возникновение права на вычет

Исходя из содержания пункта 6 статьи 171 Налогового кодекса, возникновение у налогоплательщика, являющегося инвестором, права на налоговый вычет не зависит от того, в каком порядке осуществляются расчеты за выполнение подрядных работ и, соответственно, кто предъявил ему к уплате упомянутые суммы - непосредственно подрядная организация или застройщик (технический заказчик). Именно такое толкование указанной нормы было дано в разъяснениях Пленума ВАС РФ (п. 22 пост. Пленума ВАС РФ от 30.05.2014 № 33) «О некоторых вопросах, возникающих у арбитражных судов при рассмотрении дел, связанных с взиманием налога на добавленную стоимость».

Кроме того, здесь же было отмечено, что если инвестор взаимодействует с застройщиком (техническим заказчиком), который не выполняет одновременно функции подрядчика, то в целях применения положений главы 21 Налогового кодекса его действия надлежит квалифицировать в качестве посредника и применять к нему правила пункта 1 статьи 156 Кодекса.

Налоговики пересмотрели свой подход

Достаточно длительное время Минфин России и Федеральная налоговая служба придерживались мнения о необоснованности применения заказчиком (инвестором) вычетов на основании счетов-фактур и актов по форме КС-2 в случаях, когда этап по договору или строительство не завершены.

Позиция налоговиков, высказанная в письмах ФНС России от 21 июня 2013 года № ЕД-4-3/11246@, от 6 мая 2013 года №ЕД-4-3/8255@, означает отход инспекторов от ранее принятой точки зрения по данному вопросу. Хотя, строго говоря, квалифицировать эту позицию как «официальное разрешение» можно будет только тогда, когда подобные разъяснения появятся в соответствующем разделе на сайте ФНС России. Но очевидно, что перелом в умах руководителей налоговой службы уже наступил.

В немалой степени этому способствовала единообразная судебная практика, на которую в своем письме от 6 мая 2013 года № ЕД-4-3/8255@ ссылаются налоговики.

Суды в этом вопросе точку зрения налоговиков не разделяли. Если у заказчика (инвестора) имелись счета-фактуры, акты по форме КС-2 и выполненные работы были отражены соответствующим образом в бухгалтерском учете, они признавали применение заказчиком вычетов правомерным безотносительно к наличию условий о поэтапной сдаче строительства в договоре или переходу от подрядчика к заказчику рисков случайной гибели или повреждения результатов работ.

Налоговики, не видя перспектив в подобных судебных разбирательствах, которые подпортили им статистику споров с налогоплательщиками, сделали политически правильный вывод и фактически пересмотрели свой подход к решению этого вопроса в пользу компаний.

В связи с этим при принятии заказчиком (инвестором) вычетов налога на добавленную стоимость на основании счетов-фактур на выполненные подрядчиком работы по капитальному строительству, оформленные актом по форме КС-2 и справкой по форме КС-3 (т.е. документами, которыми обычно в строительстве оформляется сдача-приемка выполненных за определенный временной промежуток работ), риски споров с налоговиками близки к нулю.

Андрей Приходько , заместитель начальника отдела налоговых споров группы компаний «Транснефть»

ООО на ОСНО. Мы с компанией заключили договор на ремонт помещения, сумма в договоре указана с учетом НДС 77639,04руб. Нам выполнили ремонтные работы, а в форме КС-2 акт о приемке выполненных работ в строке Итого по акту (всего в руб) указали сумму без учета НДС 65795,80 и в данном документе НДС не выделен. Будет ли это ошибкой и считаться неправильно оформленный КС-2

Нет, не будет. Выделение суммы НДС в форме КС-2 не предусмотрено. При этом в «Справке о стоимости выполненных работ и затрат» (форма № КС-3) по строке «Итого » отражается итоговая сумма работ и затрат без учета НДС. Отдельной строкой указывается сумма НДС, а по строке «Всего» указывается стоимость выполненных работ и затрат с учетом НДС.

Обоснование

Вопросы, связанные с начислением и уплатой налога на добавленную стоимость строительными организациями

С.В. Сергеев, советник государственной гражданской службы РФ III ранга

Нужно ли выделять НДС в форме № КС-2?

Нет, не нужно.*

Форма № КС-2 «Акт о приемке выполненных работ» утверждена постановлением Госкомстата России от 11 ноября 1999 г. № 100 . Выделение суммы НДС в данной форме не предусмотрено.

При этом в «Справке о стоимости выполненных работ и затрат» (форма № КС-3) по строке «Итого » отражается итоговая сумма работ и затрат без учета НДС. Отдельной строкой указывается сумма НДС, а по строке «Всего» указывается стоимость выполненных работ и затрат с учетом НДС.

Какие документы нужны для вычета НДС?

В форме № КС-2 не указан НДС (его указание в этой форме не предусмотрено), но есть Справка о стоимости… (форма № КС-3). В ней и прописан НДС. Правильно ли, что для принятия к учету расходов и для вычета НДС по строительству достаточно: акта приемки-передачи работ (№ КС-2); справки (№ КС-3) – она же и дополняет акт отсутствующей строкой НДС; счета-фактуры (для вычета НДС)?

Отвечает
А.Ю. Дементьев,
генеральный директор
ООО «Аудит-Эскорт»

Все зависит от того, что именно подписывается в № КС-2 и № КС-3 . Варианта два: это либо сданный заказчику результат работ по договору в целом (этапа работ, если поэтапная сдача предусмотрена договором), либо подписание объемов и стоимости выполненных работ без передачи заказчику их результата.

В первом случае для принятия к учету расходов, выписки счета-фактуры и вычета НДС этих документов достаточно*. Но такие случаи встречаются крайне редко, поскольку формы № КС-2 и № КС-3 , как правило, подписываются ежемесячно и не отражают передачу заказчику результатов работ, как это предусмотрено ГК РФ. А в № КС-2 фиксируется фактически выполненный объем работ безотносительно его завершения по видам или комплексам, то есть этапности.

Поэтому, вероятнее всего, речь нужно вести о втором случае. А именно, как было указано выше, данные формы подтверждают объем выполненных работ для определения величины очередного промежуточного платежа (аванса) подрядчику. Результат работ при этом не передается. А значит, счет-фактура не выписывается, так как не происходит реализация, которая, согласно НК РФ, определяется как передача «результатов выполненных работ одним лицом для другого лица». Ведь в силу пункта 3 статьи 168 НК РФ счет-фактура выписывается в течение пяти дней с момента реализации работ. Значит, счет-фактура может быть выписан в этом случае только на аванс, полученный от заказчика согласно форме № КС-3 . Счет-фактура на реализацию работ выписывается только после передачи заказчику результата работ по договору в целом либо этапа работ. Такая реализация может быть оформлена либо актом № КС-11 , либо актом произвольной формы (например, при сдаче работ субподрядчиком генподрядчику или при сдаче этапа работ). В этих документах должны быть указаны суммы НДС. Тогда и налог к вычету можно принять*. Что касается возможности отнесения к затратам объемов выполненных подрядчиком работ по



error: