Основные полномочия цб рф. Функции центрального банка рф

Центральные банки учреждены в большинстве современных капиталистических экономик. Их функции исключительно значимы с точки зрения поддержания устойчивости хозяйственной системы государства, оборота национальной валюты, решения важнейших социальных задач. Какова их специфика? Каковы особенности работы Банка России?

История появления центральных банков

Прежде чем исследовать сущность ЦБ как отдельного политического и финансового института, а также изучать основные функции и задачи ЦБ РФ, ознакомимся с основными историческими сведениями о том, как появились Центральные банки. Прежде всего отметим, что наименование соответствующих структур в разных государствах может различаться. Например, в России официальное наименование соответствующего кредитного учреждения - Банк России. В США аналогичную функцию выполняет Федеральная резервная система. В Беларуси работает Национальный банк. Но ключевые функции, которые выполняют соответствующие финансовые структуры, в принципе, одни и те же. Неофициально большинство подобных организаций именуются Центральными банками, или ЦБ, и рассматриваются как игроки финансового рынка, решающие одни и те же задачи.

Касательно ключевых исторических фактов можно отметить, что первые ЦБ появились в конце 17 века. Банк Швеции, или "Риксбанк", многие исследователи считают первым «центральным». Он был основан в 1668 году. К первым ЦБ можно также отнести Банк Англии, который был наделен правом эмиссии банкнот, а также учета векселей. Данное учреждение было основано в 1694 году. Впоследствии ЦБ как финансовый институт стал распространяться и в других государствах. Постепенно функции ЦБ, открывавшихся в разных странах мира, стали дополняться казначейскими активностями, выполнением посреднической роли между правительством и коммерческими банками, решением задач, связанных с реализацией национальной кредитно-финансовой политики.

Факторы определения роли ЦБ в экономике государства

Несмотря на схожесть решаемых задач, ЦБ в разных странах различаются по степени независимости от государства - прежде всего политической. Например, Федеральная резервная система США рассматривается как пример одного из самых суверенных финансовых институтов. В свою очередь, Немецкий федеральный банк - в числе тех кредитных учреждений, что в значительной степени аффилированы с государством. Однако, вне зависимости от того, каков фактический суверенитет Центробанка, ключевые функции ЦБ в большинстве государств в целом схожие. В числе таковых:

  • эмиссия национальной валюты;
  • обеспечение функционирования коммерческих кредитно-финансовых организаций;
  • участие в реализации правительственных экономических программ;
  • макроэкономическое регулирование;
  • контроль над соблюдением законности работы финансовых организаций, работающих внутри страны;
  • аналитическая работа в части выявления ключевых показателей эффективности экономики государства.

Безусловно, данные направления активностей ЦБ могут дополняться иными функциями, определяемыми исходя из специфики развития хозяйственной системы конкретной страны.

Особенности деятельности Банка России

Изучим теперь ключевые особенности работы и функции ЦБ РФ. Банк России функционирует на основе положений ФЗ № 86, принятого 10 июля 2002 года. Так, в соответствии с данным законом, имущество ЦБ РФ принадлежит государству на правах федеральной собственности. Вместе с тем Банк России имеет определенные полномочия, связанные с распоряжением своими активами, включая золотовалютные резервы.

Работа ЦБ РФ предполагает активное взаимодействие с государственными органами власти. Так, ЦБ РФ обязан ежегодно представлять в Госдуму ключевые тезисы, касающиеся государственной кредитно-финансовой политики. До этого соответствующий проект должен передаваться президенту РФ и правительству. Банк России, как и большинство ЦБ в других странах, наделен правом эмиссии национальной валюты, регулирования обращения финансов в стране, установления валютного курса, управления золотовалютными резервами.

Монетарная политика ЦБ

Многие ключевые задачи и функции ЦБ коррелируют с монетарной политикой государства. Эта закономерность характерна как для Центробанков развитых государств в целом, так и для ЦБ РФ. Ключевые направления монетарной политики, которые выделяют современные исследователи, таковы:

  • поддержание стабильности цен,
  • денежная эмиссия,
  • обеспечение конкурентного курса национальной валюты,
  • решение социальных задач - таких как снижение уровня безработицы.

Центральные банки, выстраивая стратегии реализации монетарной политики, определяют целевые показатели по каждому из отмеченных направлений работы. Например, это может быть желаемый курс национальной валюты, уровень безработицы, темпы инфляции и т. д. После чего они осуществляют регулирование банковской системы с целью обеспечения соответствия ключевых ее показателей желаемым значениям.

В развитых государствах основные функции и операции ЦБ в части монетарной политики сконцентрированы на достижении приемлемых показателей инфляции и занятости граждан. Приоритет данных задач во многом связан с запросами общества: население страны прежде всего будет приветствовать возможность покупать товары при минимальном росте цен, а также устраиваться на работу по желаемой профессии. Основная сложность, сопровождающая функционирование ЦБ в этой части - в условиях капиталистической экономики низкий уровень безработицы, во многом являющийся результатом динамичного развития хозяйства, может сопровождаться высокими темпами инфляции.

Ключевые функции Банка России

В чем заключаются собственно основные функции ЦБ РФ? Они формируют довольно обширный перечень:

  • взаимодействие с правительством РФ на предмет выработки единой денежно-финансовой политики государства;
  • монопольная эмиссия рубля, организация денежного обращения национальной российской валюты;
  • кредитование и рефинансирование частных банков;
  • установление правил расчетов в РФ, проведения банковских операций;
  • обслуживание бюджетов;
  • управление ЗВР государства;
  • работа по государственной регистрации и лицензированию частных банков;
  • контроль над деятельностью коммерческих кредитно-финансовых структур в части обеспечения законности их функционирования;
  • мониторинг работы частных банков;
  • регистрация эмиссионных процедур, осуществляемых кредитными учреждениями;
  • валютное регулирование и соответствующий контроль;
  • формирование правил расчета российских финансовых резидентов с зарубежными структурами;
  • установление норм, регулирующих бухгалтерский учет и отчетность в РФ;
  • формирование правил, касающихся купли-продажи иностранной валюты;
  • контроль над инфляционными процессами.

Также ЦБ занимается аналитической работой в части выявления ключевых показателей эффективности экономики РФ.

Отмеченные функции ЦБ России коррелируют с ключевыми целями деятельности российского Центробанка.

В числе таковых:

  • обеспечение устойчивости национальной валюты,
  • развитие и укрепление кредитно-финансовой системы РФ,
  • обеспечение эффективной работы платежной системы государства.

Отмеченные цели, поставленные перед российским Центробанком, предполагают их последовательное достижение при участии различных структурных подразделений главного банковского учреждения России. Рассмотрим данный аспект подробнее.

Структура ЦБ

Итак, отмеченные нами выше цели и функции ЦБ предполагают корреляцию с работой структурных подразделений российского Центробанка. Все они выстроены в централизованную систему. В ЦБ РФ, таким образом, реализован принцип вертикального управления.

В структуре Центробанка присутствуют:

  • центральный аппарат;
  • региональные учреждения;
  • вычислительные центры;
  • хранилища;
  • дополнительные учреждения, выполняющие вспомогательную функцию относительно работы ключевых структур.

Специфика работы региональных структур ЦБ

В вертикальную систему управления ЦБ РФ входят, как мы отметили выше, региональные структуры главного банка государства. Рассмотрим специфику их деятельности подробнее.

Высший менеджмент ЦБ

Ответственность за то, насколько эффективно должны выполняться основные функции ЦБ, несет непосредственно высший менеджмент Центробанка. Рассмотрим специфику функционирования соответствующего института подробнее.

Ключевой орган управления Банка России - Совет директоров. Он представляет собой коллегиальную структуру, ответственную за ключевые функции ЦБ, основные направления активностей банка, а также осуществляющую управление учреждением. В Совет директоров Центробанка входят председатель ЦБ, а также работающие на постоянной основе 12 членов Совета ЦБ. Рассматриваемая структура высшего менеджмента Банка России формирует внутреннюю структуру центрального аппарата организации, утверждает уставы различных структурных подразделений Центробанка. В ведении Совета директоров - регулирование активностей коммерческих кредитно-финансовых организаций России.

Инструменты ЦБ

Посредством каких инструментов может выполнять свои функции ЦБ России? Исследователи выделяют следующий их перечень:

  • утверждение ключевой ставки по основным операциям;
  • формирование резервных требований;
  • осуществление транзакций на открытом рынке;
  • кредитование и рефинансирование коммерческих финансовых учреждений;
  • валютное регулирование;
  • эмиссия собственных активов.

В целом, как мы видим, отмеченный перечень инструментов коррелирует с ключевыми функциями Центробанка. Управленческие активности ЦБ РФ осуществляются посредством издания особых нормативно-правовых актов - приказов, указаний. Законодательством РФ могут определяться иные инструменты, позволяющие реализовывать основные функции ЦБ РФ.

Итак, мы рассмотрели основные особенности деятельности Центробанков как кредитно-финансового института в целом, а также Банка России в частности. Основные функции ЦБ кратко можно представить в следующем перечне:

  • макроэкономическое регулирование в корреляции с социальными задачами;
  • обеспечение устойчивости финансовой системы государства;
  • эмиссия национальной валюты и обеспечение оборота наличности в стране.

Их выполнение предполагает наделение Центробанка необходимыми полномочиями в части взаимодействия с другими ведомствами. Но каким должен быть их объем? Рассмотрим данный вопрос в контексте взаимодействия ЦБ и других органов власти.

Взаимодействие ЦБ и органов власти

Зафиксированные в законодательстве роль и функции ЦБ на практике означают, что главному банковскому учреждению государства придется взаимодействовать также и с другими госструктурами, и в этом смысле данные коммуникации могут сопровождаться появлениям ряда противоречий. В чем они могут заключаться?

Прежде всего в том, что интересы небанковских госструктур - например Министерства финансов, могут предполагать приоритетное снижение безработицы. В свою очередь, ЦБ может принять решение о том, чтобы ставить акцент на снижение как раз-таки инфляции. Позиция обоих ведомств в этом случае вполне объяснима. Минфин как правительственная структура будет заинтересован прежде всего в решении социальных задач, в данном случае - обеспечении занятости граждан. В свою очередь, в функции ЦБ РФ входит обеспечение макроэкономической стабильности, одним из критериев которой считается низкая инфляция.

Касательно решения отмеченной проблемы - когда приоритеты ЦБ и других органов власти могут расходиться, в среде исследователей наблюдаются две довольно полярные точки зрения. В соответствии с первой, цели и функции ЦБ РФ должны быть приоритетнее активностей правительственных структур, так как грамотное макроэкономическое регулирование - потенциально более мощный с точки зрения эффективного управления национальным хозяйством инструмент, чем решение задач, предопределяемых запросами общества, которые могут не всегда коррелировать с возможностями государства. Каждый гражданин, полагают исследователи, желает получать большую зарплату на хорошей должности, но это желание должно быть реальным с точки зрения объективных законов экономики. В знании которых, как предполагается, больше компетентности имеют финансисты ЦБ, чем сотрудники правительства.

В соответствии с другой точкой зрения, задачи и функции ЦБ РФ должны непосредственным образом предопределяться запросами общества. Вполне возможно, полагают аналитики, что граждане окажутся вполне готовы к высокой инфляции - но главное, чтобы была работа. В пример сторонники данной точки зрения ставят некоторые европейские государства, в которых рост цен невысок либо и вовсе выражается в отрицательных значениях, но безработица зашкаливает за десятки процентов. В этом смысле ЦБ тех стран на отлично решают задачу, связанную с таргетированием инфляции, но запросы общества при этом оказываются совершенно не удовлетворенными - люди не могут устроиться на работу, а их доходов бывает недостаточно даже для приобретения товаров по стабильным ценам.

Подобная дискуссия часто перетекает в постановку вопроса: "Стоит ли законодательно разрешать ЦБ действовать независимо от правительства и отдавать ЦБ, тем самым, приоритет в макроэкономическом регулировании?" Рассмотрим данный аспект подробнее.

Нужна ли ЦБ независимость?

Итак, должен ли ЦБ быть независимым от правительства? Есть две полярные точки зрения на этот счет.

Первая предполагает - да, ЦБ должен быть как можно более независимым от других политических институтов. Это предопределяется законами капиталистической экономики, по которым чем большую свободу действий имеет тот или иной субъект рынка, тем более эффективно развивается хозяйственная система - в той или иной отрасли либо в масштабах государства в целом.

Основной контраргумент отмеченной позиции - независимость ЦБ хороша ровно до того момента, пока в экономике не начался кризис. После этого действия ЦБ, продиктованные неким анализом и расчетами, в которых всегда может закрасться ошибка, могут предопределить возникновение масштабного социально-политического кризиса. В подобных сценариях Центробанк должен, и это как минимум, учитывать позицию правительственных структур, а лучше всего - приводить свои активности в соответствие с теми приоритетами, что формируются на уровне небанковских политических институтов.

Каков статус ЦБ РФ, насколько он независим от государственных структур? С одной стороны, в законодательстве РФ есть формулировки, по которым основные функции и задачи ЦБ РФ предполагают активности при условии суверенитета ЦБ относительно Правительства. С другой стороны, ЦБ РФ подотчетен органам власти - в частности Государственной Думе. Таким образом, российский Центробанк юридически имеет возможность действовать независимо, на практике - реальное задействование соответствующих полномочий проследить сложно.

В сообществе российских экспертов распространен тезис в подтверждение независимости ЦБ, который заключается в фактическом нежелании Центробанка России пускать золотовалютные резервы государства на инфраструктуру либо решение социальных задач - вместо этого ЗВР продолжают держаться в иностранных активах. В этом смысле активности Банка России могут оцениваться как несоответствующие приоритетам Правительства. Есть и контраргумент данному тезису - на данный момент ЗВР, исходя из макроэкономических реалий, не вполне целесообразно использовать как инвестиционный ресурс. Лучше пусть это будут резервы на случай кризисов в экономике. Как только необходимость в использовании ЗВР как инструмента инвестиций появится, и правительство РФ подтвердит это, ЦБ высвободит соответствующие резервы, полагают исследователи.

К основным функциям ЦБ РФ относятся:

монопольная эмиссия наличных денег и организация их обращения

функция финансового агента, банкира Правительства

финансирование кредитно-банковских институтов («банк банков»)

кредитно-денежное регулирование и банковский надзор

Остановимся подробно на каждой из функций.

1) Эмиссия банкнот и организация их обращения. За Банком России как представителем государства законодательно закреплено осуществление эмиссии наличных денег, организация их обращения и изъятия из обращения на территории Российской Федерации.

Совет директоров принимает решение о выпуске в обращение новых банкнот и монет и об изъятии старых, утверждает номиналы и образцы новых денежных знаков.

В целях организации наличного денежного обращения на территории Российской Федерации на Банк России возлагаются следующие функции: прогнозирование и организация производства, перевозка и хранение банкнот и монет, создание их резервных фондов; установление правил хранения, перевозки и инкассации наличных денег для кредитных организаций; установление признаков платежеспособности денежных знаков и порядка замены поврежденных банкнот и монет, а также их уничтожения; определение порядка ведения кассовых операций.

2) Функция финансового агента, банкира Правительства. Являясь по своему статусу финансовым агентом Правительства, ЦБ осуществляет операции по размещению и погашению государственного долга, кассовому исполнению бюджета, ведению текущих счетов Правительства, надзору за хранением, выпуском и изъятием из обращения монет и казначейских билетов, а также переводу валютных средств при осуществлении расчетов правительства с другими странами.

Важная роль ЦБ в решении таких проблем, как предоставление кредитов на покрытие государственных расходов и дефицита государственного бюджета, соответствует его функции кредитора государства. Основная форма государственных заимствований, используемых на цели финансирования государственных расходов и государственного бюджета - государственные займы.

Государственные займы используются для покрытия бюджетных дефицитов государства посредством аккумуляции временно свободных денежных средств физических и юридических лиц. Они предоставляются на определенный срок на условиях выплаты дохода и оформляются удостоверяющими долговыми обязательствами в бумажной или безбумажной форме.

Выполняя функцию финансового агента Правительства, Центральный Банк осуществляет кассовое исполнение бюджета, прием, хранение и выдачу государственных бюджетных средств, ведение учета и отчетности. В основу кассового исполнения бюджета положен принцип единства кассы, то есть все мобилизованные государственные доходы направляются на единый счет Министерства финансов в ЦБ, с которого черпаются средства для осуществления государственных расходов, таким образом, ЦБ выступает кассиром Правительства.

Единство кассы предоставляет Министерству финансов возможность осуществлять постоянный контроль над поступлением средств на его счет и за движением кассовой наличности; обеспечивает централизацию государственных бюджетных средств и балансирование доходов и расходов каждого из бюджетов (федерального, региональных, местных), образующих в совокупности бюджетную систему страны; позволяет проводить операции по кассовому исполнению бюджета на всей территории страны. Осуществление кассового исполнения центральным банком дает возможность отделить функции распоряжения бюджетными средствами и распорядителя кредитами, которые выполняют финансовые органы, от функции приема, выдачи, хранения этих средств, которые входят в компетенцию ЦБ. В результате создаются необходимые условия для контроля над целевым использованием бюджетных средств.

3) Финансирование кредитно-банковских институтов («банк банков»). Рефинансирование коммерческих банков - предоставление им заимствований в случаях, когда они испытывают временные финансовые трудности. Цель рефинансирования - воздействие на состояние денежно-кредитной сферы. Выполняя функцию рефинансирования, ЦБ выступает в качестве банка банков.

Кредиты рефинансирования предоставляются только устойчивым банкам, испытывающим временные финансовые трудности, и различаются в зависимости от формы обеспечения (учетные и ломбардные кредиты); методов предоставления (прямые кредиты и кредиты, предоставляемые на основе проведения аукционов); сроков предоставления (среднесрочные - на 3-4 мес. и краткосрочные - на 1 день или несколько дней); целевого характера (корректирующие кредиты и продленные сезонные кредиты).

4) Функция кредитно-денежного регулирования и банковского надзора ЦБ РФ.

Кредитно-денежная политика ЦБ представляет собой совокупность мероприятий, направленных на изменение денежной массы в обращении, объема кредитов, уровня процентных ставок и других показателей денежного обращения и рынка ссудных капиталов. Ее цель - регулирование экономики посредством воздействия на состояние совокупного денежного оборота, он включает в себя наличную денежную массу в обращении и безналичные деньги, находящиеся на счетах в банках.

Кредитно-денежная политика ЦБ направлена либо на стимулирование денежно-кредитной эмиссии - кредитная экспансия (оживление конъюнктуры в условиях падения производства), либо на ограничение кредитно-денежной эмиссии в периоды экономических подъемов кредитная рестрикция (экономическая теория Кейнса).

ЦБ использует при проведении денежно-кредитной политики комплекс инструментов, которые различаются: по форме их воздействия (прямые и косвенные); по объектам воздействия (предложение денег и спрос на деньги); по характеру параметров, устанавливаемых в ходе регулирования (количественные и качественные).

Все эти методы используются в единой системе.

Основными инструментами кредитно-денежной политики ЦБ являются:

  • - изменение норм обязательных резервов, размещаемых коммерческими банками в ЦБР;
  • - регулирование официальной учетной ставки;
  • - проведение операций с ценными бумагами и иностранной валютой.

Определение приоритетности инструментов денежно-кредитной политики зависит от тех целей, которые решает ЦБ на том или ином этапе развития страны.

Изменение норм обязательных резервов . В соответствии с инструкцией №1 “О порядке регулирования деятельности коммерческих банков” и Указания о порядке формирования централизованных фондов банковской системы России за счет взносов коммерческих банков ЦБР образует резервный фонд кредитной системы РФ, средства которого формируются за счет резервирования в нем определенной доли привлеченных коммерческими банками средств сторонних организаций, которые используются в качестве кредитных ресурсов.

Фонд обязательных резервов - это обязательная норма вкладов коммерческих банков в ЦБ, устанавливаемая в законодательном порядке и определяемая как процент от общей суммы вкладов коммерческих банков. Он создан для того, чтобы при необходимости обеспечить возможность коммерческим банкам своевременно выполнить перед клиентами свои обязательства по возврату ранее привлеченных денежных средств за счет того, что часть этих средств депонируется и не используется банками в качестве кредитных ресурсов.

ЦБ РФ, изменяя нормы обязательных резервов, оказывает влияние на кредитную политику коммерческих банков и состояние денежной массы в обращении. В результате повышения нормы обязательных резервов ЦБ сокращает суммы свободных денежных средств, находящихся в распоряжении коммерческих банков и используемых для расширения активных операций; уменьшение нормы резервов позволяет коммерческим банкам в более полной мере использовать сформированные им кредитные ресурсы, то есть увеличить кредитные вложения в народное хозяйство.

Учётная ставка . Среди инструментов регулирования денежно-кредитной сферы Центральными Банками особое место принадлежит учетной ставке, которая является оперативным инструментом государственного влияния на рынок ссудных капиталов (и в зависимости от его состояния может меняться в течение года). В условиях рыночных отношений централизованное регулирование уровня учетной ставки придает определённую направленность движению кредита по горизонтали (банк - заёмщик) и по вертикали (ЦБ - коммерческий банк). Официальная учетная ставка служит ориентиром для рыночных процентных ставок; её изменение по предоставленным Центральным Банком кредитам, увеличивая или сокращая предложение кредитных ресурсов, регулирует тем самым и спрос на них.

Исходя из учетной ставки, определяются ставки, взимаемые коммерческими банками по своим ссудам, и размеры процентов, выплачиваемых вкладчикам по депозитам и другим счетам. Повышение (в антиинфляционных целях) учетного процента, то есть политика “дорогих денег“, ограничивает для коммерческих банков возможность получить ссуду в ЦБ и одновременно увеличивает цену денег, предоставляемых в кредит коммерческими банками. В результате кредитные вложения в экономику сокращаются и, следовательно, тормозится дальнейший рост производства. Курс же на понижение учетной ставки, политика “дешевых денег“, наоборот, выступает фактором развёртывания кредитных операций и ускорения темпов экономического развития.

Поскольку практически все банки в той или иной степени прибегают к кредитам ЦБ, влияние устанавливаемых им ставок распространяется на всю экономику.

Операции с ценными бумагами и иностранной валютой . Операции на открытом рынке - купля-продажа по заранее установленному курсу ценных бумаг, в том числе государственных, формирующих долг страны. Это считается наиболее гибким методом регулирования кредитных вложений и ликвидности коммерческих банков.

Операции Центрального Банка на открытом рынке оказывают прямое воздействие на объём свободных ресурсов, имеющихся у коммерческих банков, что стимулирует либо сокращение, либо расширение кредитных вложений в экономику, одновременно влияя на ликвидность банков (соответственно уменьшая или увеличивая её). Это воздействие осуществляется посредством изменения ЦБ цены покупки у коммерческих банков или продажи им ценных бумаг.

При жесткой рестрикционной политике, направленной на отток кредитных ресурсов с денежного рынка, ЦБ РФ уменьшает цену покупки, тем самым увеличивая или уменьшая её отклонение от рыночного курса.

Операции на открытом рынке различаются в зависимости от: условий сделки (купля-продажа за наличные или покупка на срок с обязательной обратной продажей обратные операции); объектов сделок (операции с государственными или частными бумагами); срочности сделки (краткосрочные до 3 мес., долгосрочные до 1 года и более операции с ценными бумагами); сферы проведения операций (только на банковском секторе рынка ценных бумаг или и на небанковском секторе рынка); способа установления ставок (определяемых или центральным банком или рынком).

При проведении денежно-кредитной политики Банк России имеет право осуществлять следующие операции с российскими и иностранными кредитными организациями:

предоставлять кредиты на срок не более одного года под обеспечение ценными бумагами и другими активами, если иное не установлено федеральным законом о федеральном бюджете;

покупать и продавать чеки, простые и переводные векселя, имеющие, как правило, товарное происхождение, со сроками погашения не более шести месяцев;

покупать и продавать государственные ценные бумаги на открытом рынке;

покупать и продавать облигации, депозитные сертификаты и иные ценные бумаги со сроками погашения не более одного года;

покупать и продавать иностранную валюту, а также платежные документы и обязательства в иностранной валюте, выставленные российскими и иностранными кредитными организациями;

покупать, хранить, продавать драгоценные металлы и иные виды валютных ценностей;

проводить расчетные, кассовые и депозитные операции, принимать на хранение и в управление ценные бумаги и иные ценности;

выдавать гарантии и поручительства;

осуществлять операции с финансовыми инструментами, используемыми для управления финансовыми рисками;

открывать счета в российских и иностранных кредитных организациях на территории Российской Федерации и иностранных государств.

Обеспечением для кредитов Банка России могут выступать: золото и другие драгоценные металлы в различной форме; иностранная валюта; векселя в российской и иностранной валюте со сроками погашения до шести месяцев; государственные ценные бумаги.

Проведение валютной политики

Банк России представляет интересы Российской Федерации во взаимоотношениях с центральными банками иностранных государств, а также в международных банках и иных международных валютно-финансовых организациях.

ЦБ является проводником государственной валютной политики, включающей в себя комплекс мероприятий, нацеленных на укрепление внешнеэкономических позиций страны и осуществляет эту функцию в соответствии с Законом Российской Федерации "О валютном регулировании и валютном контроле" и федеральными законами.

От имени правительства ЦБ регулирует резервы иностранной валюты и золота, является традиционным хранителем государственных золотовалютных резервов. Он осуществляет регулирование международных расчетов, платежных балансов, участвует в операциях мирового рынка ссудных капиталов и золота. ЦБ, как правило, предоставляет свою страну в международных и региональных валютно-кредитных организациях.

Для осуществления своих функций Банк России может открывать представительства в иностранных государствах.

Регулирование деятельности кредитных институтов

Банк России является органом банковского регулирования и надзора за деятельностью кредитных организаций.

Регулирование кредитных организаций - это система мер, посредством которых государство через ЦБ обеспечивает стабильное и безопасное функционирование банков, предотвращает дестабилизирующие процессы в банковском секторе.

Контроль над деятельностью банков проводится с целью обеспечения устойчивости отдельных банков и предусматривает целостный и непрерывный надзор за осуществлением банком своей деятельности в соответствии с действующим законодательством.

Главная цель банковского регулирования и надзора - поддержание стабильности банковской системы, защита интересов вкладчиков и кредиторов. Банк России не вмешивается в оперативную деятельность кредитных организаций, за исключением случаев, предусмотренных федеральными законами.

При осуществлении функции надзора и контроля над деятельностью коммерческих банков Банк России:

  • - устанавливает обязательные для кредитных организаций правила проведения банковских операций, ведения бухгалтерского учета, составления и представления бухгалтерской и статистической отчетности.
  • - регистрирует кредитные организации в Книге государственной регистрации кредитных организаций, выдает кредитным организациям лицензии на осуществление банковских операций и отзывает их.

В целях обеспечения устойчивости кредитных организаций Банк России может устанавливать им обязательные нормативы:

минимальный размер уставного капитала для вновь создаваемых кредитных организаций, минимальный размер собственных средств (капитала) для действующих кредитных организаций;

предельный размер не денежной части уставного капитала;

максимальный размер риска на одного заемщика или группу связанных заемщиков;

максимальный размер крупных кредитных рисков;

максимальный размер риска на одного кредитора (вкладчика);

нормативы ликвидности кредитной организации;

нормативы достаточности капитала;

максимальный размер привлеченных денежных вкладов (депозитов) населения;

размеры валютного, процентного и иных рисков;

минимальный размер резервов, создаваемых под высоко рисковые активы;

нормативы использования собственных средств банков для приобретения долей (акций) других юридических лиц;

максимальный размер кредитов, гарантий и поручительств, предоставленных банком своим участникам (акционерам).

Для осуществления своих функций в области банковского надзора и регулирования ЦБ проводит проверки кредитных организаций и их филиалов, направляет им обязательные для исполнения предписания об устранении выявленных в их деятельности нарушений и применяет предусмотренные законом санкции по отношению к нарушителям.

В случае нарушения кредитной организацией федеральных законов, нормативных актов и предписаний Банка России, непредставления информации, представления неполной или недостоверной информации ЦБ имеет право требовать от кредитной организации устранения выявленных нарушений, взыскивать штраф в размере до одной десятой процента от размера минимального уставного капитала либо ограничивать проведение отдельных операций на срок до шести месяцев.

В случае невыполнения в установленный срок предписаний об устранении нарушений, а также в случае, если эти нарушения или совершаемые кредитной организацией операции создали реальную угрозу интересам кредиторов (вкладчиков), Банк России вправе:

взыскать с кредитной организации штраф до 1 процента от размера оплаченного уставного капитала, но не более 1 процента от минимального размера уставного капитала;

потребовать от кредитной организации:

  • а) осуществления мероприятий по финансовому оздоровлению кредитной организации, в том числе изменения структуры активов;
  • б) замены руководителей кредитной организации;
  • в) реорганизации кредитной организации;

изменить для кредитной организации обязательные нормативы на срок до шести месяцев;

ввести запрет на осуществление кредитной организацией отдельных банковских операций, предусмотренных выданной лицензией, на срок до одного года, а также на открытие филиалов на срок до одного года;

назначить временную администрацию по управлению кредитной организацией на срок до 18 месяцев;

отозвать лицензию на осуществление банковских операций в порядке, предусмотренном федеральными законами.

Свои функции центральный банк осуществляет через банковские операции - пассивные и активные.

Центральный банк — государственное кредитное учреждение, наделенное функциями и регулирования всей кредитно-банковской системы.

Центральный банк — основное звено национальной кредитно-банковской системы.

Главная функция центрального банка — эмиссия национальных денег и обеспечение устойчивости их покупательной способности.

Цели деятельности Банка России:
  • развитие и укрепление банковской системы России;
Правовой статус Банка России (ЦБ РФ):
  • Банк России является .
  • Функционирует на основе принципа независимости , т.е. не входит в структуру федеральных органов государственной власти.
  • ЦБ РФ — особый институт, обладающий исключительным правом денежной эмиссии и организации денежного обращения.
  • Уставный капитал и иное имущество Банка России являются федеральной собственностью.
  • Банк России обладает финансовой независимостью, т.е. осуществляет свои расходы за счет собственных доходов и не регистрируется в налоговых органах.
  • Государство не отвечает по обязательствам Банка России, а Банк России — по обязательствам государства, если они не приняли на себя таких обязательств.
  • Банк России подотчетен Государственной Думе Федерального Собрания РФ. Органы власти всех уровней не имеют права вмешиваться в деятельность ЦБ РФ.

Функции центрального банка

Центральный банк РФ — это главный банк страны, наделенный особыми полномочиями, в первую очередь, эмиссии национальных денежных знаков и регулирования всей кредитно-банковской системы. Центральный банк — всегда государственное учреждение, наделенное монопольным правом эмиссии банкнот.

Основные функции центрального банка:

1. Эмиссия денег состоит в том, что центральный банк осуществляет монопольное право выпуска неразменных кредитных денег.

2. Осуществление национальной (рис.71).

Рис. 71. Денежно-кредитная политика центрального банка

Центрального банка осуществляется методами либо кредитной экспансии, либо кредитной рестрикции.

5. Банкир правительства — в этой функции на центральный банк возложено кассовое обслуживание государственного бюджета и государственного долга. Будучи банкиром правительства, центральный банк хранит на своих счетах средства госбюджета и госзаймов.

4. Банк банков. Поскольку центральныйбанк не работает с физическими лицами и хозяйственными структурами, тозвеном-посредником выступают коммерческие банки и специализированные кредитно-финансовые институты. Центральный банк осуществляет руководство и контроль над всей кредитно-финансовой системой. Центральный банк устанавливает обязательные нормы резервов для коммерческих банков, выступает для последних кредитором последней инстанции. Кроме того, центральный банк осуществляет переучет векселей коммерческих банков.

5. Хранение золотого и валютного запаса страны .

6. Денежно-кредитное регулирование экономики .

Основные методы :

  • изменение ставки учетного процента (учетная политика);
  • пересмотр норм обязательных резервов (резервная политика);
  • операции с валютой на открытом рынке (для поддержания курса национальной валюты);
  • рефинансирование национальной кредитной системы.
Основными функциями Центрального банка являются:
  • денежная эмиссия — выпуск в обращение национальных денежных знаков;
  • хранение государственных золото-валютных резервов;
  • ведение счетов правительства;
  • хранение резервного фонда других кредитно-финансовых организаций;
  • кредитование коммерческих банков;
  • контроль за деятельностью кредитно-финансовых организаций;
  • кредитно-денежное регулирование экономики.

Центральный банк РФ, структура, правовое положение

Центральный банк России — главный банк страны. Его статус регулируется Конституцией РФ, федеральным законом № 86-ФЗ от 10 июля 2002 г. «О Центральном банке РФ (Банке России)», федеральным законом от 2 декабря 1990 г. «О банках и банковской деятельности» и другими федеральными законами.

Функции и полномочия, предусмотренные Конституцией Российской Федерации и федеральным законом «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России) », Банк России осуществляет независимо от других федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления.

Банк России является юридическим лицом. Банк России имеет печать с изображением Государственного герба Российской Федерации и со своим наименованием. Уставный капитал и иное имущество Банка России являются федеральной собственностью.

Государство не отвечает по обязательствам Банка России, а Банк России — по обязательствам государства , если они не приняли на себя такие обязательства или если иное не предусмотрено федеральными законами.

Банк России осуществляет свои расходы за счет собственных доходов.

Целями деятельности Банка России являются:
  • защита и обеспечение устойчивости рубля;
  • развитие и укрепление Российской Федерации;
  • обеспечение эффективного и бесперебойного функционирования платежной системы.

Получение прибыли не является целью деятельности Банка России .

Банк России выполняет следующие функции:
  • во взаимодействии с Правительством Российской Федерации разрабатывает и проводит единую государственную ;
  • монопольно осуществляет эмиссию наличных денег и организует наличное денежное обращение;
  • является кредитором последней инстанции для , организует систему их рефинансирования;
  • устанавливает правила осуществления расчетов в РФ;
  • устанавливает правила проведения ;
  • осуществляет обслуживание счетов бюджетов всех уровней бюджетной системы РФ;
  • осуществляет эффективное управление золотовалютными резервами ЦБ;
  • принимает решение о государственной регистрации кредитных организаций, выдает кредитным организациям лицензии на осуществление банковских операций, приостанавливает их действие и отзывает их;
  • осуществляет надзор за деятельностью кредитных организаций и банковских групп (далее — банковский надзор);
  • регистрирует эмиссию ценных бумаг кредитными организациями в соответствии с федеральными законами;
  • осуществляет самостоятельно или по поручению Правительства РФ все виды банковских операций и иных сделок, необходимых для выполнения функций ЦБ;
  • организует и осуществляет валютное регулирование и валютный контроль в соответствии с законодательством РФ;
  • определяет порядок осуществления расчетов с международными организациями, иностранными государствами, а также с юридическими и физическими лицами;
  • устанавливает правила бухгалтерского учета и отчетности для банковской системы РФ;
  • устанавливает и публикует официальные курсы иностранных валют по отношению к рублю;
  • принимает участие в разработке прогноза РФ и организует составление платежного баланса РФ;
  • устанавливает порядок и условия осуществления валютными биржами деятельности по организации проведения операций по покупке и продаже иностранной валюты, осуществляет выдачу, приостановление и отзыв разрешений валютным биржам на организацию проведения операций по покупке и продаже иностранной валюты;
  • проводит анализ и прогнозирование состояния экономики Российской Федерации в целом и по регионам, прежде всего денежно-кредитных, валютно-финансовых и ценовых отношений, публикует соответствующие материалы и статистические данные;
  • осуществляет иные функции в соответствии с федеральными законами.

Банк России подотчетен Государственной думе Федерального Собрания Российской Федерации.

Нормативные акты Банка России

Центральный банк по вопросам, отнесенным к его компетенции настоящим федеральным законом и другими федеральными законами, издает в форме указаний, положений и инструкций нормативные акты , обязательные для федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов РФ и органов местного самоуправления, всех юридических и физических лиц.

Нормативные акты Банка России вступают в силу по истечении 10 дней после дня их официального опубликовани я в официальном издании Банка России — «Вестнике Банка России», за исключением случаев, установленных советом директоров. Нормативные акты Банка России не имеют обратной силы.

Нормативные акты Центрального банка должны быть зарегистрированы в Министерстве юстиции Российской Федерации в порядке, установленном для государственной регистрации нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти.

Не подлежат государственной регистрации нормативные акты Центрального банка, устанавливающие:

  • иностранных валют по отношению к рублю;
  • изменение ;
  • размер резервных требований;
  • размеры обязательных нормативов для кредитных организаций и банковских групп;
  • прямые количественные ограничения;
  • правила и отчетности для Банка России;
  • порядок обеспечения функционирования системы Банка России.

Нормативные акты Центрального банка в полном объеме направляются в необходимых случаях во все зарегистрированные кредитные организации.

Нормативные акты ЦБ могут быть обжалованы в суд в порядке, установленном для оспаривания нормативных правовых актов федеральных органов государственной власти.

Центральный банк не вправе участвовать в капиталах кредитных организаций , если иное не установлено федеральными законами.

ЦБ не вправе участвовать в капиталах или являться членом иных коммерческих или некоммерческих организаций , если они не обеспечивают деятельность ЦБ, его учреждений, организаций и служащих, за исключением случаев, установленных федеральными законами.

Банк России может участвовать в капиталах и деятельности международных организаций , которые занимаются развитием сотрудничества в денежно-кредитной, валютной, банковской сферах, в том числе между центральными банками иностранных государств.

Взаимоотношения Центрального банка с кредитными организациями иностранных государств осуществляются в соответствии с международными договорами Российской Федерации, федеральными законами, а также с межбанковскими соглашениями.

Банк России имеет уставный капитал в размере 3 млрд. рублей.

Прибыль Банка России определяется, как разница между суммой доходов от предусмотренных ст. 46 федерального закона «О ЦБ РФ» банковских операций и сделок и доходов от участия в капиталах кредитных организаций и расходами, связанными с осуществлением банком России своих функций, установленных ст. 4 настоящего федерального закона.

Национальный банковский совет — коллегиальный орган Центрального банка.

Численность Национального банковского совета составляет 12 человек, из которых двое направляются Советом Федерации Федерального собрания РФ из числа членов Совета Федерации, трое — Государственной думой из числа депутатов Государственной думы, трое — Президентом РФ, трое — Правительством РФ. В состав Национального банковского совета входит также Председатель Банка России.

Председатель Национального банковского совета избирается членами Национального банковского совета из их числа большинством голосов от общего числа членов Национального банковского совета.

Председатель Национального банковского совета осуществляет общее руководство его деятельностью, председательствует на его заседаниях. В случае отсутствия Председателя Национального банковского совета его функции выполняет заместитель, избираемый из числа членов Национального банковского совета большинством голосов от общего числа членов Национального банковского совета.

Решения Национального банковского совета принимаются большинством голосов от числа присутствующих членов Национального банковского совета при кворуме в семь человек.

В компетенцию Национального банковского совета входит:
  • рассмотрение годового отчета ЦБ;
  • рассмотрение вопросов совершенствования РФ;
  • рассмотрение проекта основных направлений единой государственной денежно-кредитной политики и основных направлений единой государственной денежно-кредитной политики;
  • решение вопросов, связанных с участием БР в капиталах кредитных организаций;
  • назначение главного аудитора БР и рассмотрение его докладов;
  • ежеквартальное рассмотрение информации Совета директоров по основным вопросам деятельности БР:
    • реализации основных направлений единой государственной денежно-кредитной политики;
    • банковского регулирования и банковского надзора;
    • реализации политики валютного регулирования и валютного контроля;
    • организации системы расчетов в РФ;
    • исполнения сметы расходов Банка России;
    • подготовки проектов законодательных актов и иных нормативных актов в области банковского дела;
  • внесение в Государственную думу предложений о проведении проверки Счетной палатой Российской Федерации финансово-хозяйственной деятельности БР, его структурных подразделений и учреждений;

Председатель Банка России

Председатель Центрального банка назначается на должность Государственной думой сроком на четыре года большинством голосов от общего числа депутатов Государственной думы.

Кандидатуру для назначения на должность Председателя Банка России представляет Президент РФ не позднее, чем за три месяца до истечения полномочий действующего Председателя Банка России.

Одно и то же лицо не может занимать должность Председателя Банка России более трех сроков подряд.

В Совет директоров входят Председатель Банка России и 12 членов Совета директоров .

Члены Совета директоров назначаются Государственной думой на должность сроком на четыре года по представлению Председателя Банка России, согласованному с Президентом Российской Федерации.

Решения Совета директоров принимаются большинством голосов от числа присутствующих на заседании членов Совета директоров при кворуме в семь человек и обязательном присутствии Председателя ЦБ или лица, его замещающего. Протокол заседания Совета директоров подписывается председательствовавшим и одним из членов Совета директоров. При принятии Советом директоров решений по вопросам денежно-кредитной политики мнение членов Совета директоров, оказавшихся в меньшинстве, заносится по их требованию в протокол заседания Совета директоров.

  • разрабатывает проект основных направлений единой государственной денежно-кредитной политики;
  • утверждает годовую финансовую отчетность Центрального банка России;
  • утверждает отчет о деятельности Центрального банка России и готовит анализ состояния экономики РФ;
  • утверждает смету расходов Центрального банка;
  • утверждает структуру Банка России;
  • определяет условия допуска иностранного капитала в банковскую систему РФ;
  • устанавливает правила проведения банковских операций и правила бухгалтерского учета и отчетности для банковской системы РФ
Совет директоров Центрального банка также принимает решения:
  • о создании, реорганизации и ликвидации организаций Банка России;
  • об установлении обязательных нормативов для кредитных организаций и банковских групп;
  • о величине резервных требований;
  • об изменении процентных ставок Центрального банка;
  • об определении лимитов операций на открытом рынке;
  • об участии в международных организациях;
  • об участии (о членстве) ЦБ в капиталах организаций (организациях), обеспечивающих деятельность ЦБ, его учреждений, организаций и служащих;
  • о купле и продаже недвижимости для обеспечения деятельности ЦБ и его организаций (дает разрешения на цену и иные условия заключения сделки);
  • о применении прямых количественных ограничений;
  • о выпуске банкнот и монеты ЦБ нового образца, об изъятии из обращения банкнот и монеты ЦБ старого образца;
  • о порядке формирования резервов кредитными организациями;

Члены Совета директоров не могут состоять в политических партиях, занимать должности в общественно-политических и религиозных организациях.

Председатель Центрального банка России:
  • действует от имени Центрального банка России и представляет без доверенности его интересы в отношениях с органами государственной власти, кредитными организациями, организациями иностранных государств, международными организациями, другими учреждениями и организациями;
  • председательствует на заседаниях Совета директоров. В случае равенства голосов голос Председателя ЦБР является решающим;
  • подписывает нормативные акты ЦБ, решения Совета директоров, протоколы заседаний Совета директоров, соглашения, заключаемые ЦБ;
  • несет всю полноту ответственности за деятельность Банка России;
  • обеспечивает реализацию функций Банка России.

Центральный банк образует единую централизованную систему с вертикальной структурой управления. В систему Центрального банка входят центральный аппарат, территориальные учреждения, расчетно-кассовые центры, вычислительные центры, полевые учреждения, учебные заведения и другие предприятия, учреждения и организации, в том числе подразделения безопасности и Российское объединение инкассации, необходимые для осуществления деятельности Центрального банка.

Центральный банк осуществляет денежную эмиссию, организует и изъятие их из обращения, издает нормативные акты по вопросам порядка ведения кассовых операций, правил перевозки, хранения и инкассации наличных денег, управляет денежным обращением экономическими методами .

Взаимоотношения Центрального банка с коммерческими банками и другими кредитными учреждениями определены действующими законами. С одной стороны, Банк России наделен широкими властными полномочиями по управлению денежно-кредитной системой страны, а с другой — он юридическое лицо, вступающее в определенные гражданско-правовые отношения с . Таким образом, Банк России имеет двойственную правовую природу. Одновременно он — орган государственного управления специальной компетенции и юридическое лицо, осуществляющее хозяйственную деятельность.

Перечень функций, выполняемых ЦБР и осуществляемых им независимо от других федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов РФ и органов местного самоуправления, основан на положениях ч. 1 и 2 ст. 75 Конституции РФ, согласно которым денежная эмиссия осуществляется исключительно ЦБР; проводится защита и обеспечение устойчивости рубля.

Банк России, в соответствии со ст. 4 Закона о ЦБР, выполняет следующие функции:

1. Во взаимодействии с Правительством РФ разрабатывает и проводит единую государственную денежно-кредитную политику.

ЦБР ежегодно не позднее срока внесения в Государственную Думу Правительством РФ проекта Закона о федеральном бюджете на очередной финансовый год и плановый период представляет в Государственную Думу проект основных направлений единой государственной денежно-кредитной политики на предстоящий год и не позднее 1 декабря - основные направления единой государственной денежно-кредитной политики на предстоящий год. Совет директоров во взаимодействии с Правительством РФ разрабатывает проект основных направлений единой государственной денежно-кредитной политики и основные направления единой государственной денежно-кредитной политики и представляет эти документы для рассмотрения в Национальный банковский совет, а также Президенту РФ, в Правительство РФ и Государственную Думу.

2. Монопольно осуществляет эмиссию наличных денег и организует наличное денежное обращение.

В соответствии со ст. 34 Закона о ЦБР в целях организации на территории РФ типичного денежного обращения на ЦБР возлагаются следующие функции: прогнозирование и организация производства, в том числе размещение заказа на изготовление банкнот и монеты ЦБР у организации, изготавливающей банкноты и монету ЦБР, перевозка и хранение банкнот и монеты ЦБР, создание их резервных фондов; установление правил хранения, перевозки и инкассации наличных денег для кредитных организаций; установление признаков платежеспособности банкнот и монеты ЦБР, порядка уничтожения, замены поврежденных банкнот и монеты ЦБР; определение порядка ведения кассовых операций.

  • 3. Утверждает графическое обозначение рубля в виде знака.
  • 4. Является кредитором последней инстанции для кредитных организаций, организует систему их рефинансирования, под которым понимается кредитование ЦБР кредитных организаций.
  • 5. Устанавливает правила наличных расчетов, а также правила осуществления расчетов в России, формы и стандарты безналичных расчетов; организует и обеспечивает эффективное и бесперебойное функционирование платежной системы и осуществляет за ней наблюдение (ст. 82.2 Закона о ЦБР).
  • 6. Устанавливает правила проведения банковских операций.

Полномочие ЦБР по установлению обязательных для кредитных организаций и банковских групп правил проведения банковских операций закреплено также в ч. 1 ст. 57 Закона о ЦБР, а согласно п. 16 ч. 1 ст. 18 установление правил проведения банковских операций для банковской системы РФ относится к компетенции Совета директоров.

  • 7. Осуществляет обслуживание счетов бюджетов всех уровней бюджетной системы РФ, если иное не установлено федеральными законами, посредством проведения расчетов по поручению уполномоченных органов исполнительной власти и государственных внебюджетных фондов, на которые возлагаются организация исполнения и исполнение бюджетов.
  • 8. Осуществляет эффективное управление золотовалютными резервами Банка России.
  • 9. Принимает решение о государственной регистрации кредитных организаций, выдает кредитным организациям лицензии на осуществление банковских операций, приостанавливает их действие и отзывает их (ст. 59 Закона о ЦБР).
  • 10. Осуществляет надзор за деятельностью кредитных организаций и банковских групп.
  • 11. Регистрирует эмиссию ценных бумаг кредитными организациями в соответствии с федеральными законами, к которым относятся Закон о банках и Федеральный закон "О рынке ценных бумаг". Правила выпуска и государственной регистрации акций, облигаций и иных эмиссионных ценных бумаг кредитными организациями на территории России установлены в Инструкции ЦБР от 10 марта 2006 г. № 128-И "О правилах выпуска и регистрации ценных бумаг кредитными организациями на территории Российской Федерации".
  • 12. Осуществляет самостоятельно или по поручению Правительства РФ все виды банковских операций и иных сделок, необходимых для выполнения функций ЦБР (ч. 1 ст.46 Закона о ЦБР).
  • 13. Организует и осуществляет валютное регулирование и валютный контроль в соответствии с законодательством РФ. В ст. 54 Закона о ЦБР указано, что ЦБР является органом валютного регулирования и валютного контроля и осуществляет эти функции в соответствии с Законом о валютном регулировании.
  • 14. Определяет порядок осуществления расчетов с международными организациями, иностранными государствами, а также с юридическими и физическими лицами.
  • 15. Устанавливает правила бухгалтерского учета и отчетности для банковской системы РФ. В ч. 1 ст. 57 Закона о ЦБ РФ указано, что ЦБР устанавливает обязательные для кредитных организаций и банковских групп правила организации внутреннего контроля, составления и представления бухгалтерской и статистической отчетности, а также другой информации, предусмотренной федеральными законами.
  • 16. Устанавливает и публикует официальные курсы иностранных валют (котировки) по отношению к рублю (ст. 53 Закона о ЦБР).
  • 17. Принимает участие в разработке прогноза платежного баланса РФ и организует составление платежного баланса РФ. Принимает участие в разработке методологии составления финансового счета РФ в системе национальных счетов и организует составление финансового счета РФ.
  • 18. Устанавливает порядок и условия осуществления валютными биржами деятельности по организации проведения операций по покупке и продаже иностранной валюты, осуществляет выдачу, приостановление и отзыв разрешений валютным биржам на организацию проведения операций по покупке и продаже иностранной валюты.
  • 19. Проводит анализ и прогнозирование состояния экономики РФ в целом и по регионам, прежде всего денежно-кредитных, валютно-финансовых и ценовых отношений, публикует соответствующие материалы и статистические данные.
  • 20. Осуществляет вы план"! по вкладам физических лиц в признанных банкротами банках, не участвующих в системе обязательного страхования вкладов физических лиц в банках РФ, в случаях и порядке, которые предусмотрены Законом о выплатах ЦБР по вкладам физических лиц.
  • 21. Является депозитарием средств Международного валютного фонда в валюте России, осуществляет операции и сделки, предусмотренные статьями Соглашения Международного валютного фонда и договорами с Международным валютным фондом.
  • 22. Осуществляет иные функции в соответствии с федеральными законами.

Банк России выполняет следующие функции:

1) Во взаимодействии с Правительством Российской Федерации разрабатывает и проводит единую государственную денежно-кредитную политику, направленную на защиту и обеспечение устойчивости рубля;

2) Монопольно осуществляет эмиссию наличных денег и организует их обращение;

3) Является кредитором последней инстанции для кредитных организаций, организует систему рефинансирования;

4) Устанавливает правила осуществления расчетов в РФ;

5) Устанавливает правила проведения банковских операций, бухгалтерского учета и отчетности для банковской системы;

6) Осуществляет государственную регистрацию кредитных организаций; выдает и отзывает лицензии кредитных организаций и организаций, занимающихся их аудитом;

7) Осуществляет надзор за деятельностью кредитных организаций;

8) Регистрирует эмиссию ценных бумаг кредитными организациями в соответствии с федеральными законами;

9) Осуществляет самостоятельно или по поручению Правительства Российской Федерации все виды банковских операций, необходимых для выполнения основных задач Банка России;

10) Осуществляет валютное регулирование, включая операции по покупке и продаже иностранной валюты; определяет порядок осуществления расчетов с иностранными государствами;

11) Организует и осуществляет валютный контроль как непосредственно, так и через уполномоченные банки в соответствии с законодательством Российской Федерации;

12) Принимает участие в разработке прогноза платежного баланса Российской Федерации и организует составление платежного баланса Российской Федерации;

13) В целях осуществления указанных функций проводит анализ и прогнозирование состояния экономики Российской Федерации в целом и по регионам, прежде всего денежно-кредитных, валютно-финансовых и ценовых отношений; публикует соответствующие материалы и статистические данные .

Функция проведения государственной денежно-кредитной политики по развитию рыночной экономики, обеспечению устойчивости денежного обращения и покупательной способности национальной денежной единицы. Выполняя эту функцию, Банк принимает участие в разработке основ экономической политики правительства и использует различные методы денежно-кредитного управления банковской системы, входящие в его компетенцию.

Для обеспечения бесперебойной циркуляции денег на Центральный банк возложен контроль за производством, транспортировкой и хранением денежных знаков, а также созданием их резервных фондов. Денежные знаки поступают в обращение после перечисления из резервных фондов в оборотные фонды банков.

Функция эмиссии денег и организации денежного обращения. Эмиссия денег является монопольным правом Центрального Банка и находится только в его компетенции.

Выпуск денег - главный источник денежных средств Центрального Банка, используемый для авансирования расширенного воспроизводства. Эмиссия денег производится в размерах, утверждаемых Советом Министров РФ, и распределяется в соответствии с предусмотренными целями, она осуществляется в двух формах: деньги банковского оборота при кредитовании коммерческих банков; наличные деньги, обеспечивающие кассовые операции по обслуживанию народного хозяйства и бюджета.

Функция кредитования коммерческих банков на основе рефинансирования портфеля ресурсов. Главная особенность этой функции состоит в том, что Центральный Банк как “банк банков” производит кредитование только банковских учреждений. Процесс кредитования заключается в восстановлении денежных средств низовых банков, вложенных в кругооборот капитала предприятий различных отраслей народного хозяйства. Предоставление кредитов происходит по ставкам рефинансирования, установленным Центральным Банком .

Регулирование процентных ставок коммерческих банков осуществляется установлением маржи или предельного уровня превышения ставок рефинансирования Центрального Банка.

Функция организации безналичных расчетов народного хозяйства. При выполнении этой функции “банк банков” устанавливает принципы организации расчетов, способы совершения платежей, формы бланков денежных документов, этапы их бухгалтерской обработки и порядок совершения расчетных операций.

Функция государственной регистрации кредитных учреждений. Во исполнение этой функции Банк рассматривает пакет документов для открытия нового кредитного учреждения и принимает решение о предоставлении лицензии на право ведения банковских операций. Такие лицензии выдаются только кредитным учреждениям, располагающим квалифицированными кадрами для выполнения возлагаемых на них обязанностей.

Функция организации государственного контроля за деятельностью кредитных учреждений. После открытия кредитных учреждений и начала их операций Центральный Банк осуществляет постоянный контроль за их деятельностью. Эта работа производится расчетно-кассовыми центрами банка, в которых находятся корреспондентские счета низовых кредитных органов.

Функция регулирования золотовалютных резервов страны. Центральный Банк России является главным депозитарием золотовалютных резервов государства и организует все операции по покупке и продаже золота и иностранных валют. Операции с этими ценностями производятся по ценам спроса и предложения на золотых и валютных рынках.

Функция составления платежного баланса страны. В условиях детронизации золота, ликвидации золотомонетного стандарта и монетного паритета основой обеспечения банкнот Центрального Банка служат товарные массы, включая товары отечественного и зарубежного производства .

В целях контроля, за состоянием внешней торговли, платежей и золотовалютных резервов Центральный банк РФ составляет платежный баланс Российской Федерации. В балансе отражается соотношение платежей и поступление в страну инвалюты, на основе чего рассчитывается сальдо баланса. Соотношение платежей в области внешней торговли имеет большое значение для курса рубля по отношению к иностранным валютам. При превышении экспорта над импортом спрос на отечественную валюту возрастает, а при обратном соотношении - падает, что оказывает соответствующее воздействие на курс рубля. Поэтому поддержание стабильности платежного баланса - одна из наиболее важных задач Центрального Банка, связанная с регулированием курса рубля.

Успешное выполнение функций Центрального Банка РФ - необходимое условие эффективного развития рыночной экономики нашей страны.

Выполнение этих задач осуществляется на основе эмиссии денег, кредитования коммерческих банков, продажи и покупки золота и иностранных валют и поддержания внутренней и внешней покупательной способности национальной денежной единицы.

Исходя из основных целей ЦБ РФ, главной его задачей является минимизация негативных социально-экономических последствий утери ликвидности кредитными организациями. Реализация этой задачи предполагает предупреждение системного банковского кризиса, снижение риска неконтролируемой утери банковской ликвидности. Очевидно, что решение этих задач зависит не только от процедур регулирования кредитных организаций, но и от общеэкономических условий их коммерческой деятельности, что особенно актуально в современных условиях .

Для реализации поставленных перед Банком России целей и задач он должен обладать необходимыми полномочиями, которые закреплены в ст.55 и 56 Закона « О ЦБ РФ». Регулирующие полномочия ЦБ РФ проявляются в установлении обязательных для кредитных организаций правил проведения банковских операций, ведения бухгалтерского учета, составления и предоставления бухгалтерской и статистической отчетности, а также обязательных экономических нормативов. Надзорная функция ЦБ РФ выражается в проведении контроля за соблюдением кредитными организациями действующего банковского законодательства, получении от них информации о состоянии деятельности коммерческих банков и анализе полученной информации .

Банк России не имеет права вмешиваться в оперативную деятельность кредитных организаций и побуждать их выполнять несвойственные им функции. Реализуя надзорную функцию, ЦБ РФ может проводить проверки кредитных организаций как силами своих специалистов, так и привлекать к их проведению аудиторские фирмы. Банк России имеет право регулярно анализировать деятельность кредитных организаций, используя представленную ими отчетность, а также направлять соответствующие предписания кредитным организациям, в случае невыполнения которых он налагает санкции на банки, начиная со штрафа и заканчивая запретом на проведение тех или иных банковских операций вплоть до отзыва лицензии.

Результаты анализа деятельности коммерческих банков позволяют Центральному банку РФ делать выводы об их финансовом состоянии, определить признаки возникающих в деятельности банков проблем и их глубину, оценить степень угрозы интересам кредиторов банка, его вкладчиков, состояние ликвидности банка и в целом банковской системы региона и страны. Все это дает возможность Банку России, и прежде всего его территориальным учреждениям, принимать решение о дальнейших шагах в отношении данного банка. Основной задачей, которая решается органами регулирования при применении мер воздействия к коммерческим банкам, является приведение их деятельности в соответствии с нормами и требованиями, предъявляемыми действующим банковским законодательством и нормативными документами ЦБ РФ .

Подразделения Банка России применяют к коммерческим банкам меры воздействия двух типов: предупредительные и принудительные. Применяемые меры могут включать как меры воздействия одного типа (предупредительные или принудительные), так и сочетать меры воздействия разных типов. Если действия кредитной организации наносят банковской системе ущерб, то Центральный банк РФ имеет право:

1) взыскать с такой организации штраф до 1% оплаченного капитала;

2) потребовать от кредитной организации осуществления мероприятий по финансовому оздоровлению, в том числе изменения структуры активов;

3) потребовать замены руководства кредитной организации или ее реорганизации;

4) изменить для кредитной организации обязательные нормативы на срок до шести месяцев;

5) ввести запрет на определенные виды банковских операций на срок до одного года;

7) назначить временную администрацию по управлению кредитной организацией на срок до 18 месяцев;

8) отозвать лицензию на осуществление банковских операций .

Для достижения поставленных перед Банком России целей и задач он вправе осуществлять с российскими и иностранными кредитными организациями такие операции:

Предоставлять кредиты на срок не более года под обеспечение ценными бумагами и другими активами;

Покупать и продавать чеки, простые и переводные векселя, имеющие, как правило, товарное происхождение, со сроками погашения не более шести месяцев;

Покупать и продавать государственные ценные бумаги на открытом рынке;

Покупать и продавать облигации, депозитные сертификаты и иные ценные бумаги со сроками погашения не более 1 года,

Покупать и продавать иностранную валюту, а также платежные документы и обязательства в иностранной валюте, выставленные российскими и иностранными кредитными организациями.



error: