Отношение к жизни пирогова. Пересказ произведения "Невский проспект" Гоголя Н.В

Татьяна Алексеевна КАЛГАНОВА (1941) - кандидат педагогических наук, доцент Института повышения квалификации и переподготовки работников народного образования Московской области; автор многих работ по методике преподавания литературы в школе.

Изучение повести Н.В. Гоголя «Невский проспект» в 10-м классе

Рабочие материалы для учителя

Из истории создания повести

«Невский проспект» впервые был опубликован в сборнике «Арабески» (1835), получившем высокую оценку В.Г. Белинского. Гоголь начал работать над повестью в период создания «Вечеров на хуторе близ Диканьки» (примерно в 1831 году). В его записной книге сохранились наброски «Невского проспекта» вместе с черновыми записями «Ночи перед Рождеством» и «Портретом».

Повести Гоголя «Невский проспект», «Записки сумасшедшего», «Портрет» (1835), «Нос» (1836), «Шинель» (1842) относят к циклу петербургских повестей. Сам писатель не объединял их в особый цикл. Все они написаны в разное время, не имеют общего повествователя или вымышленного издателя, однако вошли в русскую литературу и культуру как художественное целое, как цикл. Это произошло потому, что повести объединены общностью тематики (жизнь Петербурга), проблематики (отражение общественных противоречий), схожестью основного героя (“маленький человек”), целостностью авторской позиции (сатирическое разоблачение пороков людей и общества).

Тематика повести

Основная тема повести - жизнь Петербурга и судьба “маленького человека” в большом городе с его социальными контрастами, вызывающими разлад между представлениями об идеале и действительностью. Вместе с основной раскрываются темы равнодушия людей, подмены духовности меркантильными интересами, продажности любви, пагубного влияния наркотиков на человека.

Сюжет и композиция повести

Выясняются в ходе беседы. Примерные вопросы.

Какую роль играет описание Невского проспекта в начале повести?

Какой момент является завязкой действия?

Как складывается судьба Пискарёва?

Как складывается судьба Пирогова?

Какую роль играет описание Невского проспекта в финале повести?

Гоголь соединяет в повести изображение общих, типичных сторон жизни большого города с судьбой отдельных героев. Общая картина жизни Петербурга раскрывается в описании Невского проспекта, а также в авторских обобщениях по ходу повествования. Таким образом, судьба героя дана в общем движении жизни города.

Описание Невского проспекта в начале повести является экспозицией. Неожиданный возглас поручика Пирогова, обращённый к Пискарёву, их диалог и следование за прекрасными незнакомками - завязка действия с двумя контрастными развязками. Завершается повесть также описанием Невского проспекта и рассуждением автора о нём, что является композиционным приёмом, содержащим и обобщение, и вывод, раскрывающий идею повести.

Описание Невского проспекта

Рассматривается в ходе беседы. Примерные вопросы.

Какую роль играет Невский проспект в жизни города, как к нему относится автор?

Как показаны социальные контрасты и разобщённость жителей города?

Как выявляется несоответствие показной стороны жизни дворянского сословия и его истинной сущности? Какие качества людей высмеивает автор?

Как возникает мотив демона в описании вечернего Невского проспекта в начале повести? Как он продолжен в дальнейшем повествовании?

Как связаны описания Невского проспекта в начале повести и в финале?

Автор начинает повествование торжественно-приподнятыми фразами о Невском проспекте и отмечает, что это “всеобщая коммуникация Петербурга”, место, где можно получить “верные известия” лучше, чем в адрес-календаре или в справочной службе, это место для гуляния, это “выставка всех лучших произведений человека”. Вместе с тем Невский проспект - это зеркало столицы, в котором отражается её жизнь, это олицетворение всего Петербурга с его разительными контрастами.

Литературоведы считают, что описание Невского проспекта в начале повести представляет собой своеобразный “физиологический” очерк Петербурга. Его изображение в разное время суток позволяет автору охарактеризовать социальную структуру города. В первую очередь он выделяет простых людей-тружеников, на ком держится вся жизнь, и для них Невский проспект не является целью, “он служит только средством”.

Простым людям противопоставлено дворянство, для которого Невский проспект составляет цель - это место, где можно показать себя. Иронией пронизан рассказ о “педагогическом” Невском проспекте с “гувернёрами всех наций” и их воспитанниками, а также о дворянах и чиновниках, гуляющих по проспекту.

Показывая фальшь Невского проспекта, скрывающуюся за его парадным видом изнанку жизни, трагическую её сторону, разоблачая пустоту внутреннего мира гуляющих на нём, их лицемерие, автор использует ироническую патетику. Это подчёркивается тем, что вместо людей действуют детали их внешнего облика или одежды: “Здесь вы встретите усы чудные, никаким пером, никакою кистью неизобразимые <...> Тысячи сортов шляпок, платьев, платков <...> Здесь вы встретите такие талии, какие даже вам не снились никогда <...> А какие встретите вы длинные рукава”.

Описание проспекта дано в реалистическом плане, вместе с тем рассказ о переменах на Невском предваряется фразой: “Какая быстрая свершается на нём фантасмагория в течение одного только дня”. Иллюзорность , обманчивость вечернего Невского проспекта объясняется не только сумерками, причудливым светом фонарей и ламп, но и действием безотчётной, таинственной силы, влияющей на человека: “В это время чувствуется какая-то цель или, лучше, что-то похожее на цель, что-то чрезвычайно безотчётное; шаги всех ускоряются и становятся вообще очень неровны. Длинные тени мелькают по стенам мостовой и чуть не достают головами Полицейского моста”. Так в описание Невского проспекта включаются фантастика и мотив демона.

Переживания и поступки героя объясняются, казалось бы, его психологическим состоянием, однако могут быть восприняты и как действия демона: “...Красавица оглянулась, и ему показалось, как будто лёгкая улыбка сверкнула на губах её. Он весь задрожал и не верил глазам своим <...> Тротуар нёсся под ним, кареты со скачущими лошадьми казались недвижимы, мост растягивался и ломался на своей арке, дом стоял крышею вниз, будка валилась к нему навстречу, и алебарда часового вместе с золотыми словами вывески и нарисованными ножницами блестела, казалось, на самой реснице его глаз. И всё это произвёл один взгляд, один поворот хорошенькой головки. Не слыша, не видя, не внимая, он нёсся по лёгким следам прекрасных ножек...”

Так же двояко может быть объяснён и фантастический сон Пискарёва: “Необыкновенная пестрота лиц привела его в совершенное замешательство; ему казалось, что какой-то демон искрошил весь мир на множество разных кусков и все эти куски без смысла, без толку смешал вместе”.

В финале повести мотив демона проявляется открыто: источником лжи и фальши непостижимой игры с судьбами людей, по мнению автора, является демон: “О, не верьте этому Невскому проспекту! <...> Всё обман, всё мечта, всё не то, чем кажется! <...> Он лжёт во всякое время, этот Невский проспект, но более всего, когда ночь сгущённою массою наляжет на него и отделит белые и палевые стены домов, когда весь город превратится в гром и блеск, мириады карет валятся с мостов, форейторы кричат и прыгают на лошадях и когда сам демон зажигает лампы для того только, чтобы показать всё в ненастоящем виде”.

Художник Пискарёв

Примерные вопросы для беседы.

Почему Пискарёв пошёл за девушкой? Как автор передаёт его чувство?

Кем оказалась девушка? Почему Пискарёв бежал из “отвратительного приюта”?

Как меняется внешний вид девушки?

Почему Пискарёв предпочёл реальную жизнь иллюзиям? Смогли ли иллюзии заменить ему реальную жизнь?

Как погиб Пискарёв, почему он неправ в своём безумном поступке?

Пискарёв - молодой человек, художник, принадлежит к людям искусства, и в этом его необычность. Автор говорит, что он относится к “классу” художников, к “странному сословию”, подчёркивая тем самым типичность героя.

Как и других молодых художников Петербурга, автор характеризует Пискарёва как небогатого человека, живущего в маленькой комнате, довольствующегося тем, что у него есть, но стремящегося к богатству. Это “тихий, робкий, скромный, детски-простодушный, носивший в себе искру таланта, может быть, со временем вспыхнувшего широко и ярко”, человек. Фамилия героя подчёркивает его обычность, напоминает о типе “маленького человека” в литературе.

Пискарёв верит в гармонию добра и красоты, чистую, искреннюю любовь, возвышенные идеалы. Он пошёл вслед за незнакомкой только потому, что увидел в ней идеал красоты и непорочности, она напомнила ему “Перуджинову Бианку” . Но прекрасная незнакомка оказалась проституткой, и Пискарёв трагически переживает крушение идеалов. Очарование красоты и невинности оказалось обманом. Беспощадная действительность разрушила его мечты, и художник бежал из отвратительного приюта, куда привела его семнадцатилетняя красавица, красота которой, не успевшая увянуть от разврата, не сочеталась с улыбкой, исполненной “какой-то жалкой наглости”, всё, что она говорила, было “глупо и пошло <...> как будто вместе с непорочностью оставляет и ум человека”.

Автор, разделяя потрясённое чувство Пискарёва, с горечью пишет: “...Женщина, эта красавица мира, венец творения, обратилась в какое-то странное двусмысленное существо, где она вместе с чистотою души лишилась всего женского и отвратительно присвоила себе ухватки и наглости мужчины и уже перестала быть тем слабым, тем прекрасным и так отличным от нас существом”.

Пискарёв не в силах перенести того, что красота женщины, дающей миру новую жизнь, может быть предметом торговли, ведь это поругание красоты, любви и человечности. Им овладело чувство “раздирающей жалости”, отмечает автор и объясняет: “В самом деле, никогда жалость так сильно не овладевает нами, как при виде красоты, тронутой тлетворным дыханием разврата. Пусть бы ещё безобразие дружилось с ним, но красота, красота нежная... она только с одной непорочностью и чистотой сливается в наших мыслях”.

Находясь в сильном психологическом напряжении, Пискарёв видит сон, в котором его красавица предстаёт как светская дама, пытающаяся объяснить посещение приюта своей тайной. Сон внушил Пискарёву надежду, которая разрушена жестокой и пошлой стороной жизни: “Желанный образ являлся ему почти каждый день, всегда в положении, противоположном действительности, потому что мысли его были совершенно чисты, как мысли ребёнка”. Поэтому он пытается искусственно, принимая наркотик, уйти в мир сновидений и иллюзий. Однако сны и иллюзии не могут заменить реальную жизнь.

Мечта о тихом счастье в деревенском домике, о скромной жизни, обеспеченной собственным трудом, отвергнута падшей красавицей. “Как можно! - прервала она речь с выражением какого-то презрения. - Я не прачка и не швея, чтобы заниматься работою”. Оценивая ситуацию, автор говорит: “В этих словах выразилась вся низкая, презренная жизнь, жизнь, исполненная пустоты и праздности, верных спутников разврата”. И далее в размышлениях автора о красавице опять возникает мотив демона: “...Она была какою-то ужасною волею адского духа, жаждущего разрушить гармонию жизни, брошена с хохотом в его пучину”. За время, которое художник не видел девушку, она изменилась к худшему - бессонные ночи разврата, пьянство отразились на её лице.

Бедный художник не мог пережить, по выражению автора, “вечный раздор мечты с существенностью”. Он не выдержал столкновения с суровой действительностью, наркотик разрушил его психику окончательно, лишил возможности заняться работой, противостоять судьбе. Пискарёв кончает жизнь самоубийством. Он неправ в этом безумном поступке: христианская религия считает жизнь величайшим благом, а самоубийство большим грехом. Также и с точки зрения светской нравственности лишение себя жизни недопустимо - это пассивная форма разрешения жизненных противоречий, ибо деятельный человек всегда может найти выход из самых сложных, казалось бы, неразрешимых ситуаций.

Поручик Пирогов

Примерные вопросы для беседы.

Почему Пирогов пошёл за блондинкой?

Куда попал Пирогов вслед за красавицей, кем она оказалась?

Почему Пирогов ухаживает за замужней дамой?

Что высмеивается в образе Шиллера?

Чем кончается история Пирогова?

Что высмеивается в образе Пирогова, как автор это делает?

В чём смысл сопоставления образов Пискарёва и Пирогова?

О поручике Пирогове автор говорит, что такие, как он, офицеры составляют “в Петербурге какой-то средний класс общества”, подчёркивая этим типичность героя. Рассказывая об этих офицерах, автор, конечно же, характеризует и Пирогова.

В своём кругу они считаются образованными людьми, потому что умеют развлекать женщин, любят потолковать о литературе: “хвалят Булгарина, Пушкина и Греча и говорят с презрением и остроумными колкостями об А.А. Орлове”, то есть в один ряд ставят Пушкина и Булгарина, иронично замечает автор. В театр они ходят, чтобы показать себя. Их жизненная цель - “выслужиться до полковничьего чина”, достичь обеспеченного положения. Они обычно “женятся на купеческой дочери, умеющей играть на фортепиано, с сотнею тысяч или около того наличных и кучею брадатой родни”.

Характеризуя Пирогова, автор рассказывает о его талантах, на самом деле раскрывает такие его черты, как карьеризм, ограниченность, наглость, самоуверенная пошлость, стремление подражать тому, что входит в моду у избранной публики.

Любовь для Пирогова - лишь интересное приключение, “интрижка”, которой можно похвастаться перед друзьями. Поручик, нисколько не смущаясь, довольно пошло ухаживает за женой ремесленника Шиллера и уверен, что “любезность его и блестящий чин дают ему полное право на её внимание”. Он нисколько не утруждает себя думами о жизненных проблемах, стремится к удовольствиям.

Испытанием чести и достоинства Пирогова явилась “секуция”, которой подверг его Шиллер. Быстро забыв своё оскорбление, он обнаружил полное отсутствие человеческого достоинства: “с удовольствием провёл вечер и так отличился в мазурке, что привёл в восторг не только дам, но даже и кавалеров”.

Образы Пирогова и Пискарёва связаны с противоположными нравственными началами в характерах героев. Комический образ Пирогова противопоставлен трагическому образу Пискарёва. “Пискарёв и Пирогов - какой контраст! Оба они начали в один день, в один час преследование своих красавиц, и как различны для обоих них были следствия этих преследований! О, какой смысл скрыт в этом контрасте! И какое действие производит этот контраст!” - писал В.Г. Белинский.

Шиллер, жестяных дел мастер

Образы немцев-ремесленников - жестяных дел мастера Шиллера, сапожника Гофмана, столяра Кунца - дополняют социальную картину Петербурга. Шиллер - воплощение меркантильности. Накопление денег составляет цель жизни этого ремесленника, поэтому строгий расчёт, ограничение себя во всём, подавление искренних человеческих чувств определяют его поведение. Вместе с тем ревность пробуждает чувство достоинства в Шиллере, и он, находясь в пьяном виде, не думая в этот момент о последствиях, вместе с друзьями высек Пирогова.

В черновой редакции фамилия героя была Палитрин.

Имеется в виду картина художника Перуджино (1446–1524), учителя Рафаэля.

Публикация статьи произведена при поддержке интернет-магазина MSK-MODA.ru. Перейдя по ссылке http://msk-moda.ru/woman/platya, Вы ознакомитесь с действительно потрясающим (более 200 моделей) ассортиментом вечерних платьев . Удобная поисковая система сайта поможет подобрать стильную одежду или обувь по Вашим размерам и предпочтениям. Следите за модными тенденциями вместе с сайтом MSK-MODA.ru !

Тема урока:

Цели урока:

    составить сравнительную характеристику героев повести «Невский проспект»; выявить основные приемы создания характеров героев; проследить, как раскрывает в повести общечеловеческую проблематику; учиться обобщать литературный материал, формулировать выводы,

опираясь на вопросы учителя.

Ход урока.

I . Слово учителя.

На первом уроке, посвященном изучению повести «Невский проспект», мы говорили о своеобразном герое. Невский проспект - герой повести, соединяющий все её части. Именно на Невском проспекте «непостижимо играет нами судьба наша». Так говорит в начале произведения. Но крупным планом в повести показаны два человека - художник Пискарев и поручик Пирогов.

Сегодня на уроке мы должны

    дать характеристику каждому герою, сравнить характеры, жизненные ценности художника Пискарева и поручика Пирогова, назвать детали, при помощи которых автор создает характеры, на основе сопоставления героев раскрыть идейный смысл повести «Невский проспект».

(Работа проводится в группах, каждая группа получает план характеристики (см. приложение №1 или №2)

II . Выступление групп и обсуждение вопросов:

1 этап.

Вопросы к классу: Дается ли у Гоголя портрет героев?

Чем заменен портрет?

(Портрет героя заменен социальным портретом, т. е. в повести дана характеристика среды, из которой вышли герои.)

Выступление 1 группы.

· «большей частью добрый, кроткий…, застенчивый, беспечный, любящий тихое свое искусство»; «скромно толкующий о любимом предмете»;

· «с истинным наслаждением трудятся над своею работою. Они часто питают в себе истинный талант »;

«застенчивый, робкий, но в душе своей носивший искры чувства »;

· «…считаются учеными и образованными; не пропускают ни одной публичной лекции»; «любят в пьесе хорошие стихи, так же очень любят громко вызывать актеров»;

· «имеют особенный дар заставлять смеяться »; «превосходно декламировал стихи»; «имел особенное искусство пускать дым кольцами »; «умел рассказать анекдот »;

· «был доволен своим чином »; «очень льстило это новое достоинство »

Вывод (всему классу): Что мы узнаем о героях из характеристики социальной среды?

(Из такой характеристики мы узнаем о нравственных ценностях, важных не только для героев повести, но и для целого социального слоя.)

2 этап.

2. Характер

Выступление 2 группы.

Вывод (всему классу): Какие черты характера героев раскрываются в этих эпизодах?

(Пискарев - человек чистой души, искренних чувств и поступков. Пирогов лишен высоких идеалов, это человек пошлый, бездуховный.)

3 этап.

Вопросы к классу: Какой прием использует автор для того, чтобы глубже раскрыть характер Пискарева?

(Гоголь изображает сны художника, в которых раскрывается его внутренний мир.)

Выступление 3 группы.

(Сон - эта мечта, единственная возможность для художника почувствовать себя счастливым. Сны заменяют ему реальность.)

Проследить, как сталкивается мечта Пискарева

с реальностью, когда он просыпается. Выписать ключевые фразы, мысли героя.

(«Боже, какой сон! И зачем было просыпаться?... О, как отвратительна действительность! Что она против мечты?»;

«Но теперь…какая ужасная жизнь! Боже, что за жизнь наша! вечный раздор мечты с существенностью!»)

Что мы узнаем о характере героя из снов?

(Пискарев - мечтатель, его мечты об идеальной жизни. Но его мечты находятся в противоречии с действительностью. Реальная жизнь художника трагична.)

(Пирогов - человек, лишенный высокой духовной жизни. Скорее всего, он не видит снов, а если и видит их, то сны отражают его реальную жизнь. Реальная жизнь Пирогова, его поступки достаточно раскрывают характер героя, потребности и интересы.)

Вывод (всему классу)

    раскрыть … (внутренний мир героя: чистоту и наивность души, стремление к идеалу) показать разлад … (между мечтой героя и реальной жизнью) объяснить причину … (трагической гибели художника)

Выступление 4 группы.

в) Окончание приключений

Пискарев Пирогов

Выступление 5 группы.

(Пирогов - офицер, его чин олицетворяет власть. Он принадлежит к тому классу людей, которые подавляют личность. Профессия художника Пискарева подчеркивает присутствие творческого начала в человеке, не способного противостоять действительности.)

(Язык повествования о художнике лирический, передающий душевное состояние героя, стиль возвышенный. Язык повествования об офицере насмешливый, используется ирония, это бытовой рассказ, стиль разговорный.)

(Использование разных стилей повествования, разного языка раскрывает характер героев, подчеркивает их противоположность, контраст.)

III . Подведение итогов работы в группах.

Для того чтобы подвести итоги работы, сделать выводы по сравнительной характеристике героев и определить идейный смысл повести, вам необходимо продолжить предложения, принимая во внимание выводы, сделанные в ходе обсуждения.

Чтобы показать противоположность героев, раскрыть характеры Пискарева и Пирогова, Гоголь использует некоторые детали:

1… (изображение вместо портрета социальной среды, из которой вышли герои);

2… (описание снов художника Пискарева);

3... (разный язык и стиль повествования)

(мечты и действительности).

IV . Домашнее задание.

Мини-сочинение «Два отношения к жизни (Пискарев и Пирогов в повести «Невский проспект»)».

Приложение.

В зависимости от уровня и подготовленности класса возможны разные варианты проведения данного урока:

    в классах повышенного уровня группам раздается план характеристики №1; в классах нормы можно показать образец работы, план характеристики №2; предпочтительнее создавать группы, отличающиеся степенью подготовки и владения материалом (1,2,4 - средний уровень; 3,5 - повышенный уровень); в зависимости от уровня класса возможна домашняя подготовка по данному плану.

Сравнительная характеристика Пискарева и Пирогова

(по повести «Невский проспект»)

План.

1 группа.

Пискарев 1. Портрет? или ….? Пирогов

Вывод (всему классу)

3 группа.

Что такое сны для самого художника?

Вывод (всему классу): Гоголь использует прием сна, рассказывая о Пискареве, чтобы

    раскрыть … показать разлад … объяснить причину …

4 группа.

в) Окончание приключений

Как переживает каждый из героев финал знакомства? Выписать цитаты.

Пискарев Пирогов

5 группа.

Почему выбрал для своих героев такие профессии?

Каков язык и стиль повествования о героях?

Вывод по итогам обсуждения:

В основе изображения героев лежит принцип контраста.

1 … ; 2 … ; 3 ... ?

Центральной темой повести является не только изображение двух сторон жизни, но и столкновение …

Сравнительная характеристика Пискарева и Пирогова

(по повести «Невский проспект»)

План.

1 группа.

Пискарев 1. Портрет? или ….? Пирогов

Вывод (всему классу): Что мы узнаем о героях из характеристики среды?

2 группа. 2. Характер

Пискарев а) преследование Пирогов

Вывод (всему классу): Какие черты характера героев раскрываются?

3 группа.

Что такое сны для самого художника?

Проследить, как сталкивается мечта Пискарева с реальностью, когда он просыпается. Выписать ключевые фразы, мысли героя.

Что мы узнаем о характере из снов?

Вывод (всему классу): Гоголь использует прием сна, рассказывая о Пискареве, чтобы

    раскрыть … показать разлад … объяснить причину …

4 группа.

в) Окончание приключений

Как переживает каждый из героев финал знакомства? Выписать цитаты.

Пискарев Пирогов

5 группа.

Почему выбрал для своих героев такие профессии?

Каков язык и стиль повествования о героях?

Вывод по итогам обсуждения:

В основе изображения героев лежит принцип контраста.

Чтобы показать противоположность героев, раскрыть характеры Пискарева и Пирогов, Гоголь использует некоторые детали:

1 … ; 2 … ; 3 ... ?

Центральной темой повести является не только изображение двух сторон жизни, но и столкновение …

оЙЛПМБК зПЗПМШ. оЕЧУЛЙК РТПУРЕЛФ

ч РПЧЕУФЙ зПЗПМС "оЕЧУЛЙК РТПУРЕЛФ" ЕУФШ ФТЙ ЪБЗБДЛЙ. чП-РЕТЧЩИ - ОБ ЛБЛПН СЪЩЛЕ ЬФП ОБРЙУБОП. чП-ЧФПТЩИ - РПЮЕНХ ДЧЕ ЙУФПТЙЙ, ДЧБ УБНПУФПСФЕМШОЩИ УАЦЕФБ ПВЯЕДЙОЕОЩ Ч ПДОПН ФЕЛУФЕ. ч-ФТЕФШЙИ - ОП ПВ ЬФПН С УЛБЦХ Ч УБНПН ЛПОГЕ.

оБ ЧПРТПУ П СЪЩЛЕ ПФЧЕФЙФШ Й РТПЭЕ, Й УМПЦОЕЕ ЧУЕЗП. лПОЕЮОП, ОБ ТХУУЛПН; ОБ ОЕВЩЧБМПН, ХДЙЧЙФЕМШОПН, ЖБОФБУНБЗПТЙЮЕУЛПН ТХУУЛПН СЪЩЛЕ. фБЛ ОЕ РЙУБМЙ ОЙ ТБОШЫЕ, ОЙ ЧП ЧТЕНС, ОЙ РПЪЦЕ. оХЦОБ ВПМШЫБС ЧЩДЕТЦЛБ Й УПУТЕДПФПЮЕООПУФШ, ЮФПВЩ УЛЧПЪШ ЧПУФПТЗ ПУПЪОБФШ - НОПЗЙЕ УФЙМЙУФЙЮЕУЛЙЕ ЧЩЛТХФБУЩ зПЗПМС РТПЙУИПДСФ ОЕ ПФ ЧТПЦДЕООПК ПТЙЗЙОБМШОПУФЙ, Б ПФ ОЕХЧЕТЕООПЗП ЪОБОЙС. чП-РЕТЧЩИ, ТХУУЛЙК РТПЪБЙЮЕУЛЙК СЪЩЛ Ч ФПН ЧЙДЕ, ЛБЛ НЩ ЕЗП ЪОБЕН, Ч ЬФП ЧТЕНС ЕЭЕ ФПМШЛП ДЕМБМ РЕТЧЩЕ ЫБЗЙ, Й ЙДФЙ РТЙИПДЙМПУШ ЪБЮБУФХА ПЭХРША; ЧП-ЧФПТЩИ, УФЙМШ зПЗПМС ЗХУФП УДПВТЕО (Б НПЦОП ВЩ УЛБЪБФШ - ЪБУПТЕО) НБМПТПУУЙКУЛЙН ЧМЙСОЙЕН. бИНБФПЧБ ЪБНЕФЙМБ Ч УЧПЕ ЧТЕНС, ЮФП У РЕТЧЩИ УМПЧ СУОП, ЮФП "нЕТФЧЩЕ ДХЫЙ" ОБРЙУБОЩ ИПИМПН - ЛПНХ ЕЭЕ НПЗМП РТЙДФЙ Ч ЗПМПЧХ РПСУОСФШ Ч РЕТЧПН ЦЕ БВЪБГЕ, ЮФП НХЦЙЛЙ, ПВУХЦДБЧЫЙЕ, ДПЕДЕФ ЙМЙ ОЕ ДПЕДЕФ ЮЙЮЙЛПЧУЛПЕ ЛПМЕУП Ч нПУЛЧХ Й Ч лБЪБОШ, - ТХУУЛЙЕ? фП ЦЕ Й Ч "оЕЧУЛПН РТПУРЕЛФЕ": "рП ХМЙГБН РМЕФЕФУС ОХЦОЩК ОБТПД: ЙОПЗДБ РЕТЕИПДСФ ЕЕ ТХУУЛЙЕ НХЦЙЛЙ, УРЕЫБЭЙЕ ОБ ТБВПФХ "; "тХУУЛЙК НХЦЙЛ ЗПЧПТЙФ П ЗТЙЧОЕ ЙМЙ П УЕНЙ ЗТПЫБИ НЕДЙ ". тСД ДТХЗЙИ УФЙМЙУФЙЮЕУЛЙИ УФТБООПУФЕК У ОЕУПНОЕООПУФША ЧЩДБАФ Ч БЧФПТЕ "оЕЧУЛПЗП РТПУРЕЛФБ" ЕУМЙ ОЕ ЧЪЗМСД, ФП ЙОФПОБГЙА ЙОПУФТБОГБ: "пО ХЧЙДЕМ ЪБ ПДОЙН ТБЪПН УФПМШЛП РПЮФЕООЩИ УФБТЙЛПЧ Й РПМХУФБТЙЛПЧ... "; "ЛБНЕТ-АОЛЕТЩ Ч ВМЕУФСЭЕН ЛПУФАНЕ УДЧЙОХМЙУШ РПЪБДЙ ЕЗП УПЧЕТЫЕООПА УФЕОПА ". пУПВЕООП НЕОС РПТБЪЙМ УМЕДХАЭЙК РБУУБЦ: "оП ФЕРЕТШ... лБЛБС ХЦБУОБС ЦЙЪОШ! юФП РПМШЪЩ Ч ФПН, ЮФП ПОБ ЦЙЧЕФ? тБЪЧЕ ЦЙЪОШ УХНБУЫЕДЫЕЗП РТЙСФОБ ЕЗП ТПДУФЧЕООЙЛБН Й ДТХЪШСН, ОЕЛПЗДБ ЕЗП МАВЙЧЫЙН? " рПОБДПВЙМПУШ ОЕЛПФПТПЕ ЧТЕНС, ЮФПВЩ РПОСФШ, ЮФП УМПЧП "ПОБ" ОЕ ПФОПУЙФУС ОЙ Л ЛБЛПК ЗЕТПЙОЕ, Б ПВПЪОБЮБЕФ "ЦЙЪОШ". цЙЪОШ ЦЙЧЕФ! лБЛ ЬФП ОЕРТБЧЙМШОП, ЛБЛ ОЕ РП-ТХУУЛЙ - Й ЛБЛ ЪБНЕЮБФЕМШОП!

лПНРПЪЙГЙС "оЕЧУЛПЗП РТПУРЕЛФБ" ФПЦЕ ХДЙЧЙФЕМШОБ. уАЦЕФОБС ЮБУФШ ЧУФБЧМЕОБ Ч НБУУЙЧОХА ТБНЛХ МЙТЙЮЕУЛПЗП ПФУФХРМЕОЙС; ЬЛУРПЪЙГЙС ЪБОЙНБЕФ ОЕУЛПМШЛП УФТБОЙГ; УПВУФЧЕООП, ФПМШЛП Ч ЬФПК ТБНЛЕ ТЕЮШ Й ЙДЕФ П оЕЧУЛПН РТПУРЕЛФЕ, РПФПНХ ЮФП ДЕКУФЧЙЕ РПЧЕУФЙ МЙЫШ ЪБЧСЪЩЧБЕФУС ОБ "ЧУЕПВЭЕК ЛПННХОЙЛБГЙЙ рЕФЕТВХТЗБ", Б РТПЙУИПДЙФ УПЧУЕН Ч ДТХЗЙИ НЕУФБИ. фБЛ ЮФП, УФТПЗП ЗПЧПТС, ОБЪЧБОЙЕ ЧЧПДЙФ ЮЙФБФЕМС Ч ЪБВМХЦДЕОЙЕ. лТПНЕ ФПЗП, ЧОХФТЙ ПВТБНМЕОЙС НЩ ОБИПДЙН ДЧЕ УПЧЕТЫЕООП УБНПУФПСФЕМШОЩЕ РПЧЕУФЙ, ЛПФПТЩЕ ПРСФШ-ФБЛЙ МЙЫШ НЙНПИПДПН УПРТЙЛБУБАФУС Ч ЪБЧСЪЛЕ - УПЧЕТЫЕООП ОЕПВСЪБФЕМШОЩН, ЖПТНБМШОЩН ПВТБЪПН, - Б ЪБФЕН ТБЪЧЙЧБАФУС ЛБЦДБС УБНБ РП УЕВЕ. дПВТП ВЩ ЕЭЕ ПОЙ ЛБЛ-ФП РЕТЕРМЕФБМЙУШ - ОЕФ, ПДОБ ТБУУЛБЪЩЧБЕФУС ВЕЪ РЕТЕТЩЧПЧ У ОБЮБМБ ДП ЛПОГБ (РТЙЮЕН ФБЛПЗП, ЮФП НБМП ОЕ РПЛБЦЕФУС - ЗЕТПК ХНЙТБЕФ), ОБЮЙОБЕФУС ДТХЗБС, Й ПОБ ФПЦЕ ТБУУЛБЪЩЧБЕФУС У ОБЮБМБ ДП ЛПОГБ. чУЕ. дБМШЫЕ УМЕДХЕФ ЪОБНЕОЙФЩК РБУУБЦ "п, ОЕ ЧЕТШФЕ ЬФПНХ оЕЧУЛПНХ РТПУРЕЛФХ! "

л ЮЕНХ ВЩ ЬФП?

л ФПНХ, ЮФП ОЕ ЧЕТЙФШ ОБДП ОЕ ФПМШЛП оЕЧУЛПНХ РТПУРЕЛФХ, ОП Й зПЗПМА. пО ПВНБОЩЧБЕФ ЮЙФБФЕМС, ЛБЛ ЦЕУФСОЭЙЛ ыЙММЕТ ПВНБОЩЧБМ рЙТПЗПЧБ, ЪБМБНЩЧБС ОЕЧПЪНПЦОХА ГЕОХ Ч РСФОБДГБФШ ТХВМЕК ЪБ ТБВПФХ, ЛПФПТХА ЕНХ ОЕ ИПФЕМПУШ ДЕМБФШ. лПЗДБ ЦЕ рЙТПЗПЧ "ВЕЪ ЧУСЛПЗП РТЕЛПУМПЧЙС ЙЪЯСЧЙМ УПЧЕТЫЕООПЕ УПЗМБУЙЕ ", "ОЕНЕГ ЪБДХНБМУС Й УФБМ ТБЪНЩЫМСФШ П ФПН, ЛБЛ ВЩ МХЮЫЕ УДЕМБФШ УЧПА ТБВПФХ, ЮФПВЩ ПОБ ДЕКУФЧЙФЕМШОП УФПЙМБ РСФОБДГБФШ ТХВМЕК ". л ФПНХ ЦЕ ЕНХ ХЦЕ, "ЛБЛ ЮЕУФОПНХ ОЕНГХ, УДЕМБМПУШ ОЕНОПЗП УПЧЕУФОП ". рПЬФПНХ Й зПЗПМШ Ч ЛПОГЕ ОБЗТПНПЦДБЕФ ПДЙО РТЙНЕТ ПВНБОБ ОБ ДТХЗПК: "чЩ ЧППВТБЦБЕФЕ, ЮФП ЬФЙ ДЧБ ФПМУФСЛБ, ПУФБОПЧЙЧЫЙЕУС РЕТЕД УФТПСЭЕКУС ГЕТЛПЧША, УХДСФ ПВ БТИЙФЕЛФХТЕ ЕЕ? уПЧУЕН ОЕФ: ПОЙ ЗПЧПТСФ П ФПН, ЛБЛ УФТБООП УЕМЙ ДЧЕ ЧПТПОЩ ПДОБ РТПФЙЧ ДТХЗПК. чЩ ДХНБЕФЕ, ЮФП ЬФПФ ЬОФХЪЙБУФ, ТБЪНБИЙЧБАЭЙК ТХЛБНЙ, ЗПЧПТЙФ П ФПН, ЛБЛ ЦЕОБ ЕЗП ВТПУЙМБ ЙЪ ПЛОБ ЫБТЙЛПН Ч ОЕЪОБЛПНПЗП ЕНХ ЧПЧУЕ ПЖЙГЕТБ? уПЧУЕН ОЕФ, ПО ЗПЧПТЙФ П мБЖБКЕФЕ ". зПЗПМА ФПЦЕ ОЕНОПЗП УПЧЕУФОП, Й ПО РТЕДХРТЕЦДБЕФ ОБУ: "чУЕ ПВНБО, ЧУЕ НЕЮФБ, ЧУЕ ОЕ ФП, ЮЕН ЛБЦЕФУС! "

ч ОЕДБЧОЕН ОЕНЕГЛПН НПМПДЕЦОПН ЖЙМШНЕ "мПМБ ВЕЦЙФ" ЪБ ЮБУ ЬЛТБООПЗП ЧТЕНЕОЙ РТПЛТХЮЙЧБАФУС ФТЙ ЧБТЙБОФБ ПДОПЗП Й ФПЗП ЦЕ УАЦЕФБ: ЗЕТПЙОЕ ОХЦОП УТПЮОП ДПУФБФШ 150 ФЩУСЮ НБТПЛ, Б ОЕ ФП ЕЕ ВПКЖТЕОДБ ОБЖЙЗ ХВШАФ - ОХ, ЙДЕС ЛПНРШАФЕТОПК ЙЗТЩ У НОПЗПЮЙУМЕООЩНЙ "ЦЙЪОСНЙ", ОЙЮЕЗП ПУПВЕООПЗП. ъБВБЧОП ФП, ЮФП РПЛБ мПМБ ВЕЦЙФ, ПОБ УФБМЛЙЧБЕФУС (ЧРПМОЕ ВХЛЧБМШОП) У ТБЪОЩНЙ МАДШНЙ, Й ЙИ ДБМШОЕКЫБС УХДШВБ ЙММАУФТЙТХЕФУС ТСДПН ВЩУФТП УНЕОСАЭЙИУС УФПР-ЛБДТПЧ. дБЦЕ ЕУМЙ ПФ ЧБТЙБОФБ Л ЧБТЙБОФХ ПВУФПСФЕМШУФЧБ УФПМЛОПЧЕОЙС У ЬФЙНЙ МАДШНЙ ОЙЮЕН ОЕ ПФМЙЮБАФУС, ЙИ УХДШВБ Ч ЛБЦДПК ЧЕТУЙЙ ЧУЕ ТБЧОП УПЧЕТЫЕООП ТБЪОБС.

оБЙЧОП ДХНБФШ, ЮФП ЙДЕС НОПЗПЧБТЙБОФОПУФЙ ТБЪЧЙФЙС УПВЩФЙК ТПДЙМБУШ Ч ХИПДСЭЕН ЧЕЛЕ У ЕЗП УПГЙБМШОЩНЙ Й РТПЮЙНЙ ЛБФБЛМЙЪНБНЙ. рТЕДУФБЧМЕОЙЕ П МЙОЕКОПК ЙУФПТЙЙ - ПФ УПФЧПТЕОЙС НЙТБ ДП уФТБЫОПЗП уХДБ - ЗМХВПЛП ХЛПТЕОЕООПЕ Ч ЙХДЕП-ИТЙУФЙБОУЛПК ФТБДЙГЙЙ - УПРТПФЙЧМСЕФУС ЙЗТБН Ч НОПЦЕУФЧЕООПУФШ ТБЪЧСЪПЛ, ОП ЮЕМПЧЕЛ ХРПТОП РТПДПМЦБЕФ Ч ОЙИ ЙЗТБФШ: ЙОФЕТЕУОП ЦЕ ХЪОБФШ, ЮФП ВЩМП ВЩ, ЕУМЙ... лПОЕЮОП, XX ЧЕЛ ХЧМЕЛБМУС ФБЛЙНЙ ЬЛУРЕТЙНЕОФБНЙ ВПМШЫЕ, ЮЕН РТЕДЩДХЭЙК ("цЕОЭЙОБ ЖТБОГХЪУЛПЗП МЕКФЕОБОФБ"; "пУФПТПЦОП, ДЧЕТЙ ЪБЛТЩЧБАФУС "; ОЕЪБВЧЕООЩК тпнбо Й ЙДЕС ЗЙРЕТФЕЛУФХБМШОПК МЙФЕТБФХТЩ ЧППВЭЕ). оП ЧЕДШ Й рХЫЛЙО Ч "еЧЗЕОЙЙ пОЕЗЙОЕ" РТЕДМПЦЙМ ЮЙФБФЕМСН ГЕМЩИ ДЧБ ЧБТЙБОФБ УХДШВЩ мЕОУЛПЗП, ЕУМЙ ВЩ ФПФ ОЕ РПЗЙВ ОБ ДХЬМЙ.

зПЗПМШ РПЫЕМ ДБМШЫЕ. пВТБФЙФЕ ЧОЙНБОЙЕ ОБ ФП, ЛБЛ ПДЙО УАЦЕФ УНЕОСЕФУС ДТХЗЙН: РЕТЧЩК ЗЕТПК ЗЙВОЕФ, ЕЗП ИПТПОСФ; УМЕДХЕФ ЛПТПФЛБС ПФВЙЧЛБ Ч ЧЙДЕ ТБУУХЦДЕОЙС П УНЕТФЙ ("с ОЕ МАВМА ФТХРПЧ Й РПЛПКОЙЛПЧ, Й НОЕ ЧУЕЗДБ ОЕРТЙСФОП... ") - УЧПЕЗП ТПДБ ЮЕТОБС ДЩТБ; ЪБФЕН РМЕОЛБ НПМОЙЕОПУОП ПФНБФЩЧБЕФУС ОБЪБД, Й НЩ ПЛБЪЩЧБЕНУС Ч ЙУИПДОПК ФПЮЛЕ ("нЩ, ЛБЦЕФУС, ПУФБЧЙМЙ РПТХЮЙЛБ рЙТПЗПЧБ ОБ ФПН, ЛБЛ ПО ТБУУФБМУС У ВЕДОЩН рЙУЛБТЕЧЩН... ").

ъДЕУШ Й ЛТПЕФУС ТБЪЗБДЛБ ЬФПК ДЧПКЮБФЛЙ. оЕФ РП ПФДЕМШОПУФЙ ОЙЛБЛПЗП ИХДПЦОЙЛБ рЙУЛБТЕЧБ Й РПТХЮЙЛБ рЙТПЗПЧБ; ЬФП ПДЙО Й ФПФ ЦЕ ЮЕМПЧЕЛ. дПУФБФПЮОП ЧУМХЫБФШУС Ч БОБРЕУФ ЙИ РПЮФЙ ЙДЕОФЙЮОЩИ ЖБНЙМЙК, ЮФПВЩ ЬФП УФБМП СУОП. фПЗДБ УФБОПЧЙФУС ПРТБЧДБООЩН УЧЕДЕОЙЕ ДЧХИ УАЦЕФПЧ Ч ТБНЛЙ ПДОПК РПЧЕУФЙ: ЬФП ДЧБ ЧБТЙБОФБ ПДОПК УХДШВЩ, Й ЙУФПТЙС Ч ОЙИ РПЧФПТСЕФУС, ЧРПМОЕ РП нБТЛУХ, УОБЮБМБ ЛБЛ ФТБЗЕДЙС, РПФПН ЛБЛ ЖБТУ. рТЙ ЬФПН зПЗПМШ ЧУЕТШЕЪ РТЕДХРТЕЦДБЕФ, ЮФП МАВПЧШ - ЧЕДШ ЙНЕООП МАВПЧШ ПЧМБДЕМБ рЙУЛБТЕЧЩН - ЬФП РЕТЧЩК ЫБЗ ОБ РХФЙ Л ДЕРТЕУУЙЙ, ДХЫЕЧОПК ДЕЗТБДБГЙЙ, ОБТЛПНБОЙЙ Й ЗЙВЕМЙ. б ЕУМЙ ПФОПУЙФШУС Л УЕВЕ Й Л НЙТХ РТПЭЕ, ЛБЛ рЙТПЗПЧ, ФП ДЕМП, ЛПОЕЮОП, ФПЦЕ ЛПОЮЙФУС РМПИП, ОП ЧУЕ ЦЕ ОЕ ФБЛ ВЕЪОБДЕЦОП.

рЙУЛБТЕЧ ХНЕТ; рЙТПЗПЧ ЧЩЦЙМ, ОП ЮФП У ОЙН РТПЙЪПЫМП - ЬФП Й ЕУФШ ФТЕФШС, НХЮЙФЕМШОБС ЪБЗБДЛБ. "ьФЙ ФТЙ ТЕНЕУМЕООЙЛБ... РПУФХРЙМЙ У ОЙН ФБЛ ЗТХВП Й ОЕЧЕЦМЙЧП, ЮФП, РТЙЪОБАУШ, С ОЙЛБЛ ОЕ ОБИПЦХ УМПЧ Л ЙЪПВТБЦЕОЙА ЬФПЗП РЕЮБМШОПЗП УПВЩФЙС ". нОЕ ФХФ РПЮЕНХ-ФП РТЕДУФБЧМСЕФУС ПДОБ УГЕОБ ЙЪ "лТЙНЙОБМШОПЗП ЮФЙЧБ " фБТБОФЙОП, ЛПФПТЩК ИПТПЫП ХУЧПЙМ МЙФЕТБФХТОЩЕ ХТПЛЙ Й ЙУРПМШЪПЧБМ ЧПЪНПЦОПУФЙ ОЕМЙОЕКОЩИ Й ЧБТЙБФЙЧОЩИ УАЦЕФПЧ ОБ РПМОХА ЛБФХЫЛХ. оП, ОБЧЕТОПЕ, С ХЧМЕЛБАУШ.

Один из главных героев повести — Пискарев . Живет он в тяжелых условиях, и неизмеримо далек от аристократического общества. Человек искусства, наделенный пламенным воображением, с тонкой, ранимой душой, жаждущий прекрасного. Он поставлен в центр повести именно потому, что особенно остро воспринимает противоречия Петербурга. Крушение мечты приводит его к трагическому исходу.

Рядом с героем-романтиком в повести действует его антипод, воплощение пошлости, приземленности, бездуховности — поручик Пирогов . Ни его фамилия, ни его внутренний мир, ни его поведение не имеют ничего общего с характерными особенностями персонажей светских повестей. Гоголь проявил художническую смелость, избрав в качестве носителя пошлости офицера и даже подчеркнув, что Пирогов отнюдь не единичен. Недаром двойника Пирогова краешком глаза видит в притоне Пискарев: «Сквозь непритворенную дверь другой комнаты блестел сапог со шпорой и краснели выпушки мундира; громкий мужской голос и женский смех раздавались без всякого принуждения».

В «Невском проспекте» нарисована довольно широкая картина Петербурга и дан многосторонний художественно-демографический анализ столицы. Но многосторонний не значит полный. Если бы писатель ограничился картинами движущегося проспекта, изображением «дна», быта неизвестных художников, небогатых мастеровых и жирующих офицеров, картина столицы была бы все-таки сужена. Явно не хватает изображения жизни «верхов». И восполнить этот пробел писатель, очевидно, решил введением в повествование картины сна героя.

В сновидении Пискарева все правдоподобно, несмотря на граничащее с чудом появление художника — плебея на светском балу и превращение женщины сомнительного поведения в царицу бала. Если изъять сцену бала из повести, опустив заключительную фразу: «Он поднял глаза: перед ним стоял подсвечник с огнем … » эту сцену можно принять или за самостоятельный рассказ (новеллу), или, в крайнем случае, за фрагмент реалистического произведения.

Гоголь не очень заботился о том, чтобы все детали точно передавали психологическую достоверность сна. Вот, например, как он изображал молодых карьеристов, участников бала: «Они были исполнены такого благородства, с таким достоинством говорили и молчали, так не умели сказать ничего лишнего, так величаво шутили, так почтительно улыбались, такие превосходные носили бакенбарды, так искусно умели показывать отличные руки. Описание многократности действий или состояний персонажей скорее уместно в авторской характеристике : во сне увидеть, что герои не хотели сказать ничего лишнего или величаво шутили, невозможно.

Писателю было важно кратко охарактеризовать молодых представителей светского общества, а не воспроизвести в реалистическом плане детали сна Пискарева . Поэтому он невольно обнажил условность описания.

Содержанием сновидения Пискарева является бал. У писателя была возможность нарисовать романтическую красавицу в иной ситуации. Но он бегло говорит о множестве снов Пискарева, выхватывает из них даже два, в которых любимая женщина художника становится хозяйкой деревенского домика, а затем женою, но подробно рисует только сцену бала в высшем свете. Балы были важным структурным элементом дворянского быта. Писателей привлекала возможность показать массу людей в свободной обстановке, в их дружеском и любовном общении, в сложных взаимоотношениях друг с другом.




Род занятий героев повести Пискарев художник, что подчеркивает присутствие творческого начала в человеке, не способного противостоять действительности. Пирогов офицер, поручик его чин олицетворяет власть. Он принадлежит к тому классу людей, которые подавляют личность.


Портреты героев повести «Невский проспект» Пискарев «большей частью добрый, кроткий…, застенчивый, беспечный, любящий тихое свое искусство»; «скромно толкующий о любимом предмете»; «с истинным наслаждением трудятся над своею работою. Они часто питают в себе истинный талант»; «застенчивый, робкий, но в душе своей носивший искры чувства» Пирогов «…считаются учеными и образованными; не пропускают ни одной публичной лекции»; «любят в пьесе хорошие стихи, также очень любят громко вызывать актеров»; «имеют особенный дар заставлять смеяться»; «превосходно декламировал стихи»; «имел особенное искусство пускать дым кольцами»; «умел рассказать анекдот»; «был доволен своим чином»; «очень льстило это новое достоинство»


Характеристика героев (сцена преследования) Пискарев «он отдалился на дальнее расстояние, беспечно глядел по сторонам»; «не слыша, не видя, не внимая»; «стараясь сам умерить быстроту своего шага»; «иногда овладевало им сомнение»; «колени его дрожали» Пирогов «не переставал преследовать,…занимая вопросами»; «смело пробирался»; «следуя русскому правилу, решился идти вперед»






Финал преследования Пирогова «…как-то странно кончилось: по дороге он зашел в кондитерскую, съел…, прочитал и вышел…»; «довольно приятный вечер заставил его пройтись; …он успокоился»; «отправился на вечер…, с удовольствием провел вечер, отличился в мазурке…»






Мечты художника Пискарева. Художник Д. Кардовский «Боже, какой сон! И зачем было просыпаться?... О, как отвратительна действительность! Что она против мечты?» «Но теперь…какая ужасная жизнь! Боже, что за жизнь наша! вечный раздор мечты с существенностью!»






Почему Н.В.Гоголь не «дает» снов Пирогова? Пирогов - человек, лишенный высокой духовной жизни. Скорее всего, он не видит снов, а если и видит их, то сны отражают его реальную жизнь. Реальная жизнь Пирогова, его поступки достаточно раскрывают характер героя, потребности и интересы.






Используемые Интернет-ресурсы titles.php?lt=195&author=26&dtls_books =1&title=991&submenu=5



error: