Проблема возрождения британского кораблестроения. Судостроительная промышленность великобритании От заказа до спуска на воду

XVII век был богатым периодом в истории корабельного строительства. Корабли стали быстроходнее, маневреннее, устойчивее. Инженеры научились проектировать лучшие образцы парусных кораблей. Развитие артиллерии позволило оборудовать линейные корабли надёжными, точными орудиями. Необходимость военных действий определяла прогресс в судостроении.

Самый сильный корабль в начале века

На начало XVII века приходится рассвет эпохи линейных кораблей. Первым трёхпалубным стал британский HMS «Prince Royal», из верфи Вулвича вышедший в 1610 г. Прообраз британские корабелы взяли от датского флагмана, и в дальнейшем неоднократно перестраивали и улучшали.

На корабле водрузили 4 мачты, по две на прямые и латинские паруса. Трехдечный, изначально 55-пушечный, корабль в конечном варианте 1641 г. стал 70-пушечным, потом изменил название на Resolution, вернул имя, и в 1663 г. имел уже 93 пушки в своём снаряжении.

  • Водоизмещение около 1200 тонн;
  • Длина(по килю) 115 футов;
  • Ширина(по мидельшпангоуту) 43 фута;
  • Глубина интрюма 18 футов;
  • 3 полноценные артиллерийские палубы.

В результате боёв с голландцами корабль в 1666 был захвачен неприятелем, а когда его попытались отбить, сожжён и затоплен.

Самый сильный корабль в конце века

Французский «Soleil Royal» строился корабелами верфи Бреста 3 раза. Первый 1669 года трехмачтовый со 104 пушками, созданный как равный противник британскому «Royal Sovereign», погиб в 1692 году. И в этот же год уже был построен новый линейный корабль с вооружением 112 пушек и имел:

  • Орудий 28 х36-фунт., 30 х18-фунт.(на мидельдеке), 28 х12-фунт.(на опердеке);
  • Водоизмещение 2200 тонн;
  • В длину 55 метров(по килю);
  • Ширину 15 м(по мидельшпангоуту);
  • Осадку(интрюма) 7 м;
  • Команду из 830 человек.

Третий был построен после гибели предыдущего, как достойный наследник славных традиций, связанных с этим именем.

Новые виды кораблей 17 века

Эволюция прошлых веков сместила акценты кораблестроения от необходимости просто безопасно передвигаться по морям, от торговых судов венецианцев, ганзейцев, фламандцев и, традиционно, португальцев и испанцев для преодоления значительных расстояний, к утверждению важности господства на море и, как следствие, отстаиванию своих интересов путём военных действий.

Первоначально военизировать торговые суда стали для противодействия пиратам, а к 17 веку окончательно сформировался класс только боевых кораблей, и произошло разделение торгового и военного флота.

В строительстве военного флота преуспевали корабелы и, конечно же, голландских провинций От португальских корабелов берет происхождение галион – основа мощи эскадр Испании и Англии.

Галеон 17 века

Игравшие до недавнего времени существенную роль кораблестроители Португалии и Испании продолжили совершенствовать традиционные конструкции кораблей.

В Португалии в начале века появились 2 вида кораблей с новыми пропорциями корпуса в соотношении длины к ширине – 4 к 1. Это 3х-мачтовый пинас (похож на флейт) и военный галион.

На галионах орудия стали устанавливать выше и ниже основной палубы, выделив в конструкции судна батарейные палубы, порты-ячейки для орудий открывались в борту только для ведения боя, и задраивались, чтобы избежать залива волн воды, которые при солидной массе корабля неминуемо его затопят; боезаряды прятали в трюмах ниже ватерлинии. Водоизмещение испанских крупнейших галионов начала 17 века составляло около 1000 тонн.

Галеон голландцев имел три-четыре мачты, длину до 120 футов, ширину до 30 фут., низкую 12-фут. осадку и до 30 орудий. Кораблям с такой пропорцией длинных корпусов добавляли быстроту хода количество и площадь парусов, дополнительно лисели и ундерлисели. Что позволяло резать волну круче к ветру в сравнении к закруглённым корпусам.

Линейные многопалубные парусные корабли составляли костяк эскадр Голландии, Британии, Испании. Трёх-, четырёх- палубные корабли являлись флагманами эскадр и определяли военный перевес и преимущество в сражении.

И если линкоры составляли основную боевую мощь, то фрегаты стали строить как самые быстроходные суда, оснащая небольшим числом пушек одной закрытой огневой батареи. Для повышения скорости была увеличена площадь парусов и уменьшена снаряжённая масса.

Английское судно «Sovereign of the Seas» стало первым классическим образцом линкора. Построен в 1637г., вооружённый 100 орудиями.

Ещё одним классическим образцом стал британский фрегат – разведчик и конвоир торговых судов.

Собственно эти 2 типа кораблей стали новаторской линией в судостроении и постепенно вытеснили с верфей морально-устаревшие к середине века европейские галионы, галиоты, флейты, пинасы.

Новые технологии военного флота

Голландцы долгое время сохраняли при постройке двоякое назначение корабля, кораблестроение для торговли составляло их приоритет. Поэтому относительно военных кораблей явно уступали Англии. В середине века Нидерланды построили 53- пушечный корабль «Brederode» наподобие «Sovereign of the Seas», свой флагман флота. Параметры конструкции:

  • Водоизмещение 1520 тонн;
  • Пропорции (132 х 32) фут.;
  • Осадка – 13 фут.;
  • Две артиллерийские палубы.

Флейт “Schwarzer Rabe”

Ещё в конце 16 века Нидерланды начали строить флейты. За счёт новой конструкции голландский флейт обладал прекрасными мореходными качествами и имел:

  • Малую осадку;
  • Быстроходное парусное оснащение, позволявшее крутой забор к ветру;
  • Высокую скорость;
  • Большую вместимость;
  • Новую конструкцию с соотношением длины-ширины, начиная от четырёх-к-одному;
  • Был экономически выгодным;
  • И экипаж около 60 человек.

То есть, фактически, военно-транспортный корабль, чтобы перевозить грузы, и в открытом море отразить нападение врага, и быстро уйти в отрыв.

Флейт в начале 17 века строили:

  • В длину около 40 метров;
  • В ширину около 6 или 7 м;
  • Осадкой 3÷4 м;
  • Грузоподъемностью 350÷400 тонн;
  • И орудийным оснащением в 10÷20 пушек.

На протяжении века флейты доминировали во всех морях, играли заметную роль в войнах. На них же впервые стали использовать штурвал.

Из парусного ходового оснащения на них появились стеньги, реи делали укороченными, длина мачты стали длиннее судна, а паруса стали уже, удобнее при управлении, небольшие в размерах. Паруса грот, фок, марселей, брамселей на грот-, фок- мачтах. На бушприте – прямоугольный блинд-парус, бом-блинд. На бизань-мачте – косой парус и прямой крюйсель. Для управления парусной оснасткой требовалась меньшая численность верхней команды.

Конструкции боевых кораблей 17 века

Постепенная модернизация артиллерийских орудий стала позволять их успешное применение на борту корабля. Важными характеристиками в новой тактике боя стали:

  • Удобное, быстрое перезаряжание по ходу боя;
  • Ведение непрерывного огня с интервалами на перезаряжание;
  • Ведение прицельного огня на дальние дистанции;
  • Увеличение численности экипажа, позволявшее вести огонь в условиях абордажа.

С 16 века продолжила развитие тактика разделения боевого назначения в составе эскадрильи: часть кораблей отходила на фланги для ведения дальнобойного артиллерийского огня по скоплению крупных кораблей противника, а легкий авангард устремлялся на абордаж пострадавших кораблей.

Британские морские силы применяли такую тактику в ходе Англо-испанской войны.

Кильватерная колонна во время смотра 1849 год

Происходит классификация кораблей по цели их применения. Гребным галерам приходят на смену парусные пушечные корабли, а основной упор переносится с абордажного захвата на разрушительную орудийную пальбу.

Применение тяжелых крупнокалиберных было затруднено. Увеличенная численность арт.расчета, значительный вес орудия и зарядов, разрушительная для корабля сила отдачи, из-за чего нельзя было вести залпы одновременно. Упор делался на 32…42-фунт.пушки диаметром ствола не больше 17 см. По этой причине несколько средних орудий были предпочтительнее пары крупных.

Самое сложное – точность выстрела в условиях качки и инерции отдачи от соседних орудий. Поэтому артиллерийскому расчету нужна была четкая очередность залпов с минимальными интервалами, обученность всего экипажа команды.

Прочность и маневренность стали весьма важны: необходимо держать врага строго по борту, не допускать заход в тыл, и уметь быстро развернуть корабль другим бортом в случае серьезного повреждения. Длина киля корабля составляла не более 80 метров и, чтобы разместить больше орудий, начали строить верхние палубы, по борту на каждой деке размещалась батарея орудий.

Слаженность и умение команды корабля определялись быстротой выполнения маневров. Высшим проявления мастерства считалась быстрота, с какой корабль, дав залп с одного борта, успевал повернуться узким носом под встречный залп врага, и далее повернувшись противоположным бортом дать новый залп. Такие маневры позволяли получать меньше повреждений и наносить значительный и быстрый урон врагу.

Стоит упомянуть – многочисленные военные гребные суда, использовавшиеся на протяжении 17 века. Пропорции примерно составляли 40 на 5 метров. Водоизмещение около 200 тонн, осадка 1,5 метра. На галеры устанавливали мачту и латинский парус. Для типичной галеры с экипажем в 200 человек, 140 гребцов размещались по трое на 25 банках по каждому борту, каждый на своём весле. Вёсельные фальшборта закрывали от пуль и арбалетов. На корме и носовой части устанавливали орудия. Цель атаки галер – абордажный бой. Пушки и метательные орудия начинали атаку, при сближении начинался абордаж. Понятно, такие атаки были рассчитаны на тяжелогружёные торговые суда.

Самая сильная армия на море 17 века

Если в начале века флот победителя Великой Испанской Армады считался сильнейшим, то в дальнейшем боеспособность Британского флота катастрофически падала. А неудачи в боях с испанцами и , позорный захват 27 английских кораблей марокканскими пиратами окончательно уронили престиж британского могущества.

В это время флот Нидерландов выходит на ведущие позиции. Лишь поэтому стремительно богатеющий сосед подвиг Британию наращивать по-новой свой флот. К середине века флотилия насчитывала до 40 боевых кораблей, из них шесть – 100-пушечных. А после Революции наращивалась боевая мощь на море вплоть до Реставрации. После некоторого периода затишья к концу века Британия вновь позиционировала своё могущество на море.

С начала 17 века флотилии европейских стран начали оснащаться линейными кораблями, количество которых определяло боевую силу. Первым линейным 3х-палубным принято считать 55-пушечный корабль HMS «Prince Royal» 1610 года. Следующий 3х-палубный HMS «Sovereign of the Seas» приобрёл параметры серийного прототипа:

  • Пропорции 127х46 футов;
  • Осадка – 20 футов;
  • Водоизмещение 1520 тонн;
  • Общее число пушек 126 на 3-х артиллер.палубах.

Размещение пушек: 30 на нижней палубе, 30 на средней, 26 с меньшим калибром на верхней, 14 под полубаком, 12 под полуютом. Вдобавок в надстройках множество амбразур для ружей оставшейся на борту команды.

После трёх войн Англии и Голландии между собой, они объединились в союз против Франции. Англо-голландский союз смог уничтожить к 1697 г. 1300 французских корабельных единиц. И в начале следующего века, ведомый Британией, союз добился преимущества. А шантаж военно-морской силы Англии, ставшей Великобританией, стал определять исход битв.

Тактика ведения морских сражений

Предыдущие морские войны характеризовались неупорядоченной тактикой, велись стычки капитанов судов, не существовало схем и единого командования.

С 1618 британское Адмиралтейство ввело ранжирование своих военных кораблей

  • Ships Royal, 40…55 орудий.
  • Great Royals, около 40 пушек.
  • Middling Ships. 30…40 пушек.
  • Small Ships, включая фрегаты, менее 30 пушек.

Британцы разработали тактику линейного боя. Согласно её правилам соблюдались

  1. Одноранговое построение в строй кильватерными колоннами;
  2. Выстраивание равносильной и равноскоростной колонны без разрывов;
  3. Единое командование.

Что должно обеспечивать успех в бою.

Тактика равнорангового построения исключала наличие слабых звеньев в колонне, флагманы вели авангард, центр, командование и замыкали арьегард. Единое командование подчинялось адмиралу, появилась чёткая система передачи команд и сигналов между кораблями.

Морские сражения и войны

Дуврское сражение 1659 года

Первая битва флотов за месяц до начала 1-й англо-голландской войны, формально давшая ей начало. Тромп с эскадрой из 40 кораблей отправился для сопровождения и защиты голландских транспортных судов от английских корсаров. Находясь в английских водах вблизи от эскадры из 12 кораблей под команд. адмирала Бёрна, голландские флагманы не пожелали салютовать английскому флагу. Когда подошёл Блэйк с эскадрой из 15 кораблей, англичане атаковали голландцев. Тромп прикрывал караван торговых судов, не решился ввязываться в долгое сражение, и уступил поле боя.

Плимутское сражение 1652 года

Состоялось в Первой англо-голландской войне. де Рюйтер принял на себя командование эскадрой из Зеландии из 31 воен. корабля и 6 брандеров в защите конвоя торгового каравана. Ему противостояли 38 воен. кораблей и 5 брандеров британских сил.

Голландцы при встрече разделили эскадру, часть английских кораблей стала их преследовать, разорвав строй и потеряв преимущество огневой мощи. Голландцы излюбленной тактикой стрельбы по мачтам и такелажу вывели из строя часть кораблей противника. Как итог, англичанам пришлось ретироваться и отправиться в порты на ремонт, а караван благополучно ушёл в Кале.

Ньюпортские сражения 1652 и 1653 годов

Если в сражении 1652 г. Рюйтер и де-Витт, соединив 2 эскадры из 64 кораблей в единую – авангард Рюйтер и центр де-Витт – эскадру, дали равный бой 68 кораблям Блэка. То в 1653 г. эскадра Тромпа, имевшего 98 кораблей и 6 брандеров против 100 кораблей и 5 брандеров английских адмиралов Монка и Дина, при попытке напасть на главные силы англичан была изрядно разрушена. Рюйтер, авангардом ринувшись по ветру, обрушился на англ. авангард адмирала Лаусона, его энергично поддержал и Тромп; но адмирал Дин успел прийти на выручку. А затем ветер спал, началась артиллерийская перестрелка до темноты, когда голландцы, обнаружив недостаток снарядов, вынуждены были скорее уходить в свои порты. Сражение показало преимущество снаряжения и вооружения английских кораблей.

Портлендское сражение 1653 года

Битва Первой англо-голландской войны. Конвой под команд. адмирала М.Тромпа из 80 кораблей сопровождал в проливе Ла-Манш возвращавшийся гружёный колониальным товаром караван из 250 торговых судов. Встретившись с флотом из 70 кораблей англичан под команд. адмирала Р. Блейка, Тромп вынужденно вступил в бой.

Два дня боёв перемена ветра не позволяла выстроить в строй группы кораблей; голландцы, скованные обороной транспортных судов, несли потери. И всё-же ночью голландцы смогли прорваться и уйти, в итоге потеряв 9 военных и 40 торговых кораблей, а англичане 4 корабля.

Битва при Текселе 1673 года

Победа де Рюйтера с адмиралами Банкертом и Тромпом над англо-французским флотом при Текселе в третьей англо-голландской войне. Этот период отмечен оккупацией Нидерландов войсками Франции. Цель была отбить торговый караван. 92 кораблям и 30 брандерам союзников противостоял голландский флот из 75 кораблей и 30 брандеров.

Авангард Рюйтера сумел отделить авангард французов от эскадры англичан. Маневр удался и, ввиду разобщённости союзников, французы предпочли сохранить флотилию, а голландцам удалось смять центр англичан в многочасовой жестокой схватке. И в итоге, вытеснивший французов, Банкерт пришёл на подкрепление центра голландцев. Англичане так и не смогли высадить десант и понесли большие потери в живой силе.

Эти войны передовых морских держав определили значимость тактик, построений и огневой мощи в развитии военно-морского флота и искусства ведения сражений. На опыте этих войн выработались классы деления на ранги кораблей, проверена оптимальная комплектация линейного парусного корабля, количество вооружения. Тактика единоборства кораблей противников преобразовалась в боевой строй кильватерной колонны со слаженным ведением огня артиллерии, с быстрым перестроением и единым командованием. Абордажный бой уходил в прошлое, а сила на море влияла на успех на суше.

Флот Испании 17 века

Испания продолжала формировать свои армады большими галеонами, непотопляемость и крепость которых были доказаны по итогам сражений Непобедимой Армады с британцами. Имевшаяся у англичан артиллерия не смогла нанести урон испанцам.

Поэтому испанские корабелы продолжали строительство галеонов водоизмещением в среднем 500 ÷ 1000 тонн и осадкой в 9 футов, создавая именно океанский корабль – устойчивый и надежный. На такие суда ставили три или четыре мачты и около 30 орудий.

В первую треть века на воду было спущено 18 галеонов с количеством пушек до 66. Число больших кораблей перевалило за 60 против 20-ти больших королевских кораблей Англии и 52-х Франции.

Особенностями прочных, тяжелых кораблей стали высокая устойчивость к пребыванию в океане и борьбе с водными стихиями. Установка прямых парусов в два яруса не обеспечивали маневренность и легкость управления. При этом маломаневренность компенсировалась отличной неплохой живучестью во время штормов по параметрам прочности, и универсальностью галеонов. Их использовали одновременно и для торговых, и для военных операций, что часто совмещалось при неожиданной встрече с противником в необъятных водах океана.

Чрезвычайная вместимость позволяла оснащать суда приличным числом вооружения и брать на борт большую, обученную к схваткам, команду. Что позволяло успешно проводить абордаж – основную морскую тактику сражений и захвата судов в арсенале испанцев.

Флот Франции 17 века

Во Франции первый линейный корабль «Корона» был спущен на воду в 1636. Тогда и началось соперничество с Англией и Голландией на море.

Корабельные характеристики трёхмачтового двухдечного « » 1-го ранга:

  • Водоизмещение более 2100 тонн;
  • Длина по верх.палубе 54 метра, по ватерлинии 50 м, по килю 39 м;
  • Шширина 14 м;
  • 3 мачты;
  • Грот-мачта высотой 60 метров;
  • Борта высотой до 10 м;
  • Площадь парусов около 1000 м²;
  • 600 матросов;
  • 3 палубы;
  • 72 разнокалиберных орудия(14х 36-фунтовых);
  • Корпус из дуба.

Для постройки потребовалось около 2 тысяч просушенных стволов. Форма ствола сопоставлялась форме детали корабля при соответствии изгибов волокон и детали, что давало особую прочность.

Корабль известен тем, что затмил «Властелина морей» – британский шедевр «Sovereign of the Seas» (1634), – и считается ныне самым роскошным и красивейшим судном парусной эпохи.

Флот Соединённых провинций Нидерландов 17 века

Нидерланды в XVII веке вели бесконечные войны с соседними странами за независимость. Морское противостояние Нидерландов и Британии имело характер междоусобного соперничества соседей. С одной стороны, они спешили при помощи флота контролировать моря и океаны, с другой, потеснить Испанию и Португалию, при этом удачно совершая разбойные нападения на их суда, ну а с третьей, хотели доминировать как два самых боевитых соперника. При этом зависимость от корпораций – хозяев кораблей, ведших финансирование судостроения, отодвигало на второй план важность побед в морских сражениях, что остановило рост мореходства Нидерландов.

Становлению могущества голландского флота способствовала освободительная борьба с Испанией, ослабление её силы, многочисленные победы голландских кораблей над испанцами во время Тридцатилетней войны к её окончанию в 1648 г.

Флот Нидерландов был крупнейшим, насчитывал 20 тыс.торговых судов, работало огромное число верфей. Собственно это столетие явилось Золотым Веком Нидерландов. Борьба Нидерландов за независимость от Испанской империи привела к Восьмидесятилетней войне (1568-1648 годы). После завершения освободительной войны Семнадцати провинций от власти монархии Испании, были три англо–голл.войны, успешное вторжение в Англию, и войны с Францией.

3 англо–голландские войны на море пытались определить доминирующее положение на море. К началу первой у флота Нидерландов значились 75 военных судна вместе с фрегатами. Имевшиеся военные корабли Соединённых Провинций были разбросаны по миру. На случай войны военные корабли можно было зафрахтовать, или просто нанять у других европейских государств. Конструкции “пинаса” и “фламандской каракки” на случай войны легко модернизировались из торгового в военное судно. Однако кроме Brederode и Grote Vergulde Fortuijn собственными военными кораблями похвастаться голландцы не могли. Сражения они выигрывали за счёт отваги и умения.

Ко Второй англо-голландской войне в 1665 эскадра ван Вассенара смогла собрать 107 кораблей, 9 фрегатов и 27 низших кораблей. Из них 92 вооружены более 30-ю пушками. Численность экипажей 21 тыс.моряков, 4800 орудий.

Англия могла противопоставить 88 кораблей, 12 фрегатов и 24 низших кораблей. Всего 4500 орудий, 22 тыс.моряков.

В самом провальном за всю историю Голландии Лоустофтском сражении был взорван фламандский флагман 76-пушечный «Эендрагт» вместе с ван Вассенаром.

Флот Британии 17 века

В середине века в Британии насчитывалось не более 5 тыс. торговых кораблей. А вот военный флот был значительным. К 1651 г. королевская «Ройял Нави» эскадра уже имела 21 линкор и 29 фрегатов, на подходе достраивались 2 линкора и 50 фрегатов. Если добавить количество свободно-наёмных и зафрахтованных судов, флот мог бы составить до 200 кораблей. Общее число орудий и калибр были вне конкуренции.

Постройка велась на королевских верфях Британии - Вулвич, Девенпорт, Чатем, Портсмут, Дептфорд. Значительная часть кораблей выходила из частных верфей Бристоля, Ливерпуля и пр. В течение столетия поступательно наращивался рост с преобладанием регулярного флота над зафрахтованным.

В Англии самый мощные линейные корабли именовали Мановар, как самый крупный, с числом орудий выше ста.

Для увеличения многоцелевого состава флота Британии в середине века создавалось больше боевых судов меньших типов: корветы, бомбарды.

При строительстве фрегатов, число орудий на двух палубах увеличилось до 60.

В первой Дуврской баталии с Нидерландами британский флот имел:

60- пуш. James, 56- пуш. Andrew, 62- пуш. Triumph, 56- пуш. Andrew, 62- пуш. Triumph, 52- пуш. Victory, 52- пуш. Speaker, пять 36-пуш., включая President, три 44- пуш., включая Garland, 52- пуш. Fairfax и прочие.

На что флот Нидерландов мог противопоставить:

54- пуш. Brederode, 35- пуш. Grote Vergulde Fortuijn, девять 34- пушечных, остальные рангами ниже.

Поэтому становится очевидным нежелание Нидерландов вступать в схватку на открытой воде по правилам линейной тактики.

Флот России 17 века

Как такового, флота России до Петра I не существовало, ввиду отсутствия выхода к морям. Самым первым русским военным кораблём стал двухпалубный трехмачтовый «Орел» построенный к 1669 году на Оке. А вот построена на Воронежских верфях в 1695 – 1696 г. из 23 гребных галеры, 2 парусно-гребных фрегата и более 1000 шняв, барок, стругов.

Корабль “Орел” 1667 год

Параметры фрегатов 36-пушечников «Апостол Пётр» и «Апостол Павел» аналогичны:

  • Длина 34 метра;
  • Ширина 7,6 м;
  • 15 вёсельных пар для обеспечения маневренности;
  • Плоскодонный корпус;
  • Противоабордажные борта вверху загнутые вовнутрь.

Русские мастера и сам Пётр в 1697г. в Голландии строили фрегат “Петр и Павел”.

Первым кораблём, вышедшим в Чёрное море, стал «Крепость». Из верфи в устье Дона в 1699 г.:

  • Длина - 38 метров;
  • Ширина - 7.5 м;
  • Экипаж - 106 моряков;
  • 46 орудий.

В 1700 из верфи Воронежа вышел предназначенный для Азовской флотилии первый Российский линейный корабль «Божье Предопределение», причём отстроенный русскими мастерами и инженерами. Этот трёхмачтовый корабль, равный IV рангу имел:

  • Длину 36 метров;
  • Ширину 9 м;
  • 58 пушек (26х 16-фунт.орудий, 24х 8-фунт., 8х 3-фунтовых);
  • Команду 250 моряков.

В последние дни поступило сразу два «тревожных звонка» от судостроителей Британии. На днях Princess Yachts оказались вовлечены в серьезный судебный процесс о крупном мошенничестве. А теперь еще и Fairline заявили о грандиозном сокращении рабочих мест.

Fairline терпит убытки последние несколько лет. В 2011 году она стала собственностью британского банкира и бизнесмена Джона Молтона, которому принадлежит инвестиционный фонд Better Capital и Королевский банк Шотландии. Молтон сделал серьезные инвестиции в компанию, и ожидал выхода на прибыль через два года, но его актив не оправдал себя. Только в 2015 году бизнесмен вложил в развитие Fairline £ 11 миллионов, однако результатов не последовало и Молтон начал процесс продажи.

В октябре 2015 года компания перешла в руки инвестиционной корпорации Wessex Bristol, штаб-квартира которой находится в Сомерсете. Wessex Bristol также владеет судоверфью Fletcher Boats, специализирующейся на спортивных яхтах. Это уже пятый собственник Fairline за последние несколько лет.

Осенью 2015 года верфь уже провела ряд серьезных увольнений. Но недавно было объявлено, что в связи с финансовыми проблемами Fairline вынуждена сократить еще 450 рабочих мест. Ситуация настолько плачевна, что компания последние три месяца была не в состоянии делать выплаты в пенсионный фонд. На данный момент рабочие места есть возможность оставить только тем сотрудникам, которые ведут текущие проекты. В связи с этим объемы производства верфи будут резко снижены.

Поскольку речь идет о выживании компании, не приходится говорить и о новых проектах и развитии других подразделений. Это наводит на грустные мысли, поскольку Fairline всегда была впереди планеты всей по части инноваций в конструкции лодок. История верфи насчитывает уже 52 года, а основные проблемы у компании начались в последние 10 лет. Общее плачевное состояние британского частного судостроительного бизнеса говорит о том, что здесь пора что-то менять. Эти роскошные дорогостоящие яхты со стильным дизайном, похоже, уже не выдерживают конкуренции в яхтенном мире, где давно правят новые технологии, а возможности ушли на грань фантастики.

Судостроение является одной из старейших отраслей промышленности Великобритании и занимает важное место в военно-экономических планах милитаристских кругов страны.

Значительная роль отводится прежде всего непрерывному развитию кораблестроения, которое способствует дальнейшему усилению военно-морского флота - главного инструмента реакционной политики английских империалистов. Командование вооружённых сил Великобритании, используя мощную судостроительную базу страны, постоянно вводит в боевой состав своего флота современные корабли, вооружённые новейшими системами оружия.

По оценке иностранных специалистов, английская экономика почти полностью зависит от импорта различных видов стратегического сырья и в значительной степени от вывоза готовой продукции в другие страны. Подавляющая же часть всех перевозок, в том числе военных, осуществляется морским путём. Поэтому большое внимание уделяется также строительству судов для торгового флота.

Современная английская судостроительная промышленность неотъемлемая часть военно-промышленного потенциала страны. Её производственная база сложилась в основном в годы второй мировой войны, когда по объёму торгового судостроения и военного кораблестроения находилась на втором месте после среди капиталистических государств.

В конце 40-х - начале 50-х годов данная отрасль английской промышленности занимала ведущее положение в мировом судостроении, однако в дальнейшем её удельный вес постоянно сокращался. Так, за десятилетие доля Великобритании в общем тоннаже ежегодно строящихся в мире судов уменьшилась с 10,9% в 1965 году до 3,6% в 1974 году, хотя объём их строительства в стране находился примерно на одном и том же уровне (1,2-1,3 млн. бр.-рег. т в год).

В течение последних пяти лет по объёму торгового судостроения Великобритания уступала Японии и Швеции, а в отдельные годы и Испании. Количество и тоннаж судов, построенных на английских верфях в 1970-1974 годах, приведены в таблице.

По мнению зарубежных специалистов, одной из причин ослабления позиций Великобритании в мировом судостроении явилось отсутствие достаточных капиталовложений, обеспечивающих повышение уровня технологии и организации производства на предприятиях отрасли. В результате этого страна не смогла оказать сильной конкуренции другим государствам в отношении стоимости постройки судов и сроков выполнения заказов.

В условиях острой конкурентной борьбы на мировом рынке, инфляции и быстрого роста стоимости судостроительных материалов правительство, обеспокоенное падением роли английской судостроительной промышленности, в середине 60-х годов создало специальный комитет, на который была возложена задача изучить положение в отрасли и разработать меры по повышению её конкурентоспособности. С 1966 года на основании рекомендаций указанного комитета проводятся мероприятия по реорганизации судостроения. Они предусматривают слияние частных судостроительных и судоремонтных компаний в крупные объединения, ликвидацию нерентабельных предприятий, оказание фирмам финансовой помощи со стороны правительства, увеличение правительственных капиталовложений, специализацию верфей по строительству судов и кораблей определённых типов и классов. Процесс перестройки отрасли продолжается и в настоящее время. Осуществление указанных мер привело к концентрации производственных мощностей, возрастанию значения государственного сектора в отрасли, изменению роли отдельных верфей и фирм в военном кораблестроении и торговом судостроении.

В 1974 году строительством и ремонтом военных кораблей и торговых судов в Великобритании занималось свыше 70 фирм. Однако иностранные специалисты к ведущим относят 11 крупных компаний и объединений: «Виккерс шипбилдинг груп», «Воспер Торникрофт», «Ярроу шипбилдерс», «Кэммел Лейрд шипбилдерс», «Скотт Литгау груп», «Соун Хантер шипбилдерс», «Харланд энд Вулф», «Корт шипбилдерс», «Гован шипбилдерс», «Остин энд Пигерсгилл груп», «Робб Кейлдон шипбилдерс». На долю предприятий этих фирм приходится до 90- 95% всех судостроительных и судоремонтных работ. На этих предприятиях занято около 70 тыс. человек.

По данным зарубежной прессы, 46,7% акций «Харланд энд Вулф», 50% «Кэммел Лейрд шипбилдерс» и 100% «Гован шипбилдерс» принадлежат государству. В настоящее время обсуждается вопрос о национализации в 1976 году всей судостроительной промышленности Великобритании.

В 60-х годах в строительстве боевых кораблей принимало участие до 10-11 крупных верфей, а в 70-х годах их число сократилось до шести. В частности, прекратилось строительство кораблей на верфях британского Адмиралтейства. Некоторые частные верфи, занимавшиеся ранее военным кораблестроением, были перенацелены на строительство торговых судов.

В 1974 году правительство решило сконцентрировать строительство кораблей на верфях в Барроу-ин-Фернесс («Виккерс шипбнлдинг груп»), в Саутгемптон («Воспер Торникрофт») и Глазго («Ярроу шипбилдерс»). При этом верфь в Барроу-ин-Фернесс станет ведущим предприятием английского военного кораблестроения. На ней сосредоточивается строительство атомных подводных лодок и крупных надводных кораблей. Другие верфи, строящие в настоящее время корабли для английских ВМС, предполагается освободить от выполнения заказов министерства обороны Великобритании.

Ещё до принятия этого решения на указанных трёх верфях проводились значительные работы по их реконструкции для увеличения производственных возможностей по строительству и ремонту военных кораблей. С 1967 по 1971 год общие капиталовложения на эти цели составили 4,47 млн. фунтов стерлингов, которые были направлены па строительство крытых стапелей (эллингов), закупку новейшего производственного оборудования (в том числе специального оборудования для строительства атомных подводных лодок), расширение технических возможностей по достройке кораблей на плаву, создание металлообрабатывающих цехов и складов стали, отвечающих требованиям современной технологии кораблестроения.

По объёму военного кораблестроения Великобритания занимает второе место после США среди капиталистических стран. На английских верфях могут строиться корабли всех классов, включая ударные авианосцы и атомные ракетные подводные лодки. За период с 1971 по 1975 год для ВМС страны построено 12 боевых кораблей, общим водоизмещением более 35 тыс. т, в том числе четыре атомные торпедные подводные лодки, два эскадренных миноносца УРО и шесть фрегатов. По сведениям зарубежной печати, к концу 1975 года английские предприятия имели заказы на строительство четырёх атомных торпедных подводных лодок, противолодочного крейсера, семи фрегатов УРО, а также патрульных катеров и вспомогательных судов различного назначения. В 1975/76 финансовом году (начинается 1 апреля) на переоснащение ВМС ассигновано 386 млн. фунтов стерлингов. Значительная часть этой суммы предназначается на строительство указанных кораблей.

Как отмечают английские специалисты, до недавнего времени расходы на строительство собственными верфями атомной ракетной подводной лодки (типа ) составляли 37,5 - 40,2 млн. фунтов стерлингов, атомной торпедной подводной лодки (типа ) - 35 млн., эскадренного миноносца УРО (типа «Шеффилд») - 23 млн., фрегата (типа «Амазон») - 16,8 млн. фунтов стерлингов. Стоимость постройки противолодочного крейсера (планируется ввести в боевой состав флота в 1978 году) составит предположительно 65 млн. фунтов стерлингов.

В связи с финансово-экономическими трудностями большое значение для Великобритании приобретает строительство кораблей на экспорт. Так, по заказам ВМС различных государств на её верфях ведётся строительство дизельных подводных лодок, эскадренных миноносцев УРО, патрульных катеров, вспомогательных судов. По объёму экспортных заказов на постройку кораблей страна занимает одно из ведущих мест в капиталистическом мире.

Военный сектор современной английской судостроительной промышленности включает:

  • военно-морские верфи британского Адмиралтейства;
  • три частные судостроительные фирмы, на которых концентрируется военное кораблестроение страны;
  • другие крупные частные верфи, строящие корабли или имеющие большой опыт их постройки;
  • мелкие частные верфи, на которых строятся в основном военные катера различного назначения.
Британскому Адмиралтейству принадлежат четыре военно-морские верфи в городах Чатам, Портсмут, Плимут и Розайт. В годы второй мировой войны на первых трёх верфях строились крейсера и подводные лодки, а в послевоенный период - фрегаты и дизельные подводные лодки.

В настоящее время предприятия в Чатам, Портсмут и Плимут занимаются ремонтом, модернизацией, переоборудованием и техническим обслуживанием кораблей и вспомогательных судов национальных ВМС. Они имеют в своём распоряжении разнообразные судоподъёмные средства (37 сухих и пять плавучих Доков, а также другое оборудование), которые позволяют им производить доковый ремонт кораблей всех классов.

Верфь в Розайт производит капитальный ремонт и перезарядку активной зоны ядерных реакторов атомных ракетных подводных лодок английского флота. Кроме того, Адмиралтейство располагает тремя сухими ремонтными доками на военно-морской базе Гибралтар.

«Виккерс шипбилдинг груп» является филиалом одного из крупнейших в Великобритании монополистических объединений , деятельность которого в значительной степени связана с разработкой и производством современных систем вооружения. В 1972 году по обороту капитала это объединение занимало 74-е место среди английских монополий.

Судостроительная верфь этой фирмы в Барроу-ин-Фернесс - ведущее предприятие английского военного кораблестроения, специализирующееся в первую очередь на строительстве атомных подводных лодок и крупных надводных кораблей. Она имеет также опытовый бассейн в Сент-Олбанс (графство Хартфордшир).

В 70-х годах была проведена значительная реконструкция указанного предприятия. В настоящее время на нем имеется пять стапелей длиной от 130 до 327 м. Производственное оборудование позволяет строить корабли всех классов и торговые суда грузоподъёмностью до 150 тыс. т. Число занятых составляет свыше 8 тыс. человек. На верфи функционирует конструкторское бюро.

По сведениям зарубежной прессы, на конец 1975 года в Барроу-ин-Фернесс строились четыре атомные торпедные подводные лодки («Сьюперб», «Скептр», «Спартак» и «Северн»), противолодочный крейсер «Инвинсибл», эскадренный миноносец УРО «Кардифф» для собственного флота, а также на экспорт - четыре дизельные подводные лодки (одна - для ВМС Бразилии, три - для ВМС Израиля) и эскадренный миноносец УРО (для ВМС Аргентины). Для Бразилии строятся подводные лодки типа (надводным водоизмещением 2000 т), для Израиля - подводные лодки проекта 206 (420 т), разработанные фирмой «Виккерс» совместно с западногерманской фирмой «IKL». С 1963 по 1975 год на верфи построены две атомные ракетные и семь атомных торпедных подводных лодок для английского флота и две дизельные подводные лодки для ВМС Бразилии.

«Воспер Торникрофт» принадлежит крупной английской компании «Дэвид Браун корпорейшн», которая по обороту капитала в 1972 году входила в число 150 крупнейших английских монополий. Фирма занимается проектированием и строительством эскадренных миноносцев УРО, фрегатов, минно-тральных кораблей, катеров военного назначения, а также ремонтом и модернизацией торговых судов и военных кораблей, производством различного корабельного оборудования, в том числе успокоителей качки и рулевых устройств.

Судостроительные и судоремонтные предприятия фирмы, на которых занято свыше 5 тыс. человек, расположены в Саутгемптоне и Портсмуте. В Саутгемптоне находится наиболее крупная судостроительная верфь фирмы («Уолстон ярд») и мощный судоремонтный комплекс. В 70-х годах она была реконструирована: построено три крытых стапеля, из них два длиной по 137 м и один - 45 м. Сейчас она имеет четыре стапеля. Как свидетельствует иностранная печать, в 1974-1975 годах на ней построено два фрегата типа «Амазон» для ВМС Великобритании. На конец 1975 года в постройке находились фрегат «Эктив» для английского флота и четыре эскадренных миноносца УРО типа «Нитерои» для ВМС Бразилии (рис. 1).

Рис. 1. Строительство эсминцев типа «Нитерои» на верфи «Воспер Торникрофт» в Саутгемптоне

Судоремонтный комплекс включает три сухих ремонтных дока и два слипа грузоподъёмностью до 1500 т. Сухой док, вмещающий суда длиной до 350 м, является крупнейшим в стране ремонтным доком.

В Портсмуте сосредоточено строительство кораблей небольшого водоизмещения (минно-тральных кораблей, патрульных катеров н кораблей на воздушной подушке). Производственное оборудование включает стапели длиной до 60 м и слипы грузоподъёмностью до 400 т. В 1974 году здесь построен первый в стране тральщик с пластмассовым корпусом . По сообщениям зарубежной прессы, сейчас «Воспер Торникрофт» ведёт переговоры о строительстве серии минно-тральных кораблей нового проекта с корпусом из армированной пластмассы.

Фирме «Ярроу шипбилдерс», входящей в состав независимой частной компании «Ярроу», принадлежит крупная судостроительная верфь в Глазго. Занимается она преимущественно военным кораблестроением и изготовлением судовых котлов. Фирма выполняет крупные военные заказы ВМС Великобритании и других стран. Производственные мощности позволяют строить корабли и суда длиной до 160 м. Число занятых составляет около 5 тыс. человек.

Согласно планам военного руководства Великобритании верфь в Глазго планируется использовать главным образом для строительства эскадренных миноносцев и фрегатов. По данным английской печати, в 1974 году на ней закончено строительство двух фрегатов для ВМС , а в 1975 году - двух вспомогательных судов для и фрегата «Эмбаскейд» для национальных ВМС. На конец 1975 года она имела заказы на строительство шести фрегатов для английского флота, в том числе четырёх типа «Амазон» и двух типа «Бродсуорд». В 1975 году велись переговоры с Эквадором о заключении контракта (стоимостью 50 млн. фунтов стерлингов) на строительство двух фрегатов типа и с Грецией на постройку двух фрегатов типа «Амазон» (60 млн. фунтов стерлингов).

«Кэммел Лейрд шипбилдерс» (число занятых около 6 тыс. человек) относится к объединению «Лейрд груп». Фирма владеет одной из крупнейших в стране верфей в Биркенхед, на которой могут строиться крупные надводные корабли, атомные подводные лодки и торговые суда грузоподъёмностью до 125 тыс. т. Сейчас осуществляется реконструкция верфи, в ходе которой переоборудуются стапели и корпусный цех, создаётся поточная линия по сборке судовых конструкций, устанавливается новейшее производственное оборудование (включая станки с программным управлением) и более мощное крановое оборудование.

В послевоенный период верфь играла важную роль в военном кораблестроении. В частности, на ней построены авианосец «Арк Ройял» (1955 год), две атомные ракетные и одна атомная торпедная подводная лодка. На конец 1975 года в постройке находились два эскадренных миноносца УРО типа «Шеффилд» («Бирмингем», «Ковентри»). Эта верфь становится ведущим предприятием рассматриваемой отрасли по строительству танкеров.

«Скотт Литгау груп» объединяет несколько судостроительных и судоремонтных фирм с предприятиями в районе городов Гринок, Глазго, Порт-Глазго, а также завод судовых двигателей в Гринок.

Судостроительная верфь фирмы «Скотт шипбилдинг» в Гринок занимается военным кораблестроением. Она располагает семью стапелями длиной до 213 м. На ней могут строиться суда грузоподъёмностью до 50 тыс. т, надводные корабли и дизельные подводные лодки. Верфь выполняет заказы на строительство подводных лодок типа «Оберон» для ВМС иностранных государств. В частности, в 1974 году было закончено строительство двух подводных лодок для ВМС Чили, а по состоянию на конец 1975 года строились две подводные лодки для .

«Суон Хантер шипбилдерс» входит в состав крупного частного объединения «Суон Хантер груп». Фирма имеет крупные судостроительные и судоремонтные верфи в Ньюкасл-апон-Тайн («Уолкср шипярд»), Уолл-сенд («Уоллсенд шипярд»), Хебберн («Хебберн шипярд»), Саут-Шилдс («Редхед ярд», «Саут-Шилдс шипярд»), Беллингхэм («Хавертон-Хилл шипярд»). Наиболее значительными производственными мощностями обладают верфи в Ньюкасл-апон-Тайн и Уоллсенд, на которых могут строиться крупнотоннажные суда и корабли большого водоизмещения.

Руководство фирмы планирует израсходовать 12 млн. фунтов стерлингов на модернизацию своих верфей. В частности, по программе модернизации предусматривается создать в Хебберн на базе существующего дока длиной 280 м крупный судостроительный комплекс, установить на верфи «Уоллсенд шипярд» два крана грузоподъёмностью по 180 т, построить ремонтную стенку на верфи «Редхед ярд» для судов грузоподъёмностью 30 тыс. т.

Военным кораблестроением занимается также верфь «Уоллсенд шипярд». Как свидетельствует иностранная печать, по состоянию на конец 1975 года на ней строились два эскадренных миноносца УРО типа «Шеффилд» («Ньюкасл» и «Глазго») для собственного флота и танкер для ВМС Ирана. Военные корабли могут строиться также на верфях «Уолкер шипярд» и «Хебберн шипярд».

Фирма «Харланд энд Вулф» владеет крупнейшей в Великобритании судостроительной верфью в Белфасте (Северная Ирландия), которая имеет большой опыт военного кораблестроения. В период второй мировой войны на ней строились авианосцы, а после её окончания - эскадренные миноносцы и фрегаты. В настоящее время она занимается постройкой только торговых судов. Верфь имеет четыре стапеля длиной до 300 м и док, в котором могут строиться танкеры грузоподъёмностью до 1 млн. т. Сейчас осуществляется модернизация верфи, стоимость которой составит 35 млн, фунтов стерлингов.

Другие крупные объединения («Остин энд Пикерсгилл груп», «Гован шипбилдерс», «Корт шипбилдерс») выполняют заказы по строительству только торговых судов.

Некоторые английские судостроительные фирмы строят военные катера различного назначения для ВМС Великобритании и других стран. К ним относятся «Брук марин» (в Лоустофт), «Джеймс Ламонт энд санз» (в Порт-Глазго), «Эйлса шипбилдинг компани» (в Трун), «Ричард Данстон» (в Гулль) и т. д.

Таким образом, несмотря на сокращение удельного веса английской судостроительной промышленности в мировом судостроении, эта отрасль обладает большими производственными мощностями, а её возможности по строительству военных кораблей и опыт в военном кораблестроении уступают только США.

Если в детстве вы зачитывались морскими приключенческими романами, грезили парусниками и подводной лодкой капитана Немо или мечтали о славе знаменитых флотоводцев, вам непременно надо побывать на судостроительной верфи в Чатеме, всего в 30 милях от Лондона.

В течение более 400 лет она была важнейшим центром военного кораблестроения в стране. В период с 1579 по 1984 год с ее стапелей сошло более 400 судов военного назначения. На сегодняшний день это наиболее сохранившаяся верфь эпохи парусного флота в мире и совершенно фантастический музей.

Первое здание, в которое вы попадаете, ибо здесь находится касса музея, — это бывшие мастерские по изготовлению мачт постройки середины 18 века. Здесь же они и хранились. Длина некоторых из них достигала 27 метров. Материал для будущих мачт поступал из расположенного неподалеку мачтового пруда, где могучие стволы елей отмокали в течение нескольких лет перед тем, как пойти в дело.

Выйдя на музейную площадь, вы наверняка первым делом обратите внимание на красавец-шлюп с летящим именем «Баклан» (HMS Gannet ). Он был спущен на воду в 1878 году в расположенном в 16 километрах вниз по течению реки Медвей Ширнесе. Это судно переходного периода: у него деревянный киль с металлическим каркасом, а ходить он мог не только под парусом, но и используя при необходимости паровой двигатель.

«Поступки, а не слова». HMS Gannet (1878) © Анастасия Сахарова

По соседству с изящным парусником 19 века в сухом доке номер 3, будто диковинная птица, парит, озирая через перископ окрестности, подводная лодка «Оцелот», одна из 57 субмарин, спущенных на воду в Чатеме с 1908 по 1966 год.

Подводная лодка «Оцелот» (1962) © Анастасия Сахарова

Во времена холодной войны она несла службу в водах Арктики, Атлантики, Средиземного и Балтийского морей, а сейчас служит развлечением не страдающим клаустрофобией туристам. 30-минутная экскурсия по ее чреву производит совершенно неизгладимое впечатление.

Подводная лодка «Оцелот» © Анастасия Сахарова

Я пришла в ужас, узнав, что на борту нет не то что душевых, даже раковина обнаружилась только в одном из гальюнов! Неудивительно, что брюки подводники носили, выворачивая их еженедельно то на одну, то на другую сторону, а чистоту носков проверяли, швыряя их о стенку — если прилипали, пора стирать, если нет — можно и дальше носить. Последний капитан субмарины, чтобы пенсию заработать побольше, как-то ушел в плавание аж на целый год. Полагаю, носки и брюки в порт не вернулись. Кстати, только при нем на борту вместо одного из гальюнов был установлен огнетушитель. И это при том, что курение было разрешено!

Под боком у «Оцелота» горделиво возвышается эсминец HMS Cavalier , спущенный на воду в 1944 году. В 1759-65 году в занятом им сейчас доке был построен знаменитый корабль «Виктория», на котором адмирал Нельсон в 1805 году одержал победу в Трафальгарском сражении. Знаете ли вы, что по-английски кают-компания обозначается тем же словом, что и беспорядок, путаница, неразбериха — mess . Интересно, почему?

На территории Чатемской судоверфи находится более сотни строений и сооружений, но одно из них — настоящий шедевр архитектуры, под сводами которого у меня от восхищения буквально «в зобу дыханье сперло».

Это всего-навсего крытый стапель, но до чего ж он красив! А под его изумительными деревянными сводами выставлена коллекция разнообразнейшей техники — от сверлильных станков и тракторов до понтонов и спасательных катеров.

Еще одно совершенно незабываемое впечатление — экскурсия по канатной фабрике. Ее здание в свое время считалось самым протяженным зданием из кирпича в Европе. Дело в том, что, согласно предписаниям морского ведомства, длина якорного каната должна была быть 300 метров; при скручивании происходит неизбежная «усадка», так что длина канатного цеха на 46 метров больше. Только представьте: общая длина такелажа нельсоновской «Виктории» составляла 50 километров!

До 1836 года процесс был полностью ручной. Для создания 20-дюймового в сечении каната требовалось более 200 рабочих. Сначала пеньку трепали на своего рода расческах, потом пряли из них нити; во избежание гниения эти нити затем смолили.

После эти нити по три скручивали в т.н. стренги или пряди, те в свою очередь образовывали тросы, а уж из нескольких скрученных тросов получались канаты. На втором этапе, т.е. при скручивании пряди, в нее вплетали нить определенного цвета — у каждой судоверфи был свой. В случае ЧП судовладелец всегда знал, на кого возложить убытки.

Кстати, во время совершенно замечательной экскурсии по этой и по сей день вьющей веревки фабрике мне посчастливилось поучаствовать в создании нескольких метров рукотворного пенькового чуда. И получить кусочек на память.

Должна признать, мы провели в Чатеме целый день, а успели осмотреть в лучшем случае половину его сокровищ. Впрочем, мы с удовольствием вернемся, тем более что входные билеты действительны в течение целого года.

Министерство обороны Великобритании сообщило о радикальных изменениях в области технологии постройки кораблей для Королевских ВМС.

Предложения, внесенные промышленником, сэром Дж. Паркером (John Parker), в его обзоре кораблестроительного сектора, сформулированные в 2016 г., были поддержаны Министром обороны сэром Майклом Фаллоном (Michael Fallon). Их целью было сделать корабли, строящиеся для ВМС Великобритании, привлекательными и для зарубежных покупателей.

Ранее Великобритания также шла по пути поиска инновационных технических решений при постройке как надводных, так и подводных кораблей для ВМФ. Подобные инновации представляли значительный интерес для флотов зарубежных стран. Так на АПЛ класса Trafalgar гребной винт был заменен водометным движителем, что позволило обеспечить резкое снижение шумности подводной лодки (ПЛ). Данное новшество было заимствовано и применено на многоцелевых АПЛ класса "Seawolf" ВМФ США и АПЛ класса "Борей", а также на дизельных ПЛ класса в российском ВМФ.

Согласно национальной кораблестроительной программе National Shipbuilding Strategy, Британия закупит пять многоцелевых фрегатов проекта 31, кораблей, строящихся по урезанному бюджету, чтобы укрепить пришедший в упадок флот. Ввод в строй первого фрегата намечен на 2023 г.

Такие методы предусматривали формирование гигантских блоков на разных британских верфях и затем их буксировку в г. Росайт в Шотландии, где они монтировались, образуя корпус корабля водоизмещением 65 тыс. т компаниями BAE Systems, Babcock и Thales, сотрудничающими с Министерством обороны.

Рис. 1. Новые авианосцы Великобритании строятся блочным методом. Вид одного из блоков перед стыковкой и монтажом в г. Росайт.

Поддержка его рекомендаций будет угрожать фактической монополии компании BAE на постройку кораблей для ВМФ, открыв другим компаниям вход на рынок, в связи с чем выражается озабоченность сохранением рабочих мест на крупнейшей кораблестроительной верфи, основные мощности которой сосредоточены в г. Глазго на р. Клайд.

Анонсируя свои планы, Министерство обороны Великобритании объявило о выделении средств в размере 250 млн фунтов стерлингов на постройку каждого корабля, сообщив об этом в последнем отчете, в котором было указано, что Правительство закажет только восемь фрегатов проекта 26 и некоторое дополнительное количество фрегатов проекта 31.

Фрегаты проекта 26 являются более мощными боевыми кораблями, чем фрегаты проекта 31, но и цена их гораздо выше.


Рис.2. Фрегат проекта 26 является более совершенной боевой единицей, чем фрегат проекта 31, но и более дорогостоящей.

Ключевым пунктом в отчете сэра Джона является постройка кораблей, представляющих интерес для зарубежных покупателей, чтобы тем самым финансировать английских кораблестроителей.

Еще одной рекомендацией было изменение подхода к замене кораблей после истечения их срока службы. Министерству Обороны предлагалось сразу закупать новые корабли, а не продлевать срок службы устаревших кораблей с проведением их дорогостоящего капитального ремонта, поскольку это порождает у кораблестроительных компаний сомнения в поступлении новых заказов со всеми вытекающими последствиями.

Максимальная стоимость одного фрегата была определена в 250 млн фунтов стерлингов, так как, по расчетам экспертов, это оптимальная цена для привлечения экспортных заказов.

Некоторые комментаторы из оборонного ведомства сомневаются в полезности постройки "бюджетных" кораблей и полагают, что лишенные мощных систем вооружения и дорогостоящего оборудования, установленных на аналогичных кораблях других стран, они станут плавучей мишенью на поле боя.


Министр обороны Великобритании анонсировал "возрождение" британской морской мощи при значительных зарубежных инвестициях.

Но при серьезно урезанном бюджете, частично потраченном на новые авианосцы и замену ракет "Трайдент" останутся ли средства для инвестиций в ключевые области кораблестроения?

Первый из авианосцев нового поколения был благополучно сдан через несколько месяцев после заявления Министра обороны Великобритании о программе возрождения британского ВМФ. В сентябре 2017 г. Министр обороны обнародовал новую стратегическую программу National Shipbuilding Strategy (NSS), в которой основное внимание обращено на постройку нового класса фрегатов проекта 31, которые должны вступить в строй к 2023 г. Эта программа явилась своего рода ответом на кардинально меняющие систему предложения и рекомендации, сформулированные сэром Джоном Паркером в его независимом обзоре ситуации в судостроении Великобритании. Эти рекомендации касались финансирования верфей, роста региональных экономик и цепочки поставок судостроительного оборудования в целом.

Судостроительная промышленность Великобритании представляет собой развитую отрасль на которую работают около 6800 компаний, и в которой заняты до 11 тыс. чел., вносящих в национальную экономику ежегодно до 13 млрд фунтов стерлингов, из которых 15% вносит непосредственно сектор судостроения и судоремонта. Однако, в то время как Великобритания остается крупнейшим экспортером судовых систем и судового оборудования, в области военного кораблестроения существует практически полная монополия, как отметил Джон Паркер в своем обзоре.

Верфи компании BAE Systems в г. Гован (Govan) и в р-не Скотстон (Scotstoun) г. Глазго - единственные верфи в Великобритании, в настоящее время проектирующие, строящие и сдающие высокотехнологичные и современные корабли для ВМФ. Эта исключительная позиция предоставлена верфям по условиям соглашения между компанией BAE Systems и Министерством обороны.

Как утверждает Паркер, в судостроении повсюду имеет место заметный прогресс, связанный с участием различных судостроительных компаний, успешно конкурирующих на различных рынках, таких как переоборудование и постройка судов и платформ для шельфа, судоремонт, постройка ветряных электростанций, и при реализации других инженерных проектов. По мнению Паркера, конкуренция в области кораблестроения при всех заслугах компании BAE Systems, которые никто не хочет принижать, также поможет снижение цен и повышение качества продукции.

Конкуренция и разделение труда

В отношении фрегатов проекта 31 Правительство, как кажется, восприняло его рекомендации. Планируется заказать, по крайней мере, пять новых фрегатов с разделением работ по их постройке между различными верфями Великобритании с конечной сборкой на центральной территории, то есть предполагается использование того же метода блочной постройки, что был применен при постройке авианосцев класса Queen Elizabeth. В перспективе подобный подход, как полагают, будет использован при постройке кораблей других проектов и классов. Все корабли для ВМФ Великобритании будут строиться по британским проектам и только на британских верфях, но тендеры на их постройку будут максимально открытыми для создания конкурентных условий. Будет закупаться максимально возможное количество разработанной в Великобритании военной техники, и все критически важные системы тоже будут произведены на территории страны.

Неопределенное будущее

Хотя, как кажется, все необходимые меры для возрождения британской судостроительной промышленности были приняты, необходимость сокращения расходов, связанная с недавними значительными затратами на приобретение новых кораблей, заставляет сомневаться в том, что постройка пяти недорогих фрегатов проекта 31 может стать началом такого возрождения.

По заявлениям экспертов, программа National Shipbuilding Strategy устанавливает жесткие временные и стоимостные рамки, которые заставят компании, принимающие участие в поставках кораблей по данной программе, вести работы в более инновационном ключе. Однако многие критики называют фрегаты проекта 31 лишь незначительно улучшенной версией прибрежного патрульного корабля и, в свете таких мнений, только заинтересованность мирового рынка вооружений в этом корабле может стать решающим фактором в развитии британского кораблестроения.

Сохранение положительной динамики

Даже если фрегаты проекта 31 получат признание на международном рынке вооружений, для сохранения положительной динамики, необходимой для возрождения британского судостроения, потребуются значительные инвестиции, выигрыш новых заказов и постройка крупных кораблей на британских верфях в ближайшее время.

Проблема в том, что за исключением постройки высокотехнологичных боевых кораблей, строительство которых возможно только на британских верфях, британским судостроительным компаниям придется соперничать с зарубежными конкурентами, имеющими преимущество в связи с масштабами производства и в стоимости рабочей силы. Для развития британского флота критически важно, чтобы британские компании не пытались обеспечить себе большую прибыль за счет заказов от флота, иначе судостроительная отрасль может снова впасть в состояние застоя, и суда с пониженными техническими характеристиками будут строиться по завышенным ценам.

Постройка только пяти новых фрегатов не сможет оживить кораблестроительную промышленность Великобритании. Но, если также из полностью заранее смонтированных в Великобритании блоков, будут построены запланированные к вводу в строй крупные суда, начиная с больших и высокотехнологичных судов снабжения по программе MARS, это сможет в значительной мере способствовать восстановлению британской кораблестроительной промышленности.



error: