Материал из Википедии - свободной энциклопедии
Файл:Yanluo.JPG
Суд Яньло-вана
Яма - буддийское божество, распорядитель ада и определяющий судьбу умерших.
Мир Ямы (Yāma , тиб. thab.bral ) называется также «небесами без сражений», потому что это первый уровень, физически отделённый от проблем земного мира. Миром Ямы правит дэва Суяма (Suyāma); его жена - перерождение Сиримы, куртизанки из Раджагирхи, которая во времена Будды была очень щедрой к монахам. Существа этого мира высотой 2,250 футов и живут 144,000,000 лет (сарвастивада). Высота этого мира 160 йоджанов над Землёй.
Яма в буддизме тхеравады
Яма в китайской и японской мифологии
В китайской мифологии Бог Смерти называется Яньло-ван (кит. 閻羅 - Yanluo ), он является правителем ада . Имя Яньло - не что иное, как сокращение транскрипции с санскрита «Yama Rājā» (閻魔羅社) (Царь Яма). В ранней японской мифологии имя Яньло бога называли «Эмма » или Эмма-о (閻魔大王 Enma Dai-Ō , «Великий Царь Яма»).
Яньло-ван не только правитель, но и судья, который определяет судьбу всех умерших. В руках у него щётка и книга с деяниями всех душ и датой смерти. У него голова быка и лицо лошади. Стражники ада приводят к нему умерших одного за другим, чтобы Яньло-ван свершил суд. Люди с добродетелями получают хорошие перерождения, а иногда снова возвращаются к предыдущей жизни. Совершавшие дурные поступки приговариваются к пребыванию в аду с разнообразными мучениями, или получают трудные перерождения в других мирах.
Таким образом души мёртвых получают в зависимости от своих деяний перерождения от небес (см. боги (буддизм)) до ада (см. ад (буддизм) , а после пребывания в раю или аду возвращаются в новые свои тела на Земле.
Яньло-ван рассматривается скорее как чиновник в большой управе, чем божество. В художественной литературе рассказывается немало историй, как достаточно честные смертные попадают на некоторое время на место Яньло-вана и вершат суд вместо него.
Яньло-ван изображается в традиционной шапочке суди. Его изображение часто печатают на банкнотах жертвенных денег для духов, используемых в даосских храмах (см. Деньги преисподней). О степени распространения образа Яньло можно судить по идеологии Тайпинов , которые отождествляли его с библейским Сатаной.
Яма в тибетском буддизме
Литература
- Nanamoli, Bhikkhu & Bodhi,Bhikkhu (2001). The Middle Length Discourses of the Buddha: A Translation of the Majjhima Nikaya . Boston: Wisdom Publications. ISBN 0-86171-072-X.
- Nyanaponika Thera & Bodhi, Bhikkhu (1999). Numerical Discourses of the Buddha: An Anthology of Suttas from the Anguttara Nikaya . Walnut Creek, CA: AltaMira Press. ISBN 0-7425-0405-0.
Внешние ссылки
- Alan Baumler, «Oh hell » - фоторепортаж о «адской галерее» буддистского храма Дасиншань (г. Сиань)
Дэвалока (мир богов) , буддизм |
Четыре Небесных Царя | Тридцать три бога | Яма | Тушита | Нирманарати | Паринимитра-вашавартин |
dictionnaire et traducteur pour sites web
Une fenêtre (pop-into) d"information (contenu principal de Sensagent) est invoquée un double-clic sur n"importe quel mot de votre page web. LA fenêtre fournit des explications et des traductions contextuelles, c"est-à-dire sans obliger votre visiteur à quitter votre page web !
Essayer ici , télécharger le
Внешний защитник учения (Ямараджа). Центр. р-н Тибета, сер. 17в. Ямараджа изображён со своей спутницей беловолосой Чамунди, у неё тоже три глаза и корона из пяти черепов, как у Ямараджи. В руках у неё трезубец, у Ямараджи в руках булава из костей с черепом и лассо. Вверху изображение Цонкапы, вокруг него маленькие изображения Ямараджи с разными символами в руках. Ямараджа стоит на зелёном быке, который совокупляется с поверженным белым телом невежества. Справа от быка чёрный Внутренний защитник учения с лицом демона, слева - красный быкоголовый Тайный защитник учения. В нижнем правом углу на мулах Кали Дэви и Шри Дэви.
Яма (Ямараджа , Чойджал , Номун-хан , Эрлик ) - в буддизме бог смерти , властелин ада и верховный судья загробного царства.
В буддийской иконографии изображается синим (цвет грозного божества), имеющим рогатую бычью голову с тремя глазами, проницающими прошлое, настоящее и будущее, в ореоле языков пламени. На нём - ожерелье из черепов, в руках жезл, увенчанный черепом, аркан для ловли душ [ ] , меч и драгоценный талисман, указывающий на его власть над подземными сокровищами.
Яма в китайской и японской мифологии
В китайской мифологии Бог Смерти называется Яньло-ван (кит. 閻羅王 - Yanluowang ), он является правителем ада со столицей в подземном городе Юду . Имя Яньло - не что иное, как сокращение транскрипции с санскрита «Yama Rājā» (閻魔羅社) (Царь Яма). В ранней японской мифологии бога Яньло называли «Эмма » или Эмма-о (яп. 閻魔大王 эмма дай-о: , «Великий царь Яма») .
Яньло-ван не только правитель, но и судья, который определяет судьбу всех умерших. В руках у него щётка и книга с деяниями всех душ и датой смерти. У него голова быка и лицо лошади. Стражники ада приводят к нему умерших одного за другим, чтобы Яньло-ван свершил суд. Люди с добродетелями получают хорошие перерождения, а иногда снова возвращаются к предыдущей жизни. Совершавшие дурные поступки приговариваются к пребыванию в аду с разнообразными мучениями, или получают трудные перерождения в других мирах.
Таким образом души мёртвых получают в зависимости от своих деяний перерождения от небес (см. боги (буддизм)) до ада (см. ад (буддизм) , а после пребывания в раю или аду возвращаются в новые свои тела на Земле.
Яньло-ван рассматривается скорее как чиновник в большой управе, чем божество. В художественной литературе рассказывается немало историй, как достаточно честные смертные попадают на некоторое время на место Яньло-вана и вершат суд вместо него.
Яньло-ван изображается в традиционной шапочке судьи. Его изображение часто печатают на банкнотах жертвенных денег для духов, используемых в даосских храмах (см. Деньги преисподней). О степени распространения образа Яньло можно судить по идеологии Тайпинов , которые отождествляли его с библейским Сатаной.
Яма в тибетском буддизме
Шиндже занимает центральное положение в описании жизни после смерти в тибетской мифологии. По легенде, он «располагается в центре ада, держит в руках меч и лейчжи мелонг, „зеркало кармы“, отражающее жизнь умершего». Четыре помощника помогают ему определить дальнейшие судьбы умерших.
В более поздних редакциях легенды Шиндже был усмирён Манджушри , а вернее его гневной ипостасью Шинджешед (санкср. : Ямантака, «убивающий владыку смерти»). Победив Шиндже, он превратил его в дхармапалу. С тех пор Яма Дхармараджа (или Ямараджа ) считается одним из восьми защитников буддийского учения в Тибете .
В практиках ваджраяны Ямараджа - божество-защитник класса ануттара-йога-тантры . Образ Ямы Дхармараджи используется теми, кто осуществляет практику Ваджрабхайравы (гневного воплощения Манджушри) в школах гелугпа , кагью и сакья .
Примечания
- Огнева Е.Д. Шиндже // Мифологический словарь / Гл. ред. Е. М. Мелетинский . - М. : Советская энциклопедия , 1990. - 672 с. - ISBN 5852700320 .
- Bryan J. Cuevas. Travels in the Netherworld: Buddhist Popular Narratives of Death and the Afterlife in Tibet. - Oxford University Press, 2008. - С. . - 216 с. - ISBN 9780199712373 .
- Art of Tibet: A Catalogue of the Los Angeles County Museum of Art Collection. - University of California Press, 1983. - С. . - 280 с. -
Я ма - в ведийской мифологии он представляется, как бог смерти; в - хранитель мира (Локапала), отвечающий за южную сторону (страну мертвых); - владыка ада, в прошлом - возглавляющий город Вайшали.Яма - божество, правитель царства мертвых, являющийся сыном Вивасвата и братом Ману (единственный выживший после великого потопа). Его сестра и помощница, олицетворяющая творческую энергию Ямы - Ями. Принято считать, что они являлись первыми людьми, Яма же - «первый умерший». По одной из легенд: бог смерти решил познать мир, отправившись путешествовать - попал на небо. После этого события люди на земле стали смертными.
Добрый Яма, ставший впоследствии предводителем царства мертвых, превратился в черствого разрушителя, про что говорит его описание, сделанное простыми людьми. Божественное существо, имеющее зеленый окрас кожи, вооруженное булавой, которое, по пути собирающее души смертных, сопровождают две четырехглазые собаки. В ранние времена полагалось, что покинувшая тело душа переплывала реку Вайтарани, попадая в ад, где она должна была предстать перед судом в лице Ямы. Там бог «зачитывал» душе все ее наземные деяния и посредством услышанного, выносил свой вердикт (либо ад либо рай).
В буддийской мифологии: 8 полководцев и около восьмидесяти тысяч «отборных» воинов сопровождали описываемое божество в загробный мир, где трижды в день в глотку Ямы заливалась расплавленная медь. Данное наказание приводилось в исполнение до того момента, пока он не искупил грехи, нажитые на земле. После, он стал возглавлять могущественное, зловещее место - ад, насылая на смертных преждевременную старость и всячески изощренные болезни. Его сестра - Ями, возглавила ад для женщин (творческая энергия Ямы - шакти). Поздние гимны Ригведы содержат в своих текстах упоминания о боге смерти.
Широко распространен среди них тот, в котором описывается не произошедший инцест между соблазняющей сестрой Ями и отвергающим ее в гневе (нравственные соображения, воспитание), Ямой. Поздняя ведийская мифология: став царем, Яма всячески пытается найти признания среди богов, которые в результате скажут: «он стал таким же, как мы».
Эпическая мифология: воссевший на трон в мире умерших Яма, держащий в своих руках оружие- булаву и плетку. Смертный, пришедший к нему, ждет пока писец Ямы - Читрагупта зачитает все его «минусы» и «плюсы», совершенные на земле. После, божество принимает решение - отправить смертного в рай (блаженную обитель предков), в ад (число адов варьируется от трех до двадцати одного), либо же - на землю, где он - смертный, сможет вновь перевоплотиться в.. (карма).
Мантра (музыка):
Йогически- интересно:
Некоторые из ипостасей Ямы: Антака - «приносящий конец жизни», Мритью - «Смерть», Кала - «Время», Дхарма.
Яма - Бог Смерти, Хозяин Смерти, Ямараджа
Первое упоминание о Яме - боге смерти - встречается в индийских Ведах. В тибетском буддизме это защитник дхармапала (усмиренный, но непросветленный демон), а во всех остальных традициях еще и судья над мертвыми, который определяет в какой из миров отправить умершее существо, а также управляет адскими мирами.
Яма весьма распространен в своей буддийской ипостаси и известен во всех странах, в которых практикуется буддизм, включая Китай и Японию, где и вовсе является интегральным образом в мифологии.
Тибетская Ваджраяна
В Тибете Яма - это сила, вращающая колесо Сансары и чтится как защитник духовной практики. В мандале Бхавачакры все сферы жизни отображены между его челюстей или в его чудовищных рука.
Иногда Яма бывает в союзе с Ями или Чамунди. Яму не следует путать с Ямантакой - другим буддийским защитником и йидамом - который однажды его победил.
Веды
Яма принадлежит к раннему срезу ведической мифологии. В этой традиции он считается первым смертным, который умер прошел по дороге в потусторонние миры, и по закону первенства стал властителем умерших. Имя Яма можно истолковать как «близнец» и в некоторых мифах он находится в паре со своей сестрой Ями.
В индийском искусстве Яма
изображается с зеленой или красной кожей, в красной одежде и верхом на буйволе. В левой руке Яма держит петлю лассо, которой вытягивает душу из мертвых тел. У него есть две собаки - адские гончие с четырьмя глазами и широкими ноздрями, которые охраняют дорогу к его обиталищу. Также считается, что они бродят среди людей, как его посланники. Яма отчитывается в своих действиях перед Шивой Разрушителем.
Яма
решает в какой из адов или небесных миров определить душу после смерти и перед последующим возвращением на землю, в зависимости от хороших и плохих поступков, совершенных при жизни. Противоположные поступки не уравновешивают друг друга и таким образом душа может попасть и в ад, и на небеса.
В буддизме Тхеравады
В Палийском Каноне Будда рассказывает, что человек, который плохо обращался со своими родителями, аскетами-практиками, святыми и просто старыми людьми после смерти попадает к Яме. Яма спрашивает человека, рассматривал ли тот когда-либо свои поступки в свете рождения, старения, болезни, мирского возмездия и смерти. В ответ на вопросы человек отвечает, что нет, он никогда не думал о кармических последствиях своих негативных поступков, и в результате Яма отправляет его в ад до тех пор, пока негативная карма не истощится.
В распространенных народных поверьях Яма насылает старость, болезнь, наказания и другие ненастья на людей как предупреждения о том, что нужно хорошо себя вести.
В китайской, корейской и японской мифологии
Изображается как массивный мужчина с ярко красным лицом, выпученными глазами и длинной бородой. Носит традиционную одежду и корону на голове, на которой часто присутствует иерогриф王, значащий «король».
Яма - Янлуо - это не только управитель но, но также и судья нижнего мира, который судит всех умерших. Иногда он появляется с помощником, который держит в руках кисть и книгу, в которой записана каждая душа и дата ее будущей смерти. Голова Быка и Лошадиное Лицо, ужасающие охранители ада, доставляют свежеумерших один за одним к Янлуо на суд.
Янлуо считается скорее организацией или бюрократической должностью, чем божественной личностью. В мифах описаны истории, когда честный смертный назначался на пост Янлуо и служил в качестве судьи и управителя нижнего мира.
/по материалам сети/
Немного о мире. Боги Индра и Яма.
д.ф.н. Е.Лугов
Как известно в Индийско-буддийской Космогонии наш мир Земли, один из множества обитаемых миров. Имеется в виду даже не в пространстве, а в разных типах измерений. Основная описательная база для характеристик мира-измерения, это особенные свойства каждого измерения. Поскольку человеческий мир несовершенен, то и возможности описания других миров нашими словами и понятиями сильно ограничены. Поэтому в Восточной Космогонии используется символическое, а не буквальное понимание-описание. Интересно, что подобное описание присутствует в традиционных Космогонических системах всех развитых Индо-Европейских и Монголоидных народов. Совокупность Человек, как Микрокосм – есть полное подобие Макрокосма вселенной, то есть нам присущи свойства и возможности других измерений. Поэтому многоуровневое строение человека в Восточных системах, часто соотносят со строением вселенной. То есть в структуре человека имеются аналогии и соответствия. Чтобы понять соответствия, давайте рассмотрим краткую классификацию миров-измерений нашей вселенной.
Три основные гуны (качества-свойства) Тамас, Раджас и Саттва разделяют ее на:
Миры Желаний-Страстей. Из шести основных измерений, и в верхнем шесть дополнительных измерений, всего одиннадцать.
Миры Божественных форм. Из четырнадцати измерений.
Миры Единого Бога за пределами форм и описаний. Из четырех измерений.
Каждый из разделов подразделяется еще на множество подразделов-измерений. Часто измерения вовсе не пересекаются, хотя находятся один в другом, как шелуха в луковице. Иногда измерения переходят друг в друга, взаимодействуют. Мы, люди, например, взаимодействуем одновременно с измерениями ниже себя, адами, так и выше себя, с богами. Так или иначе, вся совокупность миров едина и называется образно Бхавачакра, колесо Бытия, или Колесо Сансары. В нем живет и постоянно учится, совершенствуется во многих воплощениях бесчисленное множество чувствующих существ. Вибрации активности этой совокупности миров-измерений вселенной передаются иерархически, вертикально сверху, от миров Абсолюта насквозь через все измерения, до самых грубых вибрационных миров. Все измерения составлены из вибраций. Строго говоря нет ни верху ни низу, а измерения вибрируют на разных частотах силы. И сознания всех живущих существ вибрационно висят именно в тех мирах, к которым притянуты по частотам вибраций. Многие типы существ, например люди, могут одновременно быть в разных измерениях, то есть диапазон их вибраций широк и охватывает множество слоев концентрации силы.
Вселенная это всегда развитие и творчество. Импульсы божественной энергии творения и активности ощущаются во всех измерениях. В нашем мире людей это выглядит как божественное предопределение и совокупность сходящихся условий, где не возможно избежать того или иного действия. В нашем мире Желаний, сильна инерция, вибрации высшего мира передаются с определенным коэффицентом поглощения, торможения. Формы, состоящие из грубых вибраций, как элементов висят в пространстве и времени. Но в любом случае эволюция происходит, и все мы совершенствуемся в увеличении частоты вибраций, хотим мы или нет. В высших мирах божественных форм, грубых желаний и омрачений иллюзорностью инерции нет. Передача силы от Абсолюта происходит там полностью, без коэффицента искажения-поглощения. Сквозная вибрационная волна Абсолюта по оси симметрии всех измерений действует постоянно в течение всего существования вселенной, от точки 0 до точки завершения цикла. Получается, где мощнее вибрации, там и чище мир, где грубее и медленнее вибрации, там и энтропия поглощает и тормозит Бога. Поэтому чем плотнее миры, тем больше страданий и несовершенств.
Мы с вами стремимся принимать по максимому вибрации приходящие из высших миров, и тем соответствовать божественному космическому замыслу-закону. Именно для этого мы практикуем повышение частоты вибраций, с помощью чтения мудрых книг, изучения окружающего мира, как видимого, так и невидимого. Мы помогаем и обучаем других людей, мы стремимся устранить свои недостатки и тормоза. Ведическая традиция говорит, что человек может радоваться земной жизни, ходить по земле, и одновременно жить в четырнадцати высоких измерениях. Так это или нет, мы предлагаем вам проверить на собственном опыте познания беспредельности….
Бог-правитель Индра. Райские небеса Тридцати Трёх Богов.
ИНДРА (санскр. – имя означает, Владыка, сила, плодородие), центральный персонаж древне-ведийского периода, бог грома и молнии, воитель, покровитель военной дружины, предводитель богов-дэвов в их постоянной войне с титанами-асурами, воплощение воинской доблести и признанный «царь богов», впоследствии один из основных хранителей мира (дикапала), ответственный за восток. Один из 12 братьев-Адитьев. Владеет оружием Ваджрой-молнией. Ваджра символизирует силу и могущество духа. Ваджра была выкована для Индры Тваштаром (Тваштар - бог творец. Русское слово "творить" того же корня.). Победил демонов Вритру и Бала.
Истоки образа Индры восходят по крайней мере к периоду пребывания индоариев в Северной и Средней Азии, по видимому не позднее конца III тысячелетия до н.э. Индара было известно митаннийским ариям в 15 веке до н.э.; в Авесте часто звучит один из основных эпитетов Индры – Вритрагхна («Убийца [демона] Вритры») – и он отражен в форме зороастрийского бога войны Веретрагхна (пахлави - Бехрам). Индра обретает беспрецедентно высокий авторитет в ведийском пантеоне, что позволяют многим исследователям предположить, что Индра возвысился в связи с экспансией и завоевательными действиями ариев в Центральной Азии и Индии. Он символ их могущества перед лицом аборигенного населения и продвижения в глубь региона; благодаря этому Индра стал постепенно оттеснять прежних приоритетных индоарийских богов, прежде всего другого бога «царя Вод» Варуну. Индра - бог грома описывается в Ригведе (RV 10.23,4), рыжебородым, но многие изображения, показывают его безбородым. В Ригведе Индре посвящено около 250 специальных гимнов (значительно больше, чем какому-либо другому божеству), не считая многочисленных упоминаниях его в прочих гимнах. Индра – наиболее антропоморфное божество ведийского пантеона: в гимнах подробно описываются части его тела, лицо и борода, одежда, голос, рост, возраст; есть и психологические характеристики – гнев, ярость, мужество, сила, мудрость, искусность и т.д. Именно его призывают два сошедшихся в битве войска, он вдохновляет певцов-риши на создание гимнов. Верховное положение Индры в ведийском пантеоне фиксируется в его эпитете «царь вселенной» (Ригведа). Но его царское достоинство выражается и более конкретно – в окружении его целой свитой небесных богов бури – марутов. Происхождение Индры, достаточно запутанное: его родителями названы многие мифологические персонажи. Он влючен в пантеон 12 братьев-Адитьев, правителей зодиакального времени Земли. Основные его подвиги связаны с победами над различными демоническими силами, прежде всего над змееподобным Вритрой (буквально «Затор», «Преграда»), сковывавшим льдом течение рек и заточившим в скалистых льдах коров, олицетворением холода и хаотического начала. Поединок Индры с Вритрой неоднократно получал космогоническое истолкование – как победа организующей космической силы над силой хаоса, враждебной жизни. Именно эта победа рассматривалась в древне-ведический период как циклическое воссоздание организованного мира из хаоса. Среди других сил, побежденных ведийским «царем богов», – демоны засухи (например, Шушна) и других деструктивных сил природы, а также аборигенные племена, ставшие рабами (дасью) вторгшихся в Индию индоариев. Грозный громовик неоднократно усмиряет и самих ведийских богов, которые страшатся его. Индра дружит со многими из них, прежде всего с солярными богами Сурьей и Савитаром, а также с богом дождя Парджаньей.
У Индры есть белый слон Айравата (Айраеана) - прародитель слонов и глава "мировых слонов" дигнагов, поддерживающих вселенную, охраняющий Восток. Он умеет летать без крыльев и появился из волн мирового океана, когда его пахтали боги. Олицетворение дождевой тучи. Этого слона часто изображают с тремя головами и с семью хоботами. Белый слон Айравата представляет собой вахану (перевозчика) Индры.Так же у Индры есть чудесный белый конь, быстрый, как мысль, Уччайхшравас (санскр. - высокую славу имеющий) - в индийской мифологии конь, родившийся из волн океана, когда боги пахтали его. Он стал собственностью бога Индры и считается отцом и царем всех лошадей.
Индра - правитель Небес Тридцати Трёх Богов. Он очень мудр и обладает великим терпением. Небеса Тридцати Трёх Богов (Сварга) – Второе Небо в структуре небес-рая Мира Страстей-желаний. Боги Первого Неба – Четыре Хранителя сторон света, живут у подножия горы Меру. Это-вселенская Гора Совершенства, Космический столб, разделитель измерений Мира Желаний. Боги Второго Неба живут на вершине этой горы. О горе Меру в канонических текстах говорится, что эта символическая гора была создана с появлением Вселенной. Она превратится в пепел только при разрушении той части Вселенной, которая включает Мир Страстей из одиннадцати измерений, и Святые Небеса Брахмы. Это четыре нижние измерения первой Дхьяны, уровня чистого сияния, просветленности богов, из четырнадцати небес Мира Божественных Форм.
Четыре группы по восемь главенствующих богов расположены в четырёх основных направлениях от резиденции Индры, а сама резиденция, дворец "Истинная Победа" (санскр. вайджаянта), находится в центральной части вершины Сумеру. Четыре группы по восемь богов вместе с Индрой – это тридцать три бога.
В трактате "Абхидхармакоша" (санскр.
"Энциклопедия Абхидхармы", V век н.э.) Васубандху пишет:
"Посредине плато Сумеру находится город под названием Сударшана (санскр. букв. "Прекрасный"). Каждая из его сторон длиной в 2500 йоджан (1 = 14 км.), окружающая его стена – из золота, высотой полторы йоджаны. Земля [в этом городе] пестрит сто одним цветом, она мягкая на ощупь, словно хлопок, и пружинит под ногами. Это – столица Индры-Шакры, Владыки богов…
В центре города находится дворец владыки богов, называемый Вайджаянта, который своими бесчисленными сокровищами и совершенством расположения и убранства помещений превосходит роскошь и величие всех других дворцов. Каждая из его сторон длиной в 250 йоджан. Он – поистине главное украшение города…
За городом по четырём его сторонам [располагаются] парки и прочие места развлечения богов. Это парк Чайтраратха и рощи Парушьяка, Мишрака и Нандана. Они украшают город извне…
С четырёх сторон этих парков четыре Прекрасные земли, которые простираются на двадцать йоджан и словно состязаются между собой в красоте; это любимые места развлечений богов…
Древо Ковидара, исполняющее желания, которое называется Париджата, – основное место чувственных наслаждений богов, принадлежащих к группе Тридцати Трёх. Корни этого дерева уходят в глубь на пять йоджан, его высота – сто йоджан. Крона дерева, [образованная] ветвями, листьями и цветами, простирается на пятьдесят йоджан. Поистине, запах его раскрывшихся цветов распространяется на 100 йоджан по ветру и на 50 йоджан против ветра".
Небеса Тридцати Трёх Богов и Небеса Асуров часто находятся в борьбе друг с другом. Асуры, испытывая зависть к заслугам, и наслаждениям богов, пытаются показать своё превосходство. На изображениях Колеса Бытия асуры и боги Небес Тридцати Трёх воюют. На изображении показана битва, в которой асуры борются за право обладать плодами Дерева Исполнения Желаний, чьи корни находятся на их территории, а крона на территории богов. Асуры завистливы, воинственны и умны, но не могут победить, так как у богов больше благих заслуг и мудрости.
Небеса Тридцати Трёх Богов (Сварга) – это мир, где могут перевоплотиться интеллектуально одаренные люди, если, используя свои таланты, они развиваются духовно и помогают великим духовным Учителям в деятельности по спасению душ от плохих перерождений. Успех их эволюционной деятельности становится Благими заслугами, и после смерти они могут перевоплотиться на Небесах Индры. При жизни такие люди должны вести практику соблюдения благих заповедей, искоренения негативных привычек и качеств, присущих шести мирам Желаний-страстей: гнева, жадности, невежества-глупости, зависти, гордости, эгоизма.
Бог Яма. Небеса Ямы – Мир Владык Кармы.
Яма, в ведической индийской мифологии владыка царства мертвых, свирепое, но справедливое божество, сын солнца Вивасвата и брат Ману, единственного человека, пережившего великий потоп(оледенение). Его сестра и спутница, а также воплощение его творческой энергии - Ями. Считается, что брат и сестра - первые люди, рожденные от богов, а Яма - "первый, кто умер телом, но остался в полном осознании". Милостивый Яма древности со временем превратился в зловещую и разрушительную силу. Люди представляли его себе красно-сине-зеленокожим, вооруженным петлей и булавой, в сопровождении двух четырехглазых собак, видящих во все четыре стороны, присутствующим по всему свету, собирая души умерших. Древние полагали, что, покинув тело, душа направляется за реку Вайтарани в страну мертвых, где ей предстоит предстать перед судом. Там Яма зачитывал список деяний души в ее воплощении-теле, после чего выносил приговор Истины. Душа отправлялась в рай, в ад или возвращалась в страну живых, где ей предстояло новое рождение.
В трактате "Абхидхармакоша" Васубандху пишет:
"Выше [Небес] Тридцати Трёх находятся боги, которые пребывают в ["воздушных"] замках. Это [миры-измерения] Яма [третьи небеса богов], Тушита [четвертые небеса богов], Нирманарати [пятые небеса богов], Паранирмитавашаварти [шестые, всего шесть измерений-миров богов, относящиеся к Миру Желаний-Страстей вселенной], а также относящиеся к группе богов Небес Брахмы (санскр.-брахмакайика) и другие, о которых говорилось выше. Они находятся в шестнадцати различных местах пребывания. Всего, таким образом, насчитывается двадцать два класса богов с соответствующими местопребываниями".
Небеса Ямы (санскр. Ямалока, тиб. Шингжигтен – "Мир Ямы", его также именуют по-тибетски Таббрал - "Без Конфликтов", "Свободный от борьбы [с асурами]") – Третьи Небеса в структуре небесных миров Мира Страстей. Считается, что существа Третьего Неба живут в облакообразном пространстве, находящемся над Горой Меру.
Бога Яму называют Ямараджа - правитель Яма, Дхармараджа - царь закона. Он судит души умерших и выносит решение, где следует перевоплотиться душе согласно её карме, накопленной в течение прошедшей жизни. Душа умершего попадает в промежуток после смерти - в бардо, и когда возникает видение богов Небес Ямы, для неё наступает период, который можно назвать судным днём.
Боги Небес Ямы (современное название: Владыки Кармы) управляют перерождением существ, которым предстоит родиться в следующей жизни в одном из миров, расположенных ниже их Неба. А это миры от Небес Тридцати Трёх Богов до Ада. В их число входит и наш Мир Людей. В сутрах говорится, что боги Небес Ямы считывают карму души умершего существа, накопленную им в течение прошедшей жизни, используя зеркало кармы и камни для подсчёта: белые камни – для подсчёта белой, или хорошей, кармы, а чёрные камни – для подсчёта чёрной, или плохой, кармы. Плохие поступки – причина для наказания недобродетельных душ в виде перевоплощения в нижних мирах, полных наказаний, несчастий и страданий. Хорошие поступки – причина для перерождения в счастливых мирах. Для благого воздаяния после смерти, необходимо совершать благие поступки при жизни. От вершащих Суд на Небесах Ямы невозможно что-либо утаить. После смерти существам воздаётся за их прожитую жизнь. Это воздаяние – хорошее или плохое перерождение. Здесь для душ определяется перевоплощение либо в одном из Трёх Скверных Миров: в Аду, в Мире Голодных Духов, в Мире Животных, – либо в Мире Людей, в Мире Асуров или в Мире Дэвов вплоть до Небес Тридцати Трёх Богов. На этом суде присутствуют слуги Ямы, которые немедленно исполняют волю Владык Кармы.
То, что называют облакообразным пространством, есть измерение, которое превосходит наши представления о физическом мире, место, где Мир Форм и Мир Страстей тесно связаны. О богах Третьих Небес известно, что их тело сразу восстанавливает свою форму, даже если рассечь его. Травмы на этих Небесах залечиваются моментально. Здесь можно летать и мгновенно перемещаться в любое место Небес. Боги в нем живут на порядок дольше, чем нанебесах Тридцати Трех. Смерть обитателей Небес Ямы не может быть вызвана внешними условиями. Только личная карма является причиной смерти населяющих этот мир существ.
На Третьих Небесах могут перевоплотиться существа, досконально познавшие жизнь и смерть, избавившиеся от шести главных негативных качеств нижних миров. Такие существа есть в мире людей. Это осуществлявшие правильное служение в мире, чистые от любых омрачений иллюзорных форм Колеса Бытия. Это духовно продвинутые мастера, практикующие Бардо - промежуток и Пхова – перенос сознания, которые помогли при жизни многим душам.
Ригведа, мандала X, стих 14. К Яме.
Автор, по анукрамани, Яма, сын Вивасвата (Yama Vivasvata). Размер - триштубх, стихи 13, 14, 16 - ануштубх, 15 - брихати. Это единственный в Риг Веде гимн, посвященный царю мертвых - Яме. В первой части гимна (стихи 1-6) восхваляется Яма за то, что он первым прошел путь смерти (1-2), прославляются знаменитые предки - отцы (3-4), и Яму вместе с предками приглашают принять участие в похоронном обряде (5-6). Вторая часть (7-12) представляет собой напутственное слово умершему. Третья часть трактует тему первой части чисто в ритуальном плане: Яму приглашают на жертвоприношение Сомы (13-15). В последнем стихе (16) сочетаются две темы: умершего, следующего по пути, проложенному Ямой, и восхваления Ямы.
1. Того, кто удалился по великим отлогим склонам, Разглядел путь для многих, Сына Вивасвата, собирателя людей, Яму-царя почти жертвой! 2. Яма первым нашел для нас выход - 3. Матали с Кавьями, Яма с Ангирасами, 4. Поэтому, Яма, садись на эту солому 5. Приди с Ангирасами, достойными жертвы! 6. Ангирасы - наши отцы, Навагва, 7. Ступай, ступай прежними путями, 8. Соединись с отцами, со [единись] с Ямой, 9. Уходите, расходитесь и расползайтесь отсюда! 10. Спеши мимо двух псов, потомков Сарамы, 11. Два твоих пса, о Яма, - сторожа, 12. Два похитителя жизни, с широкими ноздрями, рыжеватые, 13. Для Ямы выжимайте Сому! 14. Для Ямы жирный жертвенный напиток 15. Для Ямы-царя возлейте 16. Во время [обрядов] трикадрука он пролетает |
Книга Велеса
I се за троудень щас нашь не бржiехомь о ны, а вдемо оумарате за Родь нашь. I се оть ден Яма жереть о убiене. I се вранiе ядьщуть ощесы iех. I се трва растнеть скрезь щелепень iу. I то зряте не можахомь, яко отратiехомь добры i земы i сылоу нашю. I небожде бендiехомь одерень взенте до ралы iе, якожде комонiе тенгнете о орю iех, i жноу iех вiенете, да ядуть хлб нашь, i ядьмо земе.
Дощечка 28 - I тень краты iдехом оголены до пре а побiедехом. I аяко ста Грецьколан боагць, iзнiежде мещце сва, а тый бенде брзiе у Навiен од Яме, якiе ждещеть жртву сву до земе, абы те пiте крев го, i жывоть го умерщвляте i тыем жыте о там.
Бхавачакра, или Колесо Бытия
Среднее широкое кольцо разделено на шесть секторов и содержит изображения шести видов существования в Мире Страстей. Это:
Башня в верхнем секторе кольца символизирует вселенскую гору Меру (Сумеру), а её вершина – Небеса Тридцати Трёх Богов. Между богами этих Небес и асурами ведётся борьба из-за дерева исполнения желаний, чьи корни и ствол принадлежат миру асуров, а вершина с драгоценными плодами исполнения желаний (символ заслуг богов) уходит высоко вверх во владения Тридцати Трёх Богов. Наружное кольцо содержит, порождающих и поддерживающих Сансару:
Наверху справа от Ямы буддисты изображают Будду Шакьямуни, а слева изображён небеса счастья Будды Амитабхи - Сукхавати. |